Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:36, реферат
Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн).
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………...3
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации……4
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)……………………..8
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)……………………..10
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)………………………………….14
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)……………………18
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)……….27
Список использованных источников………………………………………….32
Искусство. В скульптуре
и живописи в период архаики шел
активный поиск выразительной формы,
способной воплотить
Типичными образцами, созданными ваятелями того времени, были скульптуры обнаженных юношей – куросов и целомудренно задрапированных девушек – кор. Лица скульптур не индивидуализировались («Клеобис и Битон» Полимеда), позам придавались статичность, напряженная сдержанность, благородство и торжественность. В VI в. до н.э. появляются рельефные украшения храмов. Сюжетами для создаваемых композиций служили традиционные художественно переработанные мифы, описанные Гомером исторические события и их участники. Большую роль в скульптуре играл цвет. Раскрашивались отдельные части тела куросов и одежда. Иногда в глазницы вставлялись драгоценные камни.
В вазописи в VI в. до н.э. известны чернофигурный стиль (основатель Эксекий) – исполнение рисунка черным лаком по красной глине, а также краснофигурный стиль (основатель Эпиктет) – роспись керамики, при которой изображения оставались в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Переход ко второму стилю сопровождался обращением художников к разнообразным бытовым сюжетам («Девушка, направляющаяся к купальне» из мастерской Евфрония).
Таким образом, в период архаики
сложились каноны греческой религии,
ярко заявили о себе своеобразные
стили в архитектуре и
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
древнегреческий культура искусство архитектура
Политика и экономика. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. Фактически он начался уже в конце VI в.
В первой трети V в. до н.э. греки
вели войну против персов. Борьба за
независимость заставила ряд
полисов вопреки распрям
Для экономической жизни классической Греции характерно расширение ремесла и торговли одновременно с сокращением доли производства зерновых. С этими процессами связано уменьшение экономической и политической роли деревни: ее свободное население частью перебиралось в города. Усилилась социальная дифференциация, интенсивно росло рабовладение.
Политическая жизнь Греции в V в. до н.э. испытывала сильное влияние Афин, где Перикл, избранный стратегом в 444 г. до н.э., завершил процесс построения демократического общества. В Афинах действовали основные принципы демократии: свобода слова, равные возможности в занятии должностей (сочетание системы жеребьевки и выборов), равенство перед законом, коллегиальность управления. Существенную роль играли народное собрание, суд. Однако многие жители (не только рабы, но и женщины, переселенцы из других полисов, рожденные в смешанных браках афинян с неафинянами) не могли участвовать в политической жизни, выборах, занимать государственные должности.
Архитектура. Греческие зодчие
разработали систему
Дорический ордер прост,
суров и мужествен. «Чувством
глубокой уверенности, непоколебимой
твердости веет от дорийского храма»,
– отмечал Р. Виппер. Ощущение это
создается благодаря
Ионический ордер – стиль более гибкий, изящный и женственный. В нем ярко выражены декоративные украшения составных частей и, в частности, колонны; она более стройная, в основе имеет базу, а ее капитель украшается двумя завитками – волютами. Особенность этого ордера составляют также сплошной фриз, идущий по антаблементу в виде непрерывной ленты рельефа, и богато декорированный фасад. Для ионического стиля характерно широкое использование орнамента. Примерами построек в этом стиле являются одно из чудес света – храм Артемиды в Эфесе (VI и IV вв. до н.э.), храм Ники Аптерос и Эрехтейон в Афинах, храм Афины в Приене (V в. до н.э.).
Коринфский ордер похож на ионический, но более богат декоративно-орнаментальным убранством. Капители его колонн украшены стилизованными изображениями цветка аканфа. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн (большая капитель каждой из них имеет форму стилизованной «цветочной корзины») остались от храма Аполлона в Бассах (IV в. до н.э.).
Греческая архитектура была полихромной (цветной). Раскрашивались элементы верхней части храма, например, триглифы и фронтоны – в синий цвет, метопы – в красный, а отдельные детали покрывались позолотой. Колонны оставались нераскрашенными, но естественный цвет мрамора (от желтоватого до серовато-голубоватого) участвовал в создании общего колорита. Полихромная гамма, дополненная цветной скульптурой, придавала зданиям торжественный и праздничный вид.
В противоположность ордерной архитектуре частные дома граждан выглядели довольно просто: стены из кирпича-сырца и внутренний дворик. Лишь пол порой щедро украшался мозаикой, главным образом в жилищах богатых людей. Их дома имели большие размеры и апартаменты.
Классический период – время небывалого расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря строительству акрополей, разнообразных общественных сооружений. Самый грандиозный из архитектурных комплексов этого периода – ансамбль нового Акрополя в Афинах, воздвигнутый в V в. до н.э. на месте разрушенных персами храмов.
Асимметрично расположенные постройки комплекса объединяла единая художественная идея, единый принцип равновесия составных частей в границах ансамбля. Главным архитектором Акрополя являлся Фидий. Он же как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса, главном святилище Афин – Парфеноне (447–438 гг. до н.э.). Храм, в сооружении которого участвовал и великий Фидий, был посвящен покровительнице города Афине-Парфенос (Афине-Деве) и символизировал победу греков над врагами. Зодчими этого величественного здания были известные мастера, среди которых выделялись Иктин и Калликрат. Кроме Парфенона в ансамбль Акрополя входили Эрехтейон (в нем совершались обряды в честь Афины и Посейдона), храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой), Пропилеи (парадный вход в комплекс), бронзовая статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) работы Фидия. У подножия Акрополя воздвигли одеон (крытый театр для музыкальных представлений) и театр Диониса.
В архитектуру поздней классики пришел новый тип постройки в честь определенной личности – мавзолей. Одним из чудес света стал Галикарнасский мавзолей – усыпальница правителя Карии Мавсола и его жены Артемисии (середина IV в. до н.э.).
Скульптура. В скульптуре
классического периода
Фидий с учениками создал скульптурные группы и рельефы Парфенона, осуществив органичный синтез пластического искусства и архитектуры. Глубина пространства достигается наслоением фигур. Кажется, что скульптура рождается из архитектурных конструкций. Сюжеты композиций Парфенона отражали известные всем афинянам мифологические события. Восточный фронтон храма был посвящен рождению Афины; западный – спору богини с Посейдоном за власть над Аттикой; на метопах помещались рельефы целого ряда легендарных сражений. Жизнь – вечная борьба, но человек может победить в ней, и боги проявят к нему благосклонность – таков гражданский пафос скульптур Парфенона. Фидию принадлежали также огромные (несохранившиеся) статуи Афины-Девы из Парфенона и Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света) из посвященного ему храма, выполненные в хрисоэлефантинной технике (наложение на деревянный остов пластин из золота и слоновой кости).
Стремление красноречиво отразить идеальный образ физически развитого юного тела воплощено в произведениях Мирона. «Дискобол» – одна аз самых известных его работ. Атлет замер в состоянии наивысшего напряжения перед броском диска – в его фигуре Мирон сумел передать единство статики скульптурного изображения и естественную жизненность движений, точнее говоря, «мгновение покоя» между замахом и броском, выражающем внутреннее напряжение, собранность спортсмена.
Поликлет заменил «движение действия» движением, совершающимся без всякой видимой цели. Такого эффекта он добился, прибегнув к принципу контрапоста. Имеется в виду «противоположение и равновесие правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге – напряженно согнутая левая рука» (Б.Р. Виппер). Впервые принцип контрапоста был применен Поликлетом в работе «Дорифор» (копьеносец), в которой он воплотил идеал атлетически совершенного спортсмена и гражданина. Реалистическая передача пластики тела, торжественная сдержанность движений подчеркивают монументально-героический характер произведения. Поликлет изложил систему идеальных пропорций тела, которой он придерживался в своих работах, в теоретическом трактате «Канон».
Для скульптуры IV в. до н.э. характерен
более сложный и в некотором
смысле противоречивый взгляд на жизнь.
Постепенно утрачивалась ориентация на
идеал уравновешенно-
Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.
Литература и театр. Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. Уже известный поэт последней четверти VI – первой половины V в. До н.э. Пиндар сочинял оды во славу государственных деятелей и победителей в спортивных состязаниях. Развивается театр – один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.
Предшественником трагедии был жанр дифирамба – хоровой песни, связанной с культом Диониса. Основатель античного театра Феспид еще во второй половине VI в. до н.э. добавил к хору актера-декламатора, таким образом создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии и независимо от хора. Но хор продолжал активно действовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами – эписодиями.
Главная тема греческих трагедий – встреча героя с судьбой, Роком. И хотя Рок непреодолим, герой все-таки борется. Мужество сопротивляться обстоятельствам или делать индивидуальный выбор в «секторе предначертаний» судьбы и стремиться к величию свободного человека – проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к жизни с ее борьбой и страданиями и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид.