Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:52, контрольная работа
Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.
1.Материальная культура Древнего Китая.
2.Архетипы китайской культуры: конфуцианство, даосизм, инь и ян, цикл неба.
3.Обычаи, традиции, верования древних китайцев.
техника перегородчатых
и расписных эмалей. Изготовлялись
многофигурные рельефные композиции
из красного резного лака. Можно
было увидеть вышитые картины,
выполненные цветной гладью.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные
черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного убранства. Дворцовые здания приобретают новые черты в связи с дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты. Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII – XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением
к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в
скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой
кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей
– пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
В цинский период в классической прозе и поэзии появляются
довольно видные мастера. В области повествовательной литературы
выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы
сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались
большой популярностью изречения китайских писателей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский период претерпевает
значительные изменения. Во второй половине XVII веке новая
маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие
театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную
технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя
координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины
XIX века музыкально-драматический
театр всё более
национального театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает
копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные
панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в
живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов,
знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой.
Продолжает своё существование и жанр повествовательной живописи.
Особое место в культуре Китая цинского периода занимает
декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в производстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и эмали.
Китайские народные мастера
создавали самые
изделия прикладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности
работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового
кварца, горного
хрусталя, слоновой кости различные
принадлежности.
2.Архетипы китайской культуры: конфуцианство, даосизм,
.
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху
больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский
Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.
Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя
важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно
состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. ) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности.
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было
строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник,
наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего,
подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию -это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках
государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.
Успехам конфуцианства в
немалой степени
что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный
традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и
налогов было
меньше, и люди жили лучше, и
чиновники были справедливее, и
правители мудрее...
Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны все возможными легендами.
В короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках" Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван уроженцем царства Чу. Его имя Ли эр, прозвище Дань. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько отрывочны и противоречивы, что среди ученых-историков вообще нет уверенности в реальности этого лица.
По значению и популярности Лао-цзы считают вторым после Конфуция философом Китая. Его учение изложено в знаменитом трактате "Даодэцзин", что означает "Книга пути и добродетели".O появлении этой книги существует много легенд.
"Даодэцзин" - небольшой трактат в двух частях - содержит основную суть философского учения Лао-цзы. Если судить по языку и стилю, этот трактат был создан пример- но в IV - III вв. до н. э.
За долгие века даосизм вызвал много разноречивых толкований, о нем существует огромная литература. Мы, разумеется, имеем возможность познакомить читателя с этим учением только в самых общих чертах.
Главная категория
Дао недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять,- это не дао. Ни кто не создал дао, но все происходит от него и возвраща ется к нему. Однако все, что порождает дао, проявляется через дэ (добродетель), поэтому если дао - это всеобщая сущность мира, то дэ - ее проявление в действительности.
Задача человека - познать дао, встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние человека с природой. Социальная несправедливость в обществе рассматривается как одно из нарушений гармонии. Своеобразным выражением протеста против социальной несправедливости является отшельничество и аскетизм, иначе говоря - возврат к "естественности", Отшельники - даосы во все времена уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для постижения "гармонии мира".
Большое место в книге "
Дао-цзы порицал стремление к образованию, утверж- дая, что народом "легче управлять тогда, когда он глуп". В древние времена, говорится в "Даодэцзине", "умевший служить дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэто- му управление страной при помощи знаний - враг страны, а без их применения - счастье страны".
Заботой людей всех времен, сетует Лао-цзы, было "со хранение тела и удовлетворение чувств" в ущерб духовному развитию. Однако все внешнее и чувственное обманчи во скоропроходяще. Мудрецу нет необходимости обобщать чувственный опыт, он может познать истину, законы природы и общества разумом, созерцанием, не прибегая к изучению фактов. "Не выходя со двора,- поучал Лао- цзы ,- мудрец познает мир. Не выглядывая из окна, он ви-дит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше по-знает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя вещей, он называет их").
Чрезмерное возвышение универсального абстрактного закона мироздания (дао) и отрыв его от материальной основы жизни, созерцательное отношение к окружающей действительности, непомерное преувеличение роли рационального элемента и третирование чувственного элемента в познании - эти идеалистические черты в учении Лао- цзы заложили основы для перерождения даосской философии в религию.
Вместе с тем многие исследователи справедливо усматривают в постулатах даосизма (в частности, в его признании борьбы противоположных начал в природе) элементы наивного материализма и диалектики.
В
"Даодэцзине" идея единства противоположностей
выражена такими словами: "Когда
в Поднебесной узнают, что прекрасное
является прекрасным, появляется и безобразное.
Когда все узнают, что доброе является
добрым, возникает и зло. Потому бытие
и небытие порождают друг друга, трудное
и легкое создают друг друга, длинное
и короткое взаимно соотносятся, высокое
и низкое взаимно определяются, звуки,
сливаясь, приходят и гармонию, предыдущее
и последующее следуют друг за другом".
Теория Инь—Янь является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династий Инь и Чжоу (6 век- 221 год до н.э.) и впервые появилась в книге “И Цзин” ( книга Перемен) : “ Инь и Янь отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной”.