Культура и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:43, реферат

Описание работы

Искусство — удивительная, достаточно самостоятельная и чрезвычайно важная сфера культуры. Известный немецкий философ Г. В. Гегель подчеркивал, что «всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает собственное «Я». При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, творя свое отражение, одухотворяя то, что он создает. Искусство — душа культуры, форма ее самосознания.
В своих образах искусство запечатлевает мир, создавая целостный слепок культуры, отлитый в литературных текстах, в скульптурных и архитектурных произведениях, в живописных полотнах, в звучащей музыке.
Способность творить, создавая прекрасные, уникальные художественные ценности, присуща на земле только человеку. Именно со способностью к художественному творчеству многие исследователи связывают переход человека из мира природы в мир культуры.

Работа содержит 1 файл

рефират культора и искусство.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

Художники-графики  могут создавать не только отдельные  листы, но и целые серии рисунков, объединенных общей темой. Не прибегая к помощи цвета, графика – искусство  необычайно лаконичное своими скупыми  средствами может дать и действительно  дает не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем  живопись.

Графику можно делить на : станковую и прикладную. Станковая графика, например гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка – книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т. д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения  в изображаемое явление.

Графика – необычайно оперативное искусство, оно идет по горячим следам событий  самой жизни и с каждым днем все в большей мере входит не только в общественную жизнь, но и быт  людей.

Книжная графика – это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и конце текста и т. д.). Иллюстрация ставит задачей раскрыть идеи и образы произведений, внутренне соответствовать его глубинному содержанию.  Однако книжная иллюстрация – не простая копия литературного текста, переведенного на язык графики, а самостоятельное художественное произведение, результат подлинного творчества.  Особое место в искусстве графики занимает плакат – большое публицистическое, агитационное искусство, отличающееся ясностью, броскостью, яркостью, сочетанием рисунка с литературным текстом, – боевой ответ средствами изобразительного искусства на наиболее острые и значительные злободневные политические вопросы.

Расширение  круга воспроизведенных явлений  жизни, большая смысловая наполненность, емкость произведения – важная тенденция  современной графики. И в станковой  графике, и в художественных иллюстрациях в рамке одного листа начинают вмещаться разные, хотя и сопутствующие  друг другу сюжеты или разные грани  одного сюжета.

К искусству  графики относится также карикатура и примышленная графика.

Графика включает различные виды воспроизведения  рисунка: гравюру – отпечаток  рисунка с гравировальной доски; литографию – отпечаток с камня  или с заменяющей его металлической  пластинки. 

Слово «графика»  происходит от греческого «графо», что  значит по-русски «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много  общего между письмом и рисунком. Действительно художник рисует на бумаге, и часто тем же самым, чем пишет, – пером, карандашом. Более того, основным выразительным средством  графики является не живописное богатство  цвета, а линия, штрих.

В графике  всегда ощущается плоскость листа  бумаги. На нее свободно ложатся  линии рисунка, послушно следуя полету мысли художника. Недаром в графике  так часто говорят об индивидуальном почерке, о неповторимом своеобразии  манеры выражения.

2.3 ГРАВЮРА 

Гравюрой  называют отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилографию и т. д. Но сама по себе доска имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге – оттиск, или, как его иногда называют эстамп. Правда эстампом считается не каждый оттиск, а лишь тот, который напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить станковый характер.

Но в  чем же смысл гравюры? Почему художник-гравер выполняет сложную и трудоемкую работу по дереву, металлу, камню, а  не рисует сразу на бумаге?

Рисунок, как и картину, можно сделать  только в одном экземпляре. Он по своей природе уникален. Повторить  его нельзя, потому что каждая копия  и репродукция всегда бывают хуже подлинника. Иначе обстоит дело с  гравюрой. Главным ее качеством является тиражность – возможность сделать  с одной печатной доски много  оттисков. Все эти оттиски будут  равноценными художественными произведениями. На любом из листов автор может  поставить свою подпись: ведь все  они отпечатаны с доски, обработанной его рукой. Стоит же гравюра недорого – намного дешевле, чем рисунок, акварель и тем более картина.

Гравюра – это оригинальное художественное произведение. Каждый авторский оттиск – такой же подлинник, как и  картина маслом. В том-то и прелесть эстампа, что он дает большое количество равноценных оттисков, каждый из которых  самостоятельное художественное произведение. Художник-гравер говорит на языке  своего искусства, с учетом всех особенностей материала и техники, и его  произведение, поэтому оригинально и неповторимо. В нем живет душа художника, чувствуется трепет его руки.

Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Многогранное, гибкое искусство гравюры привлекло  к себе внимание многих выдающихся художников.

Замечательными  мастерами гравюры были такие  великие живописцы, как А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя; пробовали свои силы в гравюре А. Ван Дейк, Э. Делакруа, К. Коро, Ж. –Ф. Милле. Из русских художников много занимались гравюрой О. А. Кипренский, И. И. Шишкин, В. А. Серов.

Художники ценили в гравюре не только ее тиражность, но и ее выразительные возможности. Устойчивость и определенность в сочетании с непосредственностью выражения, лаконизм, острота и точность передачи действительности в сочетании с прелестью самого материала – все эти особенности гравюры открывали перед художниками широкое поле деятельности.

2.4 СКУЛЬПТУРА 

Скульптура  воспроизводит явления жизни  в объемной форме. Скульптор создает  задуманный им образ из твердых материалов – камня, бронзы, мрамора, определенных пород дерева – с учетом пластических возможностей каждого из них.

Основным  объектом изображения в скульптуре всегда было лицо и тело человека. Современная  скульптура расширяет свои изобразительные  возможности, она обращается к прямому  воспроизведению таких явлений  и граней жизни, к которым в  прошлом скульпторы не обращались. Не только сам человек, но и окружающая его среда становятся непосредственным объектом интересов скульптора.

Еще совсем недавно в 1952 году, выдающийся наш  скульптор В. И. Мухина утверждала, что  скульптура не может изображать неодушевленные предметы, например, машины, материальные атрибуты среды и т. д. Но в наше время именно эти стороны в  действительности все чаще и чаще скульпторы вводят в свои композиции.

Основными изобразительными средствами скульптуры являются объем, силуэт, пластика, ритм. Они используются таким образом, чтобы созданное художником произведение просматривалось со всех сторон, а силуэт его четко рисовался в пространстве, был органично с ним связан.

Произведения  скульптуры выступают в виде портрета или бюста (подгрудного изображения), полуфигуры и фигуры или статуи (изображение во весь рост). Самым распространенным видом скульптуры является объемная круглая трехмерная скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон.

Наряду  с круглой скульптурой существует еще и рельефно-выпуклое изображение  на плоскости. По высоте выступающих  из плоскости объемов различают  высокий – горельеф, низкий –  барельеф и обратный вогнутый –  рельеф. Они могут служить и  для оформления зданий, быть деталью  памятника и т. д.

В развитии художественной культуры особенно большое  место занимает скульптура монументальная. К ней относятся памятники, установленные  на площадях, парках и других общественных местах с целью увековечения выдающихся исторических деятелей, людей науки  и искусства, героев труда, а также  важнейших исторических событий. Монументальная скульптура связана с архитектурой или естественное средой: она должна хорошо просматриваться с любой  точки и поэтому устанавливается  на открытом месте. Ее очертания должны быть ясными и четкими, без чрезмерной детализации и вызывать у зрителя  яркое впечатление. Монументальная скульптура в отличие от скульптурных произведений, находящихся в специальных  помещениях не рассчитана на близкое  рассматривание.

Движение  в скульптуре, как правило, более  сдержанно, чем в живописи: статуя должна быть устойчивой, но объемность скульптуры позволяет представить  динамичность очень выразительно. Эта  динамичность – важнейшее средство характеристики человека. Существенным элементом выразительности скульптуры является падающий на нее свет. Скульптор так обрабатывает материал, чтобы плоскости и грани статуи по-разному отражали свет. Он рассчитывает, как скульптура будет освещаться в различное время дня и т. д. Значение освещения как средства выразительности столь велико, что скульпторы даже считают, что свет может убить или возродить скульптуру.

Существует  скульптура малых форм. К ней относятся  небольшие по размеру изделия  из фарфора, керамики, статуэтки. Эти  произведения нередко находятся  на грани скульптуры и декоративно-прикладного  искусства. 

2.5 ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ 

Искусство фотографии завоевало прочное место  в семье искусств и приносит большую  эстетическую радость десяткам миллионов  людей. Однако научному обоснованию природы художественной фотографии, раскрытию ее специфических видовых особенностей и место среди других видов искусства, прежде всего среди других видов изобразительного искусства в искусствоведческой литературе все еще уделяется недостаточное внимание.

Младшая ветвь в семье изобразительных  искусств художественная фотография, не имитирует ни живописи, ни графики, в тоже время ведет своим особым «языком» прекрасный, полноценный в  художественном отношении «разговор» о жизни. Искусство фотографии вносит свой существенный вклад в создание художественной картины нашего времени.

Простая протокольная фотографическая фиксация жизненного факта может вносить натуралистический  характер. Но дело, прежде всего, заключается в том, что в самой фотографии заложены возможности преодоления простого копирования жизненных фактов, и тогда, когда она этого достигает, фотография правомерно становится искусством.

В отличие  от живописи фотограф-художник не прибегает  к помощи деталей, созданных воображением. Во всех случаях объект изображения  находится непосредственно перед  глазом фотографа. Он использует те детали, те их сочетания, которые существуют в самой жизни, но это не означает бездумного перенесения фактов на пленку. Художественная фотография тоже результат  творчески осуществляемого отбора, отделения главного от второстепенного, существенного от незначительного, случайного, причем главная и существенная она находит в самой действительности. Фотограф становится художником только тогда, когда он начинает глубоко понимать и правильно оценивать явления жизни, правильно устанавливать соотношения между ними, видеть место, которое каждая из них занимает. В результате такой оценки художник, творящий средствами фотоискусства, выделяет наиболее характерные стороны действительности и тем самым воссоздает типичные полные глубокого смысла картины жизни.

Художественная  фотография может быть глубоко реалистичной, если художник силой своего острого  видения жизни способен увидеть  в самой действительности факты  и отношение. Подлинный художественный фотоснимок, подобно картине или  гравюре, в статичном изображении  жизни позволяет ощутить всю  ее прелесть, ее движения, ее прошлое  и будущее.

Искусство фотографии сложное. Его средства опираются  на технику. Но техника в фотографии отнюдь не сводится к чисто механическому  фактору: средства техники, если ими  пользуется, художник приобретают значение художественных изобразительно выразительных средств. Создание колорита объема изображаемых явлений, выделение главного и существенного достигаются средствами физики (оптики) и химии, но именно ими (колоритом, светом и т. д.) в значительной мере обусловлено художественное звучание снимка.

От мастерства художника-фотографа зависит выбор  ракурса, масштаба, характер кадрирования, своеобразие композиции, усиление или  ослабление контрастности. Благодаря  использованию различной оптики, светофильтров, изменения наводки  на резкость может быть усилено влияние  перспективы, объемности. Большие возможности  открываются в искусстве фотографии умелым владением светом, а в цветной  фотографии колористическими свойствами материалов.

2.6 АРХИТЕКТУРА 

Наряду  с живописью, графикой, скульптурой  архитектура относится к пространственным искусствам, зримо воспринимаются и  художественно представляют действительность в статичных формах.

В связи  с этим архитектуру и декоративно-прикладное искусство по традиции рассматривают, как специфические виды изобразительного искусства.

Архитектура занимает особое место в семье  искусств. В отличие от других видов  искусства, которые принадлежат  исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи; архитектура – это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная. В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

Гоголь  характеризовал архитектуру как  долговечную летопись мира – она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда  умолкают тени и предания. И действительно, египетские пирамиды, античная архитектура, готика, Ренессанс, барокко, классицизм, функционализм и конструктивизм в 20 веке – этапы, свидетельствующие  не только о ведущих тенденциях развития материальной среды, но и о развитии художественного мышления.

Информация о работе Культура и искусство