Культура Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

С незапамятных времен самобытная культура древнеегипетской цивилизации привлекала к себе внимание всего человечества. Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая просуществовала 3 тысячелетия. Как и всякая другая культура, древнеегипетская переживала свои периоды подъема, благоденствия, а затем слома, упадка.

Работа содержит 1 файл

культура египта.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

   Согласно  мемфисской версии, царство мертвых  – страна сна и тьмы, управляемая  богом Сокаром, – представляло собой  огромный грот или каменоломню, расположенную  в глубине Ливийской пустыне. Солярная же гелиопольская традиция считала лучшим местом для умерших ладью Ра, в которой они могут избежать опасностей и наслаждаться полным блаженством, даже во время ее еженощных путешествий по подземному царству (дуат), отделенному от Нильской долины высокими горами.

   Издревле  египтяне верили, что покойный может  добиться всего с помощью магии (попасть в царство мертвых, избавиться от голода и жажды), т.е. его судьба никак не зависит от его земного  существования. Но позже возникает  идея о загробном суде (125 глава Книги мертвых): перед лицом Осириса, восседающего на троне, Гор и его помощник Анубис взвешивают сердце умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини справедливости Маат), а Тот записывает результат на досках; праведник вознаграждается счастливой жизнью в полях Эару, а грешника пожирает чудовище Амт (лев с головой крокодила). Праведником признавался только тот, кто на земле был покорным и терпеливым, «кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя».

   1.3. Погребальная церемония

   Заботу  о посмертной жизни египтяне начинали с постройки сооружения, в котором  должно покоиться умершее тело. В  начале это были каменные строения с массивными стенами, похожие на усеченный конус. В этих сооружениях были предусмотрены погребальная камера для мумии умершего, место для статуи и жертвенники для совершения погребальных обрядов.

   Гробницы  фараонов, обожествлявшихся при жизни, должны были отличаться от гробниц  знати не только размерами, но и формой. Чтобы выделить гробницу фараона Джосера  и приподнять ее над другими, зодчий Имхотеп поставил одну на другую несколько мастаб, каждый раз уменьшая их размеры. Так родилась идея вертикали как символа восхождения, а многоступенчатая гробница фараона стала первой в истории Египта архитектурной формой, которую древние Груки назвали пирамидой.

   Пирамида  тесно связана с культом Солнца. Древние давно заметили, что при  восходе или заходе солнца над  линией горизонта возникает «зодиакальный» свет, который образует световой треугольник. Треугольные грани пирамид символизировали застывшие лучи Солнца.

   Приготовив  жилище для Ка и место хранения для собственной мумии, египтянин  стремился обезопасить себя от утраты мумии и дать Ка безошибочно «узнавать» свой «дом». Для этого перед погребальной камерой ставились статуи умерших, которые исполнялись по определенным ритуальным правилам – строги фронтальные позы (стоящие или сидящие), прямо поставленные головы, одинаково расположенные руки и ноги. Условия и раскраска статуй были такими: тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских – в желтый; волосы у всех черные, одежды белые. Чтобы облегчить Ка «узнавание», статуи должны были сохранять сходство с чертами умерших.

   Следующим шагом надо было оставить напоминание  о прожитой жизни. Для этого стены погребальных камер покрывались фресками, на которых, кроме богов, священных знаков и символов, были изображены наиболее важные занятия умершего.

   Когда гробница была готова, хозяин ее знал, что после его смерти из его  тела изготовят мумию и после свершения необходимых обрядов она вместе с Ка, Ба и Рен найдет достойное жилище, где будет пребывать вечно.

   Вера  в существование загробной жизни  как продолжения земной, наступающей  после воскресения, тесно связана  с культом Осириса. Поэтому обряд мумификации и погребения повторял ту часть мифа об Осирисе и Исиде, в которой говорится об убийстве Сетхом своего брата Осириса(смерть египтянина), расчленения его тела на куски( вынимание внутренних органов из тела), поисках этих частей его женой Исидой для захоронения, продолжающихся 70 дней (ровно столько длилось изготовление мумии).

   Богом, приготовившим тело Осириса к  погребению, был Анубис, поэтому, совершая обряд мумификации, жрецы всегда надевали маску Анубиса, а плакальщицы причитали над телом умершего, совершенно так же, как Исида оплакивала смерть Осириса.

   Погребальная  церемония начиналась с мумификации. Внутренности умершего вынимали и помещали в специальные сосуды (канопы), которые  передавали под охрану богов. Вместо сердца вкладывали каменного жука-скарабея. Тело натирали натром и асфальтом, пеленали в холсты и клали в каменный или деревянный гроб (иногда в два гроба), который покрывали магическими изображениями и надписями. Затем в сопровождении родственников, друзей, жрецов и плакальщиц его перевозили на западный берег Нила, где обычно располагался некрополь. Главная церемония происходила в передней части гробницы либо у ее входа. Там разыгрывалась мистерия Осириса, во время которой жрецы совершали обряд очищения мумии или статуи усопшего; они убивали двух быков, бедра и сердца которых приносили в дар покойному. Затем следовал обряд открытия рта и глаз; таким образом, умерший получал возможность пользоваться приносимыми ему дарами. Потом гроб относили во внутреннее помещение усыпальницы; вход в него замуровывали. В передней же части устраивался пир, в котором, как верили, участвовал и сам покойный.

   1.4. Жрецы Древнего Египта

   Раньше  было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни  египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы – хранители священных традиций – сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт – ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

   Изучая  жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей. Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма – религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

   В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

   Жрецы высших санов удостаивались титула Ур – «высокий, возвышенный».

   Например, главный врач-жрец в Саисе носил  титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа – «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.

   Отдельной группой жрецов являлись служители  Пер Нетер – «служители храма».

   Заведующим  имуществом храма был жрец Мер, в  обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием  храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

   Особую  позицию занимали жрецы Кхер Хеб  – они выполняли обязанности  храмовых писцов и были хранителями  священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков  храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

   Как отмечает Геродот, для древних египтян  важную роль играла чистота – не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки – утром, в полдень, вечером и в полночь. 

   Жрец  Уаб – что переводится как  «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме  он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.

   Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер – «слуга Бога» или  «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного "Мекх Нетер".

   В древнеегипетском храме во время  храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх – «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа – «советоваться с сердцем».

   Помимо  жрецов посвященных служителями  Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы.

   Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам.

   Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет – «носители жезлов»  и Ахаи-т – «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах.

   Отдельным классом мирских служителей храма были Сау – «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты – таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

   Египтяне  очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и совидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа – «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

   Многие  ошибочно путают деятельность жреца  Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не  пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

   В древнем Египте была особенно популярна  астрономия, которая пересекалась с  астрологией, но "астрология" того времени была не "прорицательская", а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н.э.

   Астрономами-наблюдателями  были жрецы Мер Уннут – «распорядители часов». А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут – «толкователи часов». Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила.

   В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых  хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых  лет.

   Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

   Однако  не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы  – Ур-т Хекау) – «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам – «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась – Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

   В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом  труде, священных традициях, молитве, служении Богу, - и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.

   Колдовство  наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб  Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

   Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Информация о работе Культура Египта