Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:43, реферат
Искусство — удивительная, достаточно самостоятельная и чрезвычайно важная сфера культуры. Известный немецкий философ Г. В. Гегель подчеркивал, что «всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает собственное «Я». При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, творя свое отражение, одухотворяя то, что он создает. Искусство — душа культуры, форма ее самосознания.
В своих образах искусство запечатлевает мир, создавая целостный слепок культуры, отлитый в литературных текстах, в скульптурных и архитектурных произведениях, в живописных полотнах, в звучащей музыке.
Способность творить, создавая прекрасные, уникальные художественные ценности, присуща на земле только человеку. Именно со способностью к художественному творчеству многие исследователи связывают переход человека из мира природы в мир культуры.
Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.
Основой архитектурного языка является организация внутреннего пространства и тектоника, то есть пластически разработанные и художественно осмысленные функция и конструкция. В тектонике раскрываются практическое значение здания, характер удовлетворения функциональных потребностей, своеобразие художественного мышления.
Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.
В архитектуре,
как искусстве, особенно в связи
с многозначностью ее природы, весьма
существенным оказывается понятие
стиля. Именно стилевое решение воплощает
основные принципы исторически обусловленной
системы художественного
Важной
и наиболее сложной формой архитектуры
является градостроительство – создание
архитектурных ансамблей, органично
связанных со сложными пространственными
решениями. В нашем градостроительстве
воплощаются ленинские идеи социалистического
расселения, создания целостной системы
городов и поселков с планомерным
размещением магистралей и
Декоративно-прикладное
искусство – искусство
Подобно
архитектурным сооружениям, произведения
декоративно-прикладного
Декоративно-прикладное искусство делят на определенные виды либо в зависимости от материала, из которого изготовляют изделие (кость, стекло, лак, дерево и т. д.), либо в зависимости от технологии обработки материала (керамика, художественные изделия из различных сортов обожженной глины; художественная резьба, набивные и декоративные ткани, художественная вышивка и т. д.), либо, наконец, по функциональному назначению (одежда, мебель, посуда, бытовая утварь).
Функциональный принцип представляется наиболее рациональным, хотя он и обладает определенной ограниченностью – недостаточно подчеркивается то обстоятельство, что полезный предмет приобретает значение произведения прикладного искусства только тогда, когда лежащий в его основе материал обработан в соответствии с требованиями законов красоты.
Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор.
Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи формирующий в человеке, по известному выражении. Горького, творческое воображение и уважение к труду их создателя, представляет собой существенное проявление предметной деятельности несущий глубокую эстетическую выразительность.
Впечатление, производимое прикладным искусством нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.
Изделии
декоративно-прикладного
Декоративно-прикладное искусство имеет глубокие народные корни и широко распространено. В силу этого его значение особенно велико, так как оно непосредственно входит в быт. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.
Помимо эпох, жанров и видов, в искусстве выделяются также стили. Стиль — очень сложное явление и дать его однозначное определение не просто. Известный русский искусствовед В. В. Вейдле (1895-1977) подчеркивал, что «стиля нельзя ни выдумать, ни воспроизвести; его нельзя заказать, нельзя выбрать как готовую систему форм, годную для перенесения в любую обстановку; подражание ему приводит только к стилизации... Стиль как форма души, как скрытая предпосылка всякого искусства, как наличная предопределенность всякого творчества... Его не создаст отдельный человек, но не создается он и в результате хотя бы очень большого числа направленных к общей цели усилий; он лишь внешнее обнаружение внутренней согласованности душ; сверхразумного, духовного их единства; он — воплощенная в искусстве соборность творчества. Когда потухает соборность, гаснет стиль, вернуть его нельзя; он дан или его нет; тем хуже для художников и эпох, которым он только задан».
Стиль — отражение души народа, души эпохи, когда он создавался. Стили могут сменять друг друга, но могут и сосуществовать в рамках одного культурно-исторического периода. В современной культуре часто наблюдается стилевая эклектика, смешение стилей, а иногда и просто искусство стилизации.
Различают следующие стили европейского искусства.
Романский стиль (Х-ХШ века) — строгий, монументальный, конструктивный стиль, основанный на переосмыслении традиций римской архитектуры. Романский стиль подчеркнуто, торжественен, исполнен спокойной силы. Романские постройки отличались массивными стенами, узкими окнами, башнями, порталами, галереями. В храмовом зодчестве в рамках романского стиля господствовала базилика — вытянутое, прямоугольное здание, разделенное внутри рядами столбов или колонн на ряд относительно самостоятельных частей. В романской архитектуре особое значение имели монументальные рельефы, украшавшие как наружные стены, так и внутренние помещения. Монументальность была характерна и для романской живописи и скульптуры. Часто она достигалась отображением доминирующих в эту эпоху библейских и евангельских тем и сюжетов, связанных с прославлением могущества Христа, Церкви и веры, а также использованию специфических приемов искажения реальных человеческих пропорций, что способствовало созданию более экспрессивных, духовно-выразительных образов. В романском стиле активно использовался орнамент, декорирование звериными и растительными элементами. Яркими примерами романской архитектуры являются церковь Нотр-Дам в Пуатье, церкви Ла Мадлен в Везле и Сен-Трофим в Арле, соборы в Майнце, Вормле, Шпайере.
Готический
стиль (XIII-XVI века) — «застывшая музыка
Европы». Его название возникло в эпоху
Возрождения и означало «варварский».
Готика, как и романский стиль, была связана
с религиозной тематикой и имела чаще
всего культовое назначение. Воплощением
основных черт готики становится собор
— «живая книга бытия». В соборе в гармоничном
единстве сочетались живопись, скульптура,
архитектура, декоративное искусство.
Для готической архитектуры характерны
каркасная техника, облегченные стены
и своды, аркады, стрельчатые окна, хорошо
развитое витражное искусство. Готика
принесла с собой увеличение высоты построек,
усложнение композиции, настоящий синтез
искусств. Тематика творчества существенно
расширилась, появились новые сюжеты и
персонажи; живопись и скульптура стали
более динамичными, трагически-аффектированными,
Прекрасным
примером готических построек может
служить церковь аббатства Сен-
Барокко — стиль, существовавший с конца XVI до середины XVIII века. Он связан с эстетической аффектированностью, с богатством и пышностью форм, с «капризностью», вычурностью, манерностью. В рамках барокко творили Антонио Вивальди, Педро дела Барка, П. Рубенс, А. Ван Дейк, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Сурбаран, X. Ри-бера, Б. Растрелли, Д. Ухтомский. Стиль барокко сменил великую эпоху Возрождения и период маньеризма. Барокко было связано не с гармонией и идеалом человека-титана, а с созданием трагичности бытия человека в мире, глубинного конфликта рационального и мистического, чувственного и интеллектуального. Сложность внутреннего мира личности, его противоречивость поставили в центр барочного искусства драматические коллизии человеческого существования. Отсюда патетичность, грандиозность, динамизм, повышенная эмоциональность барокко. Напряженность ритмов, изломанность, взвихренность пространства, нарочитая контрастность, свойственные данному стилю, создавали ощущение «пира духа», сочетания реального и иллюзорного, действительного и воображаемого. Размах, нарочитая помпезность характерны для произведений барокко. Живописи, скульптуре, декоративному искусству этой эпохи свойственны повышенная пластичность форм, их своеобразная «текучесть», изменчивость. Все это создавало впечатление бесконечного разнообразия, богатства образов и идей. Ярким примером барочного стиля является Петродворец, или дворцово-парковый ансамбль в Царском Селе (г. Пушкин).
Рококо (XVII век) получил наиболее яркое воплощение во французской художественной культуре. Этот стиль связан с декоративностью, изяществом форм, интимностью сюжетов. Он прихотлив и «галантен», сопряжен с утопичностью и фантазийностью. Начиная с 1760-х годов, рококо было вытеснено, классицизмом.
Классицизм (XVII — начало XIX века) коренился в переоценке классического античного культурного наследия. Ясность, гармония, четкость, простота композиционных решений и форм характерны, для данного стиля. Главными ценностями были мера, гармония, симметрия. Классицизм выделял «высокие» (исторический, мифологический) и «низкие» (пейзаж, портрет) жанры и стили в искусстве. Он развивал концепцию «трех единств» — единства времени, места, действия. В рамках данного стиля творили М. Ф. Казаков, В. И. Баженов, А. Н. Воронихин, Д. И. Фонвизин, А. Ф. Державин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, И. П. Мартос, Дж. Кваренги, О. И. Бове, Н. Пуссен, К. Лоррен, Б. Торвальдсен, Ж. Давид и многие другие. Эстетическим эталоном классицизма было античное искусство. Поэтому для данного стиля характерно обращение к сюжетам, атрибутике, героям античности. Однако в нем уже безвозвратно утрачена та гармония чувств и разума, общественного и личного, природного и социального, которая была свойственна классическому искусству.
Классицизму присущ рационализм, который обретает эстетическую значимость: любое произведение искусства «творится как математическая формула», следуя логике и точному расчету. Искусство обращается лишь к тем темам, которые имеют непреходящее историческое значение. Героями классицизма становятся личности, до конца преданные общему делу, долгу, высшим моральным ценностям. Данный стиль связан с регламентацией и формализацией художественного творчества: обозначаются предпочтительные темы, сюжеты, образы, выделяется строгая иерархия жанров, обосновываются правила художественной деятельности, устанавливаются строгие границы и формальные признаки каждого вида и жанра искусства. Воплощением классицизма можно считать, например, творчество Карла Брюллова.
Можно назвать еще несколько значимых для европейской художественной культуры стилей и течений.
Сентиментализм (вторая половина XVIII века) связан с разочарованием в плодах цивилизации, был в силе и беспристрастности разума. Он воплощает мечтательность, меланхоличность, душевную неустроенность, повышенную чувствительность. Основные особенности этого стиля на русской почве отражены в творчестве Н. М. Карамзина. В рамках сентиментализма творили Дж. Рейнольде, Т. Гейнсборо, Ж.Б. Грез, О. Фрагонар. В отличие от классицизма эстетические принципы сентиментализма не были зафиксированы в целостной, законченной теории, не было в его рамках выработано и единого творческого метода.