Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.

Содержание

1.Материальная культура Древнего Китая.
2.Архетипы китайской культуры: конфуцианство, даосизм, инь и ян, цикл неба.
3.Обычаи, традиции, верования древних китайцев.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Культурологии.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

техника  перегородчатых  и  расписных  эмалей. Изготовлялись  многофигурные рельефные  композиции  из  красного  резного  лака. Можно  было  увидеть вышитые  картины,  выполненные  цветной  гладью. 

                            ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИН

        Архитектура  цинского  периода   приобретает  свои  характерные

черты, выраженные  в  стремлении  к  пышности  форм, обилию  декоративного убранства. Дворцовые  здания  приобретают  новые  черты  в  связи  с дробностью  орнаментальных  деталей  и  яркой  полихромностью  своей отделки. Для  орнаментации  зданий  применялись  различные  материалы, это и  камень, и  дерево, и  глазурованные  многоцветные  керамические  плиты. Значительное  внимание  уделяется  сооружению  парковых  ансамблей. XVIII – XIX  вв.  характеризуются  интенсивным  строительством  загородных резиденций, пышность,  нарядность  и  богатство  архитектурных  форм которых  говорят  о  вкусах  того  времени  и  богатстве  их  обитателей. В оформлении  их  применялись  не  только  яркие  краски  и  позолота, но  и фарфор  и  металл.

       Традиции  народного  творчества  с  его  оптимизмом  и   стремлением

к  передаче  реальных  образов  нашли  своё  наибольшее  выражение  в

скульптуре. В  работах  безызвестных  мастеров-резчиков  из  слоновой

кости, дерева, корня  и  бамбука  можно  встретить  образы  простых  людей

– пастухов, охотников, стариков, скрытые  под  обликом  божеств.

       В  цинский  период  в   классической  прозе  и  поэзии  появляются

довольно  видные  мастера. В  области  повествовательной  литературы

выделяется  жанр  новеллы.   В  1701 –1754 гг.  закладываются  основы

сатирического  эпоса. В XVIII – XIX  вв.  по-прежнему  пользовались

большой  популярностью  изречения  китайских  писателей  цзацзуань.

       Театральное  искусство  в   цинский  период  претерпевает

значительные   изменения. Во  второй  половине  XVII веке  новая

маньчжурская  династия  сделала  куньцюй  придворным  театром. Развитие

театрального  жанра  куньцюй  внесло  немало  изменений  в  вокальную

технику. Арии  стали  исполняться  в  более  живом  темпе, позволяя

координировать  пение, слово  и  сценическое  движение. Около  середины

XIX века  музыкально-драматический   театр  всё  более  приобретает   черты

национального  театра  классической  драмы.

        В  живописи  XVII – XIX  вв. значительное  место  занимает

копирование  лучших  произведений  прошлого. Создаются  декоративные

панно, написанные  краска - ми  на  шёлковой  ткани. Другое  направление  в

 живописи  конца  XVII –начала   XVIII века  представляют  работы  авторов,

знакомых  с  европейской  гравюрой  и     линейной  перспективой.

Продолжает  своё  существование  и  жанр  повествовательной живописи.

        Особое  место  в  культуре  Китая  цинского  периода   занимает

декоративно-прикладное  искусство.  Китайские  керамисты  достигают  новых успехов  в  производстве  художественного  фарфора, который  украшается росписью  блестящими  прозрачными  эмалевыми  красками. Для  украшения дворцовых  ансамблей, особенно  их  интерьера,  европейские  архитекторы  и художники  используют  китайские  вышивки, фарфор, изделия  из  лака  и эмали.

       Китайские  народные  мастера   создавали  самые  разнообразные

изделия  прикладного  искусства. Мастера-резчики, несмотря  на  трудности

работы  с  твёрдыми  породами  камня, вырезают  из  нефрита, розового

кварца, горного  хрусталя, слоновой  кости   различные  принадлежности. 

          
 
 

    2.Архетипы  китайской культуры: конфуцианство, даосизм,   

    .                                инь и ян, цикл неба. 

                                КОНФУЦИАНСТВО

       Конфуций (Кун-цзы, 551-479  до  н.э.) родился  и  жил  в  эпоху

больших  социалистических  и  политических  потрясений,  когда  чжоуский

Китай  находился  в состоянии  тяжёлого  внутреннего  кризиса.

  Высокоморальный   Цзюнь-цзы, сконструированный   философом  в качестве модели, эталона для подражания,  должно  было  обладать  двумя

важнейшими  в  его  представлении  достоинствами: гуманностью  и  чувством долга. Конфуций  разработал  и  ряд  других  понятий, включая  верность  и  искренность (чжен), благопристойность  и  соблюдение  церемоний  и  обрядов (ли). Следование  всем  этим  принципам  будет  обязанностью  благородного Цзюнь-цзы. “Благородный  человек”  Конфуция - это  умозрительный социальный  идеал, назидательный  комплекс  добродетелей. Конфуций сформулировал  основы  того  социального  идеала,  который  хотел  бы видеть  в  Поднебесной: «Пусть  отец  будет  отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то  есть  пусть  всё  в  этом  мире хаоса  и  сумятиц  станет  на  свои  места, все  будут  знать  свои  права и  обязанности  и  делать  то, что  им  положено. И  общество  должно

состоять  из  тех, кто  думает  и  управляет - верхов, и  тех, кто трудится  и  повинуется - низов.  Такой  социальный  порядок  Конфуций  и второй  основоположник  конфуцианства  Мэн-цзы (372 - 289  до  н.э. ) считали  вечным  и  неизменным, идущим  от  мудрецов  легендарной древности.

        Одной  из  важных  основ   социального  порядка, по  Конфуцию, было

строгое  повиновение  старшим.  Любой  старший, будь  то  отец, чиновник,

наконец,  государь, - это  беспрекословный  авторитет  для  младшего,

подчинённого, подданного. Слепое  повиновение  его  воле, слову,  желанию -это  элементарная  норма  для  младших  и  подчинённых, как  в  рамках

государства  в  целом,  так  и  в  рядах  клана, корпорации  или  семьи.

        Успехам  конфуцианства  в   немалой  степени  способствовало  и  то,

 что  это   учение  базировалось  на  слегка  изменённых  древних традициях,  на  привычных  нормах  этики   и  культа.  Апеллируя к самым тонким  и отзывчивым  струнам души  китайца, конфуцианцы завоёвывали его доверие тем,  что выступали за  милый его сердцу  консервативный

традиционализм,  за  возврат  к  «доброму  старому  времени», когда  и

налогов  было  меньше, и  люди  жили  лучше, и  чиновники  были справедливее, и  правители  мудрее... 

                                               ДАОСИЗМ

     Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны все возможными легендами.

     В короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках" Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван уроженцем царства Чу. Его имя Ли эр, прозвище Дань. Он якобы служил архивариусом при чжоуском  дворе и встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько отрывочны и противоречивы, что  среди ученых-историков вообще нет уверенности в реальности этого лица.

     По  значению и популярности Лао-цзы считают вторым после Конфуция философом  Китая. Его  учение изложено в знаменитом трактате "Даодэцзин", что означает "Книга пути и добродетели".O появлении этой книги существует много легенд.

     "Даодэцзин" - небольшой трактат в двух  частях - содержит основную суть философского учения Лао-цзы. Если судить по языку и стилю, этот трактат был создан пример- но в IV - III вв. до н. э.

       За долгие века даосизм вызвал  много разноречивых толкований, о нем существует огромная  литература. Мы, разумеется, имеем возможность познакомить читателя с этим учением только в самых общих чертах.

         Главная  категория  философского  даосизма  -  дао (путь)  -  понимается  как  всеобщий закон   природы, как первопричина всего  сущего, как источник всех явлений  материальной и духовной  жизни. Дао являет собой как бы обобщенное  понятие о закономерностях развития  мира. Все, что существует,  говорится в "Даодэцзине", произошло от дао, чтобы затем, совершить кругооборот, снова в него вернуться.  Дао  не только первопричина, но  и конечная цель и завершение бытия.

         Дао недоступно чувственному  восприятию: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять,- это  не дао. Ни кто не создал дао, но все происходит от него и возвраща ется к нему. Однако все, что порождает дао, проявляется через дэ (добродетель), поэтому если дао - это всеобщая сущность мира, то дэ - ее проявление в действительности.

         Задача человека - познать дао,  встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние человека  с природой.  Социальная несправедливость в обществе рассматривается как одно из нарушений гармонии. Своеобразным выражением протеста  против социальной несправедливости является отшельничество и аскетизм, иначе говоря - возврат к "естественности", Отшельники - даосы во все времена уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для постижения "гармонии мира".

         Большое место в книге "Даодэцзин"  уделено принципу "недеяния", который  предписывает человеку отказаться  от всякой деятельности, не вмешиваться активно в жизнь - она должна развиваться естественно, как бы сама собою. Конфуций  верил в могущество человеческой  природы, которая всегда останется на  правильном пути,  если должным образом будет направлена  воспитанием. Лао-цзы же считал, что человеческая  природа  останется  непорочной,  будучи предоставлена самой себе Этот тезис и явился осно-  вой доктрины "недеяния".

         Дао-цзы  порицал  стремление  к  образованию,  утверж-  дая,  что народом "легче управлять  тогда, когда он глуп".  В древние  времена, говорится  в  "Даодэцзине",  "умевший  служить дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэто-  му управление страной при помощи  знаний -  враг страны,  а без их применения - счастье страны".

     Заботой людей всех времен,  сетует Лао-цзы,  было "со хранение тела и удовлетворение  чувств" в  ущерб духовному развитию.  Однако  все внешнее и  чувственное обманчи во скоропроходяще.   Мудрецу  нет   необходимости  обобщать чувственный опыт, он может познать истину, законы  природы и общества разумом,  созерцанием, не  прибегая к  изучению  фактов.  "Не  выходя  со  двора,-  поучал Лао-  цзы ,- мудрец познает мир. Не выглядывая из окна, он ви-дит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше по-знает. Поэтому мудрый человек не  ходит, но  познает. Не  видя вещей, он называет их").

     Чрезмерное  возвышение  универсального  абстрактного  закона мироздания (дао) и отрыв его  от материальной основы  жизни, созерцательное отношение к окружающей  действительности, непомерное преувеличение роли рационального элемента и третирование чувственного элемента  в познании - эти идеалистические черты в учении  Лао-  цзы заложили основы для перерождения даосской философии в религию.

     Вместе  с тем многие исследователи справедливо усматривают в постулатах даосизма (в частности, в его признании борьбы противоположных начал в природе) элементы  наивного материализма  и диалектики.

     В "Даодэцзине"  идея единства противоположностей выражена такими словами: "Когда  в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым, возникает и зло. Потому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и  легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно  соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят и гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом". 

                                          ИНЬ-ЯНЬ

    Теория Инь—Янь  является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династий Инь и Чжоу (6 век- 221 год до н.э.) и впервые появилась в книге “И Цзин” ( книга Перемен) : “ Инь и Янь отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной”.

Информация о работе Культура Древнего Китая