Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 08:22, курсовая работа
Буряты – самый большой по численности коренной народ Сибири, их почти полмиллиона человек. Живут они на самом юге Сибири – в Бурятии, Иркутской и Читинской областях.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья………………………..4
1. Устно-поэтическое творчество. Бурятский фольклор……………...6
2. Бурятские летописи и исторические хроники………………………8
Глава 2 Присоединение Бурятии к России – новый этап в развитии культуры……………………………………………………….............11
2.1 Материальная культура и быт………………………………………..14
2.2 Национальная одежда………………………………………………...19
2.3 Просвещение…………………………………………………………..21
Глава 3 Религия и церковь………………………………………………………23
3.1 Шаманизм. …………………………………………………………….23
3.2 Буддизм………………………………………………………………...26
3.3 Христианство…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………33
3.3 Христианство
Распространение христианства в Бурятии началось с появлением первых русских землепроходцев. В 1681 году была учреждена Даурская миссия, призванная вовлекать в лоно православия народы по обе стороны Байкала, но она не добилась ощутимых результатов. Вместо нее была создана Иркутская епархия (1727 год), которая широко развернула миссионерскую работу. Христианизация бурят усилилась во второй половине 19 века.
Вместе с тем широко применялись насилие, обман, угрозы. В Иркутской миссии трудились десятки бурят в качестве священников, переводчиков, учителей, старост. За более чем двухсотлетний период сформировалось бурятское православие, общее число крещенных достигло 45 тысяч. Наибольших успехов христианство добилось у приангарских бурят.
Новым и эффективным приемом в деле христианизации бурят явилась подготовка миссионеров из коренного населения. Обучали их в училище при Посольском монастыре, переведенном позднее в г. Читу, в Иркутской духовной семинарии и Нерчинском духовном училище. Кадры высшего звена готовились в Казанской духовной академии, где имелось специальное монголо-бурятское отделение. Кроме того, существовали женские духовные заведения, где обучались бурятки: Иркутское училище девиц духовного ведомства, училище при Иркутском Знаменском монастыре, Читинская женская Богородицкая община, Забайкальское епархиальное женское училище. Общая численность бурят-миссионеров в епархии за вторую половину XIX и начало XX в. достигла 40-50 человек, без учета женщин, работавших в миссионерских школах и пансионах. Хорошо зная родной язык, быт, традиции и психологию своего народа, они работали более тонко, находили наиболее приемлемые методы и формы христианизации соплеменников, добивались больших успехов на своем поприще по сравнению с миссионерами небурятского происхождения.
Основными итогами
1.
Некоторое вытеснение
христианства.
2.
Появление у бурят двое и
троеверия (шаманизм-
3.
Распространение среди бурят
русско-христианских ценностей
4. Определенный подъем культуры в бурятских ведомствах, ее синкретизация. Открывались школы, распространялась грамотность в улусах, изучались культура, быт и язык бурятского народа; из числа бурят выдвинулось немало активных миссионеров, внесших вклад в историко-этнографическое исследование народа.
5.
Христианство сыграло
В общесоциальном плане христианизация
способствовала усилению национального
гнета, русификации бурят. Она разрушала
систему национальных традиций и обычаев
бурят, подрывала единство народа. В лице
православной церкви христианство выступало
против всего национального, бурятского,
требовала отказа от прошлого наследия.
Современные буряты не исповедуют христианство,
но они в той или иной мере являются носителями
христианских традиций, которые исторически
определили всю культуру России и Запада.
Заключение
Культура Бурятии очень интересна и разнообразна, как и любая другая культура. Конечно, в своем развитии она потерпела немало препятствий. Традиционная культура бурят создавалась коллективно и отражает опыт предшествующих поколений. Но историческую основу бурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся к монгольской культуре.
На
сегодняшний день бурятская культура
начала возрождаться, вспоминаются забытые
в прошлом традиции, обычаи. Огромен
творческий потенциал у бурятского
населения. Но беда в том, что в
Иркутской области нет
Буряты
должны сохранить богатое наследие,
и обеспечить передачу духовных ценностей,
веры и уважения традиций будущим поколениям.
Именно так, передавая знания и опыт прошлого,
бурятская культура будет жить и развиваться
дальше.
Список литературы
XVII в.) Вып.2. Улан-Удэ, 2001.
8. Ламаизм в Бурятии XVIII – начало ХХ в. Новосибирск, 1983.
9. Очерки истории культуры Бурятии. Т.1.
10. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. XVIII –XIX вв. Бурятия. История. Вып.4. Улан Удэ,1999.
11. Шульгина Е.А., Бражникова И.Б. Буряты. Культура. Традиции. Иркутск, 2008.
12. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы – бурят-монголы? Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.
13. Чудов Д.Б., Базаров Б., Ганжуров В. История Бурятии в вопросах и ответах. Улан-Удэ,1991.