Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:36, реферат

Описание работы

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн).

Содержание

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………...3
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации……4
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)……………………..8
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)……………………..10
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)………………………………….14
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)……………………18
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)……….27
Список использованных источников………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Культура Древней Греции (2).docx

— 68.37 Кб (Скачать)

В отличие от критских, дворцы ахейских властителей имели четкую систему расположения комнат и залов, причем ориентация по сторонам света  не соблюдалась. Центральное место  отводилось мегарону – большому прямоугольному вытянутому залу с отверстием в кровле и очагом посередине. Здания были в  основном двухуровневые. Как и на Крите, залы имели различное назначение, их стены украшали фрески, отличающиеся от критских схематичностью и стилизованностью образов.

Для микенских скульптурных изображений характерны статичность  позы, подчеркивание анатомической  структуры тела, чеканная проработка формы и деталей головы. Наряду с мелкой пластикой изредка встречается  монументальная скульптура. Едва ли не единственным сохранившимся ее образцом являются «Львиные ворота» – плита  с изображением львов, опирающихся  передними лапами на колонну и  сторожащих вход в город. Она размещалась  рядом с вратами микенской  крепости.

В последний период существования  микенской цивилизации на территории Балканского полуострова велись обширные военные действия. Вначале  ахейские племена разрушили Трою, а в скором времени (около 1100 г. до н.э.) племена дорийцев покорили Микены, Тиринф, а также острова Крит, Мелос, Родос и др. Однако, несмотря на произведенные ими разрушения, культурное наследие Эгейского мира впоследствии существенно повлияло на развитие культуры Древней Греции.

 

1.3 Царский  (гомеровский) период (XI–VIII вв. до  н.э.)

 

В XII в. до н.э. на территории Балканского полуострова и прилегающих  к нему островах Средиземноморья  совершалось «великое переселение  народов». Имевший место «демографический сдвиг» создал условия для становления  собственно греческой культуры и  цивилизации. Это был период трансформации  раннего рабовладельческого государства. Власть все больше сосредоточивалась  в руках аристократии, росло имущественное  неравенство. К концу периода на смену наследственной власти пришла выборная. Сельские общины для более эффективного противостояния врагам образовывали первые полисы. Развертывалось противоборство аристократических родов и царской власти.

В VIII в. до н.э. греки впервые  в мире создали полноценное фонетическое письмо, преобразовав отдельные финикийские  знаки в гласные буквы. В гомеровской  Греции, однако, письменность еще не получила широкого распространения. И, несмотря на то что в дальнейшем грамоте обучались практически все граждане полиса, все же ранняя греческая культура оставалась культурой устного, а не письменного слова. У греков не было трепетного отношения к букве, тексту в отличие от восточных культур, где письменное слово наделялось магическими свойствами. Зато высоко ценилось ораторское искусство.

В гомеровской Греции особую популярность приобрели спортивные состязания в честь богов. Эти  зрелища организовывались для свободных  граждан. Среди выступавших были только свободные люди, но представители  сильного пола. Первыми и наиболее знаменитыми стали Олимпийские  игры в честь Зевса (с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э.).

В этот период начала формироваться  греческая олимпийская мифология  и религия, пришедшая на смену  доолимпийским богам (Гея, Уран) и титанам. Зарождались основные религиозные центры Древней Греции – святилища в Олимпии и Дельфах. Для греческой религии был характерен политеизм. Главой пантеона олимпийских богов считался повелитель неба Зевс. Существовала четкая градация богов, наделявшихся определенными возвеличенными функциями.

Наиболее стройную картину  происхождения, иерархии и специализации  богов дает в своей «Теогонии» Гесиод. Согласно его представлениям, мир возник из Хаоса, порождением которого стали Гея (земля), Тартар (бездна), Эрос (любовь), Эреб (мрак), Никта (ночь). От Геи произошли Уран (небо) и Понт (море). Затем Уран и Гея дали жизнь великанам – титанам, одноглазым циклопам, а также трем сторуким и пятидесятиголовым гакатонфейрам, которые позже помогли олимпийцам одержать победу над титанами. Титан Кронос лишил Урана власти и женился на своей сестре Рее. Одним из их детей стал Зевс, которого Рея спасла от пожиравшего своих чад Кроноса, подложив в пеленки вместо сына камень. Выросший Зевс сверг своего отца и титанов, освободил всех братьев и сестер и воцарился на Олимпе, разделив господство над миром с братьями. Посейдон стал править морем, Аиду достался подземный мир. За собой Зевс оставил небо и стал управлять громом, молнией и другими небесными явлениями. Его власти подчинялась смена времен года. Он предвещал судьбу и решал проблемы добра и зла. У Зевса было много детей от разных богинь, но главной женой считалась его сестра Гера (она олицетворяла землю, которая кормит людей). Дети Зевса составили первое поколение олимпийских богов. Среди них: богиня мудрости Афина-, бог войны Арес; богиня юности Геба; бог огня и кузнечного дела Гефест; охранитель людей, солнечный бог Аполлон, вносящий гармонию в мир; владычица зверей, покровительница охоты, а позже лунная богиня Артемида; богиня земного плодородия Де- метра; бог скотоводства и торговли Гермес; богиня любви и красоты Афродита. Его женами были не только богини, но и смертные женщины, подарившие миру героев – Геракла, Елену, Полидевка, Персея, Миноса. Зевс считался отцом всех богов и людей.

Отличительной чертой греческой  религии стал антропоморфизм. Греческие  боги были не только внешне похожи на людей, они и вели себя, как люди: влюблялись и ревновали, завидовали и строили  козни, страдали и веселились. С точки  зрения греков, между миром богов  и людей не существовало непреодолимой  границы. Греки чтили богов, но не унижали свое достоинство перед  обитателями Олимпа и обращались с ними «по свойски».

Мифология греков причудливо отразила их универсальные представления  о мире, законах жизни, общества и  природы. В ней, как и в искусстве, утверждался следующий принцип: мерой всех явлений должен быть человек с его разумом, подчиняющим себе чувства. Неслучайна особая популярность возвеличенных героев и героических мифов в греческом обществе. Героическое вообще становится важной ценностью, формируя поведение человека под углом зрения высших гражданских идеалов.

Особое значение в культуре этого периода играл эпос –  древнейший род литературы, повествующий о событиях прошлого. В VIII в. до н.э. великий  греческий поэт Гомер создал первые известные нам литературные произведения Древней Греции «Илиаду» и «Одиссею». Реализм в изображении эпохальных событий и точность деталей еще  соседствуют в них с легендами  и мифами, которые, однако, начали перерабатываться в художественных формах.

Гомер создал идеал человека своего времени – смелого, мужественного, физически совершенного, благородного, подчиняющего свою наполненную подвигами  жизнь требованиям разума и одновременно обладающего практической сметкой, умного и находчивого. Поэмы Гомера сыграли огромную роль в культуре Древней Греции. Они выполняли  важную воспитательную функцию и  служили грекам своеобразным сводом исторических знаний о легендарных  событиях прошлого. Гомер оказал большое  влияние на формирование единого  интердиалектного греческого языка, который позже использовался всеми греческими эпическими поэтами. «Илиада» и «Одиссея» заложили основы античной литературы. Гомеровский эпос повлиял на становление героических жанров европейской литературы.

Нашествие дорийцев затормозило  развитие греческого изобразительного искусства и архитектуры, которые  начинали путь своего становления как  бы заново, с примитивных форм. Однако к концу гомеровского периода  и здесь наметился явный прогресс. Самое важное нововведение того времени  – храмы, которые не получили распространения  в крито-микенской архитектуре.

В IX–VIII вв. до н.э. происходило  совершенствование искусства керамики и вазописи, в котором преобладал геометрический стиль. Сосуды расписывались полосками геометрического орнамента, редкие изображения человека были также чрезвычайно схематичны, подобны геометрическим фигурам. Это искусство полностью соответствовало архитектоническому стилю, характеризующемуся простотой конструкции.

Таким образом, гомеровская  Греция стала временем зарождения самобытных основ древнегреческой культуры (полисы, литература и письменность, олимпийская религия, интерес к  состязаниям, храмовая архитектура), получивших дальнейшее развитие в культуре периода  архаики.

 

1.4 Архаический  период (VII–VI вв. до н.э.)

 

Политика. Культура периода  архаики начала складываться уже  с конца VIII в. до н.э. Тогда начинается колонизация, благодаря которой  влияние греческой культуры распространилось с материка на соседние регионы Малой  Азии. В свою очередь греки знакомились  с достижениями других народов и  творчески перерабатывали их. Все  это способствовало стремительному подъему их культуры.

Развитие земледелия, торговли, ремесел требовало все более  активного использования труда  рабов. Рабы становились самым доходным товаром. Огромное значение для экономики  имело формирование системы денежного  обращения (конец VIII в. до н.э.). Деньги стимулировали  накопление доходов для последующих  вложений в развитие ремесел, судоходства, в строительство общественных сооружений.

В период архаики окончательно утвердился полисный принцип устройства греческого общества. Старая земледельческая  аристократия вступила в конфликт с  набиравшими силу торговцами и ремесленниками. На первых порах борьба новых социальных сил за власть нередко приводила  к установлению тирании – единоличной  формы правления, при которой  властитель защищал в известной  мере интересы мелких и средних земледельцев, ремесленников и торговцев и формально допускал некоторые выборные должности. Произвол аристократии ограничивала и зарождавшаяся система права. Сложившиеся из обычаев правовые нормы постепенно приобретали характер стоящего над индивидуальной волей закона. Выдающимися реформаторами права того времени были Солон и Клисфен, которые заложили основы демократического законодательства и институций выборного правления.

Религия. Греческая религия  по-прежнему выполняла консолидирующую  роль в обществе. Важное значение при этом имел культ Аполлона в Дельфах. Влияние дельфийской сакральной коллегии в греческом обществе было чрезвычайно велико, но носило чисто культовый характер, так как жрецы не участвовали в государственном управлении. В полисах выборные жрецы ведали таинствами и обрядами, одновременно осуществляя религиозное просвещение граждан. Большую роль в греческой религии играли культы Диониса и Деметры.

Дионисии справлялись 4 раза в год. В эти дни устраивались торжественные веселые шествия  с песнопениями в честь бога виноделия  Диониса, жертвоприношения, шуточные игры, представления, пиры, проводились соревнования драматургов. Будучи антиподом аполлоническому идеалу гармонии и спокойной величавости, Дионисии вводили человека в область «божественного безумия», где уже не действовали законы привычного мира и наблюдалась невоздержанность во всем (в винопитии, эротике, танцах и т.п.). Однако культ Диониса заключался отнюдь не в поощрении разнузданности, а в предупреждении тенденции к застыванию и окостенению аполлонических форм, которые, по представлению Фр. Ницше, должны были как бы «взрываться» народной творческой энергией.

Элевсинские мистерии, связанные  с культом Деметры, сначала были древним аграрным праздником осеннего умирания и весеннего воскресения  растений. Но в архаической Греции этот культ осмысливался и как  проблема смерти и воскресения человека в круговороте живого. Во время таинств посвящения люди переживали мистическое проникновение в иной – полный чувственных стихий, рационально не освоенный мир.

Философия и протонаука. Приземленность религии, разнообразие культов, мифов создавали в Греции особую духовную атмосферу, располагавшую к свободному мышлению и появлению философских концепций устройства мира. К тому же встречи греков с различными культурными мирами, развитие ремесел, требующих от мастеров здравого смысла и смекалки, привели к достаточно радикальной для того времени рационализации греческого мировосприятия. И в VI в. до н.э. появляется одно из величайших завоеваний греческой культуры – философия, зарождается протонаука. К примеру, Анаксимандр одним из первых описал космос как циклический физический процесс. Фале с своей теоремой о равнобедренном треугольнике впервые ввел доказательство в математику. Пифагор заложил основы геометрии, выработал аксиоматический метод построения науки, создал прообраз научного сообщества, своего рода образованного братства. В VI в. до н.э. начала складываться и греческая система начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном (гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).

Литература. Большое место  в греческой культуре периода  архаики играла поэзия. Самым ярким  эпическим поэтом считался Гесиод. В поэме «Труды и дни» он утверждал, что счастье человеку приносит лишь то богатство, которое добыто собственным  трудом. Однако в целом эпос уже  отходил на второй план, уступая  пальму первенства лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры, любовь, воспевавшей  не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VII–VI вв. до н.э. были Архилох, Алкей, Анакреонт и Сафо (Сапфо).

Архитектура. В период архаики  шло становление архитектуры. Складывался  тип древнегреческого города, религиозно-политическим и торговым центром которого стал акрополь. Здесь строились здания различного предназначения и размещалась агора – торговая площадь. Главное место в акрополе занимали храмы, посвященные тому или иному богу. В них часто хранились казна и художественные ценности. Внутри храма воздвигалась статуя божества. Верующие молились и совершали обряды около храма. Торжественные процессии проходили мимо его открытых ворот. Греческая архитектура не угнетала личность своими размерами. В период архаики распространился основной, господствовавший в то время тип культовых сооружений – периптер (прямоугольное сооружение с одним рядом колонн по периметру здания), а затем – диптер (храм с двумя рядами колонн). Крыши храмов были двускатными, покрытыми черепицей.

Информация о работе Культура Древней Греции