Культура Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

С незапамятных времен самобытная культура древнеегипетской цивилизации привлекала к себе внимание всего человечества. Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая просуществовала 3 тысячелетия. Как и всякая другая культура, древнеегипетская переживала свои периоды подъема, благоденствия, а затем слома, упадка.

Работа содержит 1 файл

культура египта.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

   Ни  один Сену – жрец-врач – не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление – это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э. 

    2.Научные достижения древних египтян

   2.1.Язык и письменность

   Язык  древних египтян относился к  семито-хамитской языковой семье. В  своем развитии он прошел несколько стадий: древнеегипетский (период Древнего царства), среднеегипетский (классический), новоегипетский (16–8 вв. до н.э.), демотический (8 до н.э. – 5 в. н.э.) и коптский язык (3–7 вв. н.э.). На нем говорило коренное население Нильской долины, и он практически не распространился за ее пределы.

   Письменность  возникла в конце 4 тыс. до н.э., а возможно уже в гернзейский период. Ее раннее рождение связано с хозяйственными нуждами и государственным делопроизводством, с насущной потребностью в учете  всех материальных ресурсов общества. Она окончательно сложилась ко времени Среднего царства. Исходной ее формой было рисуночное письмо (пиктография), которое затем трансформировалось в иероглифическое, что стало результатом упрощения рисуночных знаков и утраты их прямой связи с изображаемым. Иероглифическое письмо («священная резьба») включало в себя словесные знаки (идеограммы), указывающие на предметы или понятия; фонетические знаки, передающие слоги, сочетания звуков (обычно двух или трех), причем исключительно согласных, или (гораздо реже) отдельные звуки; 3) стилизованные рисунки, поясняющими смысл слов и понятий (детерминативы). Общее число иероглифов достигало трех тысяч; наиболее употребительных в середине 2 тыс. до н.э. было около семисот. Иероглифические изображения охватывали весь живой и предметный мир древних египтян: основные части вселенной (небо, земля, вода), мужчины и женщины, части человеческого тела, домашние и дикие животные, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, растения, здания, корабли и их элементы, мебель и домашняя утварь, одежда и украшения, оружие, орудия труда, письменные принадлежности, музыкальные инструменты и т.д. Иероглифическая письменность была расшифрована в 1822 французским египтологом Ж.-Ф. Шампольоном (1790–1832).

   Иероглифы читались справа налево. Их наносили на каменную поверхность (высекали или, реже, рисовали красками), на деревянные доски и иногда на кожаные свитки, а также с начала II тыс. до н.э. на папирус. Папирус изготавливали из одноименного волокнистого растения нильских заводей, стебли которого разрезали вдоль, укладывали рядами край к краю, поперек первого слоя стелили второй и спрессовывали их; слои склеивались соком самого растения. Папирус был очень дорог; его использовали экономно, часто старую надпись стирали и поверх нее наносили новую (палимпсест). На нем писали палочкой из стебля каламуса (болотного растения) с расщепленным концом; чернила были органического происхождения; основной текст наносился черной краской, а начало строки и иногда фразы – красной, слова не отделялись друг от друга.

    Египтяне  были страстными любителями письменности. Они покрывали иероглифами внутренние и внешние стены гробниц и  храмов, обелиски, стелы, статуи, изображения  богов, саркофаги, сосуды и даже письменные приборы и посохи. Ремесло писцов высоко ценилось; для их подготовки существовали специальные школы.

   Трудоемкое  иероглифическое письмо уже в  эпоху Древнего царства не могло  удовлетворить растущие хозяйственные  и культурные запросы общества. Это  способствовало упрощению знаков и  появлению схематичных иероглифов. Возник новый тип письма – иероглифическая скоропись (сначала книжная, а затем деловая), которая получила название иератической («жреческой»), хотя ею писали не только священные, но и большинство светских текстов. В период Среднего царства классическое иероглифическое письмо использовалось лишь для надписей на камне, тогда как иератическое монополизировало папирусы. Процесс дальнейшего сокращения и упрощения знаков привел в 8 в. до н.э. к рождению, на основе деловой скорописи, демотической («народной») письменности, предназначенной для повседневного употребления: несколько знаков сливаются в один; они окончательно утрачивают рисуночный характер; появляется более двадцати простых знаков, обозначающих отдельные согласные звуки, – зародыш алфавита; тем не менее иероглифы остаются важной составляющей демотического письма. Фараоны XVI династии сделали попытку возродить старую иероглифическую письменность. Однако с упадком древнеегипетского религиозного культа и исчезновением жреческой касты она к началу нашей эры была забыта. Во 2–3 вв. н.э. в Египте сформировалась алфавитный тип письменности – коптская. Коптский алфавит состоял из двадцати четырех букв классического греческого алфавита и семи букв демотического письма.

   2.2.Литература

   Большинство памятников египетской литературы утрачено, поскольку папирус, на который обычно наносили литературные тексты, являлся весьма недолговечным материалом.

   Для египетской литературы была характерна строгая переемственность жанров. В ней отразились сущностные черты египетского менталитета – представления об абсолютной власти богов и фараона, зависимости и беззащитности перед ними человека, связи земной жизни с загробным существованием. Она всегда испытывала сильное влияние религии, однако никогда не ограничивалась богословием и разрабатывала самые разнообразные жанры. Обогащению ее символической и образной системы способствовало использование иероглифического письма и ее связь с театрализованными культовыми представлениями. В ней практически отсутствовало понятие авторства, за исключением дидактической литературы, которая являлась наиболее уважаемым жанром.  

    Письменная  египетская литература возникла в 4 тысячелетии  до н.э. Она несла в себе сильную  фольклорную основу (трудовые песни, притчи, поговорки, сказки). Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к периоду Древнего царства. Среди них выделяются Тексты пирамид, древнейшее в истории собрание магических формул и изречений, корни которых уходят еще в додинастическую эпоху; они пронизаны страстным стремлением смертных обрести бессмертие. Возникает биографический жанр: сначала это надгробные надписи, призванные увековечить имя умершего и первоначально содержавшие простое перечисление его титулов, должностей и жертвенных даров, постепенно (ко времени V–VI династий) превращаются в настоящие жизнеописания. При III–V династиях рождается дидактическая литература, представленная жанром поучений (Поучение Птахотепа, сохранившееся в рукописи периода Среднего царства). С эпохой IV–V династий связан цикл сказок о фараоне Хуфу и чародеях. Сохранившийся распорядок мемфисского храмового представления говорит о существовании протодраматического жанра. Наиболее значимый памятник религиозной поэзии этой эпохи – гимн в честь богини неба Нут.  

    Расцвет египетской литературы приходится на период Среднего царства. Широко распространяется дидактический жанр: Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара, относящееся еще к Первому переходному периоду, и Поучение Аменемхета I (XII династия) являются настоящими политическими трактатами об искусстве управления государством. Пишутся и наставления социально-профессионального характера (Поучение Ахтоя о превосходстве профессии писца над всеми остальными). Возникает жанр политического пророчества (Пророчество Неферти). К политико-публицистической литературе принадлежат стихотворные Речения Ипусера (обличительное обращение к фараону о бедствиях Египта). Автобиографический жанр достигает кульминации в Рассказе Синухета – высокохудожественном жизнеописании вельможи начала XII династии. В области сказочно-фантастической литературы создается новый тип сказок о заморских путешествиях (Сказка о потерпевшем кораблекрушении). Рождается бытовая повесть (Повесть о красноречивом крестьянине). Появляется жанр философского диалога – Беседа разочарованного со своей Душой, где звучит тема сомнений по поводу преимуществ загробной жизни: человек, утверждает Душа, должен наслаждаться каждым моментом своего земного существования. Еще более ярко этот мотив выражен в Песне арфиста, самом выдающемся поэтическом произведении того времени. Среди лучших образцов религиозной поэзии – гимны богу Нила Хаппи и Осирису. Жанр магических заклинаний представлен Текстами саркофагов.  

    Литература  Нового царства продолжает художественные традиции Среднего. В большом количестве появляются сказки, особенно во время XIX–XX династий (Сказка о двух братьях, Сказка о Правде и Кривде, Сказка об обреченном царевиче, Сказка о фиванском царе Секененра и гиксосском царе Апепи), житейские наставления (Поучение Аменемопе, Поучение Ани), словословия в честь царей, новой столицы и т.д. Высокого уровня достигает любовная лирика и религиозная поэзия с ее шедевром – гимном Атону. Рождаются историография (анналы Тутмоса III) и эпическая поэзия (Песнь о Кадешской битве). Все известные от предшествующих эпох магические заклинания собраны в знаменитой Книге мертвых, своеобразном путеводителе по загробному миру.  

    От  Позднего царства сохранились фантастические сказки (сказочный цикл о жреце  Хасмуасе), наставления (Поучение Анхшешонка), эпическая поэма о фараоне Петубасте; религиозная литература представлена Книгой о вздохах (перечень заговоров, с помощью которых Исида оживляла Осириса), Книгой о прохождении вечности, Книгой о низвержении Апопа и Жалобными песнями Исиды и Нефтиды (для мистерий). В этот период развиваются разные виды исторической прозы: политическая хроника (Стела Пианхи, Хроника Осоркона, Демотическая хроника), семейная хроника (Повесть о Петеисе III), отчеты о путешествиях (Путешествие Унуамона в Библ). Рождается жанр басни, где действуют исключительно животные персонажи. 

    2.3.Наука 

    Наука является органической частью любой  культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине. 

    Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (то есть "Звезда Пса"). Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха.  

    Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило  совпадение трёх великих явлений  природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления  сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры - это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих". На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год. 

    Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные - короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов. 

    Египтяне  хорошо изучили видимое простым  глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одной из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. 

    Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных  часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы (рис. 8) состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная же пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй -- на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов. 

Информация о работе Культура Египта