Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 00:03, курсовая работа
С незапамятных времен самобытная культура древнеегипетской цивилизации привлекала к себе внимание всего человечества. Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая просуществовала 3 тысячелетия. Как и всякая другая культура, древнеегипетская переживала свои периоды подъема, благоденствия, а затем слома, упадка.
Тела
статуй делали преувеличенно мощными
и развитыми, сообщая статуе торжественную
приподнятость. Лица в некоторых случаях,
напротив, должны были передавать индивидуальные
черты умершего. Отсюда раннее появление
в Египте скульптурного портрета. Самые
замечательные, ставшие теперь прославленными
портреты были скрыты в гробницах, некоторые
из них - в замурованных помещениях, где
их никто не мог видеть. Напротив, сами
статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать
за жизнью через небольшие отверстия на
уровне глаз.
Главным
объектом творчества скульпторов был
земной владыка или вельможа, реже
простолюдин. Образ божества не являлся
центральным; обычно богов изображали
довольно схематично, часто с головами
птиц или животных.
Овладению
скульптором портретным искусством,
вероятно, способствовало одно из средств,
при помощи которого пытались спасти
труп от тления: иногда его покрывали гипсом.
При этом на лице получалось подобие гипсовой
маски. Однако, поскольку глаза должны
были быть открытыми, чтобы изображать
лицо живого человека, такая маска требовала
дополнительной обработки. По-видимому,
этот прием снятия маски и отливки с нее
использовали скульпторы при работе над
портретами. В некоторых гробницах находят
два типа статуй: одну - передающую индивидуальные
черты человека, изображающую его без
парика и одетым по моде своего времени;
другую - с лицом, трактованным значительно
более идеализированно, одетым в короткое
официальное опоясание и в пышном парике.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе.
Пока еще нельзя с достоверностью объяснить
это, несомненно лишь, что эти статуи отображали
различные аспекты заупокойного культа.
В ряде гробниц были обнаружены деревянные
статуи, которые, возможно, были связаны
с одним из моментов заупокойного ритуала,
когда статую несколько раз поднимали
и опускали. Над статуей совершали обряд
"отверзания уст и очей", после чего
она считалась ожившей и получала возможность
есть и говорить.
Помимо
статуй умерших в гробницу, особенно
в Среднем царстве, помещали также
фигурки работников, которые, как
верили, должны были обеспечить загробное
существование умершего. Отсюда проистекают
и другие требования к скульпторам - изобразить
людей, занятых самой разнообразной работой.
В полном соответствии с общим требованием
египетского искусства для каждого занятия
выбирается характерный момент, который
становится каноничным для этого типа.
Общие же правила, например фронтальность
и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Статуи
играли большую роль в архитектурном
оформлении храмов: окаймляли дороги,
ведущие в храм, стояли у пилонов,
во дворах и внутренних помещениях.
Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную
нагрузку, отличались от чисто культовых.
Их делали крупных размеров, трактовали
обобщенно, без большой детализации.
В
эпоху Среднего царства ведущие
позиции в пластическом искусстве
занимает фиванская школа. Если сначала
она следует принципам схематизации и
идеализации (статуя Сенусерта I из Лишта),
то затем в ней усиливается реалистическое
направление: царская статуя, прославляя
могущество фараона, должна в то же время
закрепить в сознании народа его конкретный
облик. С этой целью скульпторы используют
новые приемы – контраст между неподвижностью
позы и живой выразительностью тщательно
проработанного лица (глубоко сидящие
в орбитах глаза, прорисованные мускулы
лица и складки кожи) и резкая игра светотени
(статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В
деревянной народной скульптуре популярны
жанровые сценки: пахарь с быками, лодка
с гребцами, отряд воинов; их отличает
непосредственность и правдивость.
В
ранний период Нового царства происходит
отход от пластических нововведений
предшествующей эпохи: при максимальной
идеализации сохраняется только самое
общее портретное сходство (статуи царицы
Хатшепсут и Тутмоса III; возникает обычай
воспроизводить в скульптурных изображениях
знати черты правящего фараона. Но, начиная
с царствования Тутмоса IV, скульпторы
отказываются от канонической строгости
форм в пользу изысканной декоративности:
прежде гладкая поверхность статуи покрывается
теперь тонкими струящимися линиями одежды
и завитками париков и оживляется игрой
светотени. Усиливается стремление к передаче
движения и объема; тела обретают мягкость,
рисунок лица – большую точность. Тенденция
к естественности и реалистичности характерна
преимущественно для статуй частных лиц
(статуя семейной пары времени Аменхотепа
III, мужская голова из Бирмингемского музея).
Эта тенденция достигает своей кульминации
при Эхнатоне, когда происходит полный
разрыв с каноном; от идеализации отказываются
даже при изображении царя и царицы. Скульпторы
ставят перед собой задачу передать внутренний
мир персонажа (портретные головы Эхнатона
и Нефертити), а также добиться реалистического
изображения человеческого тела (статуэтки
четырех богинь из гробницы Тутанхамона).
В
период антиэхнатоновской реакции
делается попытка вернуться к
старым антиреалистическим приемам. Ведущей
вновь становится тенденция к идеализации,
характерная в первую очередь для мемфисской
школы (статуи из Пер-Рамсеса). Однако в
пластическом искусстве эпохи XIX–XX династий
не сдает своих позиций и реалистическое
направление, что проявляется прежде всего
в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной
мускулатуры, неестественно прямой позы,
застывшего взгляда, устремленного вдаль;
фараон предстает в образе сильного, но
обычного воина, не в парадном, а в бытовом
одеянии. Утверждается светский образ
царя – не бога, а реального земного правителя
(статуя Рамсеса II).
В
начальный период Позднего царства
пластическое искусство переживает
упадок. В XI–IX вв. до н.э. монументальная
скульптура уступает место малым
формам (небольшие бронзовые
3.3.
Изобразительное искусство
Большое
место в искусстве Древнего царства
занимали рельефы и росписи, покрывавшие
стены гробниц и храмов, причем
и здесь были выработаны основные
принципы всего дальнейшего развития
этих видов искусства.
Ко
времени Древнего царства сложились два
основых типа египетского рельефа – обычный
барельеф и углубленный (врезанный) рельеф
(поверхность камня, служившая фоном, оставалась
нетронутой, а контуры изображения врезались).
Тогда же утвердилась строгая система
расположения сцен и целых композиций
на стенах гробниц. Рельефы царских усыпальниц
выполняли три задачи: прославить фараона
как земного владыку (сцены войны и охоты),
подчеркнуть его божественный статус
(фараон в окружении богов) и обеспечить
ему блаженное существование в загробном
мире (разнообразная снедь, посуда, одежда,
оружие и пр.). Рельефы в гробницах знати
делились на две категории: одни воспевали
заслуги и подвиги умершего на службе
у фараона, на других изображалось все
необходимое для другой жизни.
.
Еще в эпоху Раннего царства сформировались
основные принципы рельефного изображения
(плита Нармера): 1) поясное расположение
сцен (одна над другой); 2) общий плоскостной
характер; 3) условность и схематичность,
отчасти обусловленные верой в магический
характер изображения: передача социального
статуса через размер фигуры (фигура фараона
превосходит все остальные, фигуры вельмож
немного меньше, простые люди – почти
пигмеи), сочетание разных перспектив
(голова и ноги человека даются в профиль,
а глаза, плечи и руки развернуты в фас),
показ предмета с помощью схематической
фиксации его отдельных частей (копыто
вместо лошади, голова барана вместо самого
барана), закрепление за определенными
категориями людей определенных поз (враги
неизменно изображены поверженными и
т.д.); 4) максимальное портретное сходство
главного персонажа; 5) противопоставление
главного героя остальным участникам
сцены, с которыми он контрастирует своим
спокойствием и неподвижностью; при этом
он всегда остается вне действия. Рельефы
раскрашивались без градаций оттенков,
фигуры обводились контурами.
Эти
изобразительные принципы использовались
также в стенной живописи, которая
в эпоху Древнего царства оказалась
тесно связанной с рельефным
искусством. Именно в тот период
распространились два основных вида техники
стенной росписи: темперой по сухой поверхности
и вкладка цветных паст в заранее сделанные
углубления. Применялись исключительно
минеральные краски.
В
период Древнего царства большое
значение и развитие получило художественное
ремесло. Сосуды из различных пород камня
— алебастра, стеатита, порфира, гранита,
яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита,
бирюзы, сердолика и других полудрагоценных
камней, а также из фаянсовых паст; художественная
мебель из ценных пород дерейа — кресла,
носилки, палатки, то с инкрустациями из
золота, то обитые листовым золотом, деревянные
ложа с художественно обработанными костяными
ножками; изделия из меди, бронзы, глины
— таков лишь краткий перечень тех разнообразных
предметов, которые уже вырабатывались
в эпоху Древнего царства. Как и в других
видах искусства, в художественном ремесле
этого периода также складывались основные
формы и технические приемы, существовавшие
в дальнейшем очень долго. Изделиям художественного
ремесла Древнего царства свойственны
такие же строгие и простые, законченные
и четкие формы, которыми отличается все
искусство этого периода. В декоративных
деталях этих вещей много непосредственного
отражения реальных жизненных явлений:
так, ножкам ложа придается форма мощных
бычьих ног, бусы и подвески воспроизводят
цветы и т. д. Художественное ремесло имело
большое значение для развития всего искусства
Древнего царства. С одной стороны, обработка
ряда материалов впервые складывалась
и совершенствовалась именно при создании
художественного ремесла, открывая пути
для декоративного использования этих
материалов в других областях искусства;
так, красота полированных поверхностей
камня и цветных фаянсов сначала была
найдена и понята в ремесле, а затем уже
использована в скульптуре и архитектуре.
С другой стороны, ремесленники, тесно
связанные с народной средой, являлись
постоянными проводниками ее животворящего
влияния на творчество профессиональных
художников.
В
период Среднего царства определяются
два направления – столичное,
которое ориентрируется на строгое воспроизведение
прежних образцов (гробницы фараонов и
придворных), и провинциальное, которое
пытается преодолеть ряд канонов и ищет
новые художественные приемы (гробницы
номархов в Бени-Хасане); для последнего
характерны более естественные позы персонажей,
отказ от несоразмерности в изображении
главных и второстепенных участников
сцен, больший реализм в показе простолюдинов
и животных, богатство окраски, смелое
сопоставление световых пятен. Однако
с падением самостоятельности номов при
XII династии эта тенденция постепенно
сходит на нет.
В
эпоху Нового царства рельеф и
стенная роспись отделяются друг
от друга, становясь самостоятельными
видами изобразительного искусства. Значение
стенной живописи возрастает. Росписи
выполняются на гладкой белой штукатурке,
покрывавшей известняковые стены, и отличаются
стилистическим и сюжетным разнообразием
(фиванская стенная живопись); рельефы
вырезаются гораздо реже и лишь в тех скальных
гробницах, которые вырублены из высококачественного
известняка. Возникает книжная живопись,
близкая к графике (иллюстрации к Книге
мертвых).
При
XVIII династии искусство рельефа и
росписи претерпевает изменения
как в сюжетном, так и в изобразительном
плане (фиванская школа). Появляются
новые темы (разнообразные военные
сцены, сцены пиров); делаются попытки
передать движение и объемность фигур,
показать их со спины, в полный фас или
полный профиль; групповые композиции
приобретают трехмерность; раскраска
становится более естественной. Кульминацией
этой эволюции становится эпоха Эхнатона
и Тутанхамона, когда отказ от прежних
канонов позволяет художникам трактовать
доселе запретные темы (царь в повседневной
жизни – за обедом, в кругу семьи), больше
внимания уделять окружающей обстановке
(сады, дворцы, храмы), передавать фигуры
в свободных и динамичных позах без условного
фронтального разворота плеч.
При
последних фараонах XVIII и в эпоху
XIX династии сохраняется сюжетное и
композиционное разнообразие, интерес
к пейзажу, стремление к портретной
точности и тщательной моделировки тела.
Одновременно происходит возврат к традиционным
принципам композиции, идеализации образов,
несоразмерности фигурных изображений,
особенно в храмовых рельефах культового
содержания. После Рамсеса III эта тенденция
одерживает полную победу; в фиванском
искусстве реалистическое направление
умирает; религиозная тематика подавляет
светскую.
3.4.
Музыка
Древнеегипетские
тексты - первый письменный и, пожалуй,
наиболее важный источник наших представлений
о музыке и музыкантах той эпохи.
К этому роду источников непосредственно
примыкают изображения музыкантов, сцен
музицирования и отдельных инструментов
- изображения, которыми так богаты гробницы
фараонов и номархов; произведения мелкой
пластики; папирусы. Из них мы получаем
представление и об инструментах, и о среде,
в которой был распространен тот или иной
из них. Огромное значение имеют данные
археологии. Классификация, обмер и детальное
обследование найденных инструментов
могут раскрыть и характер самой музыки.
Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих
и римских писателей, оставивших описание
быта, нравов и обрядов египтян.