Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:36, реферат

Описание работы

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн).

Содержание

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………...3
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации……4
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)……………………..8
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)……………………..10
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)………………………………….14
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)……………………18
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)……….27
Список использованных источников………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Культура Древней Греции (2).docx

— 68.37 Кб (Скачать)

Искусство. В скульптуре и живописи в период архаики шел  активный поиск выразительной формы, способной воплотить возвышенный  эстетический идеал гармоничного гражданина. Особенно красноречиво это стремление выразилось в скульптуре аргосской  школы, которую ярко представлял  Полимед.

Типичными образцами, созданными ваятелями того времени, были скульптуры обнаженных юношей – куросов и целомудренно задрапированных девушек – кор. Лица скульптур не индивидуализировались («Клеобис и Битон» Полимеда), позам придавались статичность, напряженная сдержанность, благородство и торжественность. В VI в. до н.э. появляются рельефные украшения храмов. Сюжетами для создаваемых композиций служили традиционные художественно переработанные мифы, описанные Гомером исторические события и их участники. Большую роль в скульптуре играл цвет. Раскрашивались отдельные части тела куросов и одежда. Иногда в глазницы вставлялись драгоценные камни.

В вазописи в VI в. до н.э. известны чернофигурный стиль (основатель Эксекий) – исполнение рисунка черным лаком по красной глине, а также краснофигурный стиль (основатель Эпиктет) – роспись керамики, при которой изображения оставались в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Переход ко второму стилю сопровождался обращением художников к разнообразным бытовым сюжетам («Девушка, направляющаяся к купальне» из мастерской Евфрония).

Таким образом, в период архаики  сложились каноны греческой религии, ярко заявили о себе своеобразные стили в архитектуре и скульптуре, наметились пути дальнейшего развития философии и науки.

 

1.5 Классический  период (V – первая треть IV в.  до н.э.)

древнегреческий культура искусство архитектура

Политика и экономика. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением  Афин и расцветом рабовладельческой  демократии. Фактически он начался  уже в конце VI в.

В первой трети V в. до н.э. греки  вели войну против персов. Борьба за независимость заставила ряд  полисов вопреки распрям сплотиться в военном союзе. Афиняне и  их союзники разбили персов при Марафоне, Соломине и под Платеями. После войны культурный центр Греции переместился в Афины. Последовавшие притязания афинян на господство над остальным греческим миром стали возбудителем спокойствия в эллинском мире. Зависимые города восставали против власти Афин, но всякий раз терпели поражение. Наконец, между Афинами и Спартой разразилась Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.). Ее итогом стало поражение Афин. Произошло крайнее ослабление всех эллинских полисов. Стоит ли удивляться тому, что в 338 г. до н.э. окрепшее Македонское царство фактически подчинило себе почти все греческие города.

Для экономической жизни  классической Греции характерно расширение ремесла и торговли одновременно с сокращением доли производства зерновых. С этими процессами связано  уменьшение экономической и политической роли деревни: ее свободное население  частью перебиралось в города. Усилилась социальная дифференциация, интенсивно росло рабовладение.

Политическая жизнь Греции в V в. до н.э. испытывала сильное влияние  Афин, где Перикл, избранный стратегом  в 444 г. до н.э., завершил процесс построения демократического общества. В Афинах действовали основные принципы демократии: свобода слова, равные возможности  в занятии должностей (сочетание  системы жеребьевки и выборов), равенство  перед законом, коллегиальность  управления. Существенную роль играли народное собрание, суд. Однако многие жители (не только рабы, но и женщины, переселенцы из других полисов, рожденные  в смешанных браках афинян с неафинянами) не могли участвовать в политической жизни, выборах, занимать государственные должности.

Архитектура. Греческие зодчие разработали систему соотношения  несущих и несомых частей здания – ордер (от лат. ordo, ordin – строй, порядок), начало формирования которой пришлось на период архаики. Ими были созданы три основных Ра: дорический, ионический, коринфский. Названия второго и третьего происходят от местностей, где они возникли.

Дорический ордер прост, суров и мужествен. «Чувством  глубокой уверенности, непоколебимой  твердости веет от дорийского храма», – отмечал Р. Виппер. Ощущение это  создается благодаря приземистым  массивным колоннам без базы, имевшим  каннелюры (вертикальные желобки). Под  тяжестью покрытия колонна несколько  «разбухает», утолщается примерно на середине своей высоты, но не утрачивает победной устойчивости; увенчивается простой  капителью – эхином и абакой. Характерной чертой дорического  стиля является деление фриза  на квадратные плиты – метопы (на них иногда создавались рельефы, изображавшие богов и людей) и  триглифы (торцы балок, украшенные тремя  вертикальными желобками). Снаружи, на переднем и заднем фасадах, склоны крыши образовывали треугольники –  фронтоны, как правило, без скульптурных украшений. В дорическом стиле построены, например, храмы Посейдона и Геры в Пестуме, Аполлона в Дельфах (VI–V вв. до н.э.).

Ионический ордер –  стиль более гибкий, изящный и  женственный. В нем ярко выражены декоративные украшения составных  частей и, в частности, колонны; она  более стройная, в основе имеет  базу, а ее капитель украшается двумя  завитками – волютами. Особенность  этого ордера составляют также сплошной фриз, идущий по антаблементу в виде непрерывной ленты рельефа, и  богато декорированный фасад. Для ионического  стиля характерно широкое использование  орнамента. Примерами построек в  этом стиле являются одно из чудес  света – храм Артемиды в Эфесе (VI и IV вв. до н.э.), храм Ники Аптерос и Эрехтейон в Афинах, храм Афины в Приене (V в. до н.э.).

Коринфский ордер похож  на ионический, но более богат декоративно-орнаментальным убранством. Капители его колонн украшены стилизованными изображениями цветка аканфа. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн (большая капитель каждой из них имеет форму стилизованной «цветочной корзины») остались от храма Аполлона в Бассах (IV в. до н.э.).

Греческая архитектура была полихромной (цветной). Раскрашивались элементы верхней части храма, например, триглифы и фронтоны – в синий  цвет, метопы – в красный, а отдельные детали покрывались позолотой. Колонны оставались нераскрашенными, но естественный цвет мрамора (от желтоватого до серовато-голубоватого) участвовал в создании общего колорита. Полихромная гамма, дополненная цветной скульптурой, придавала зданиям торжественный и праздничный вид.

В противоположность ордерной архитектуре частные дома граждан  выглядели довольно просто: стены  из кирпича-сырца и внутренний дворик. Лишь пол порой щедро украшался  мозаикой, главным образом в жилищах  богатых людей. Их дома имели большие  размеры и апартаменты.

Классический период –  время небывалого расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря строительству акрополей, разнообразных общественных сооружений. Самый грандиозный из архитектурных комплексов этого периода – ансамбль нового Акрополя в Афинах, воздвигнутый в V в. до н.э. на месте разрушенных персами храмов.

Асимметрично расположенные  постройки комплекса объединяла единая художественная идея, единый принцип  равновесия составных частей в границах ансамбля. Главным архитектором Акрополя являлся Фидий. Он же как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса, главном святилище Афин – Парфеноне (447–438 гг. до н.э.). Храм, в сооружении которого участвовал и великий Фидий, был посвящен покровительнице города Афине-Парфенос (Афине-Деве) и символизировал победу греков над врагами. Зодчими этого величественного здания были известные мастера, среди которых выделялись Иктин и Калликрат. Кроме Парфенона в ансамбль Акрополя входили Эрехтейон (в нем совершались обряды в честь Афины и Посейдона), храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой), Пропилеи (парадный вход в комплекс), бронзовая статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) работы Фидия. У подножия Акрополя воздвигли одеон (крытый театр для музыкальных представлений) и театр Диониса.

В архитектуру поздней  классики пришел новый тип постройки  в честь определенной личности –  мавзолей. Одним из чудес света  стал Галикарнасский мавзолей – усыпальница  правителя Карии Мавсола и его жены Артемисии (середина IV в. до н.э.).

Скульптура. В скульптуре классического периода постепенно утвердился общегреческий идеальный  художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного  начал. Греки были убеждены, что красота  человеческого духа может быть выражена только в совершенном, сохраняющем  величавое спокойствие (даже в движении) теле, а лицо должно передавать возвышенную  одухотворенность, гармонию разума и  чувства. Такой идеал породил  две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально  точному изображению тела, его пропорций и дистанцирование от индивидуально-портретных черт. Одной из центральных проблем в скульптуре этого периода становится выражение движения, характеризующегося ритмом, целостной завершенностью и гармонией. Наиболее яркое ее решение обнаруживается в работах выдающихся скульпторов V в. до н.э. Фидия, Мирона. Выверенные пропорции, идеальную гармонию человеческого тела канонизировал Поликлет.

Фидий с учениками создал скульптурные группы и рельефы Парфенона, осуществив органичный синтез пластического  искусства и архитектуры. Глубина  пространства достигается наслоением фигур. Кажется, что скульптура рождается  из архитектурных конструкций. Сюжеты композиций Парфенона отражали известные  всем афинянам мифологические события. Восточный фронтон храма был  посвящен рождению Афины; западный –  спору богини с Посейдоном за власть над Аттикой; на метопах помещались рельефы целого ряда легендарных сражений. Жизнь – вечная борьба, но человек может победить в ней, и боги проявят к нему благосклонность – таков гражданский пафос скульптур Парфенона. Фидию принадлежали также огромные (несохранившиеся) статуи Афины-Девы из Парфенона и Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света) из посвященного ему храма, выполненные в хрисоэлефантинной технике (наложение на деревянный остов пластин из золота и слоновой кости).

Стремление красноречиво отразить идеальный образ физически развитого юного тела воплощено в произведениях Мирона. «Дискобол» – одна аз самых известных его работ. Атлет замер в состоянии наивысшего напряжения перед броском диска – в его фигуре Мирон сумел передать единство статики скульптурного изображения и естественную жизненность движений, точнее говоря, «мгновение покоя» между замахом и броском, выражающем внутреннее напряжение, собранность спортсмена.

Поликлет заменил «движение действия» движением, совершающимся без всякой видимой цели. Такого эффекта он добился, прибегнув к принципу контрапоста. Имеется в виду «противоположение и равновесие правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге – напряженно согнутая левая рука» (Б.Р. Виппер). Впервые принцип контрапоста был применен Поликлетом в работе «Дорифор» (копьеносец), в которой он воплотил идеал атлетически совершенного спортсмена и гражданина. Реалистическая передача пластики тела, торжественная сдержанность движений подчеркивают монументально-героический характер произведения. Поликлет изложил систему идеальных пропорций тела, которой он придерживался в своих работах, в теоретическом трактате «Канон».

Для скульптуры IV в. до н.э. характерен более сложный и в некотором  смысле противоречивый взгляд на жизнь. Постепенно утрачивалась ориентация на идеал уравновешенно-гармонического существования человека. Появились  первые попытки воспроизвести экстатические  переживания через эротическую  пластику тела (Скопас «Менада»). Особая лиричность и самоуглубленная мечтательность свойственна персонажам Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»). И все жб лица греческих статуй по-прежнему не несли отпечатка индивидуальности, они выражали лишь типы эмоциональных состояний. Исключением стали скульптуры наделенные индивидуально-портретными чертами («Апоксиомен»).

Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру  настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.

Литература и театр. Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением  трагедий и комедий. Уже известный  поэт последней четверти VI – первой половины V в. До н.э. Пиндар сочинял оды во славу государственных деятелей и победителей в спортивных состязаниях. Развивается театр – один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.

Предшественником трагедии был жанр дифирамба – хоровой  песни, связанной с культом Диониса. Основатель античного театра Феспид еще во второй половине VI в. до н.э. добавил к хору актера-декламатора, таким образом создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии и независимо от хора. Но хор продолжал активно действовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами – эписодиями.

Главная тема греческих трагедий – встреча героя с судьбой, Роком. И хотя Рок непреодолим, герой  все-таки борется. Мужество сопротивляться обстоятельствам или делать индивидуальный выбор в «секторе предначертаний»  судьбы и стремиться к величию  свободного человека – проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к  жизни с ее борьбой и страданиями  и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид.

Информация о работе Культура Древней Греции