Культура Бурятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Буряты – самый большой по численности коренной народ Сибири, их почти полмиллиона человек. Живут они на самом юге Сибири – в Бурятии, Иркутской и Читинской областях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья………………………..4
1. Устно-поэтическое творчество. Бурятский фольклор……………...6
2. Бурятские летописи и исторические хроники………………………8
Глава 2 Присоединение Бурятии к России – новый этап в развитии культуры……………………………………………………….............11
2.1 Материальная культура и быт………………………………………..14
2.2 Национальная одежда………………………………………………...19
2.3 Просвещение…………………………………………………………..21
Глава 3 Религия и церковь………………………………………………………23
3.1 Шаманизм. …………………………………………………………….23
3.2 Буддизм………………………………………………………………...26
3.3 Христианство…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая культорология.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Филиал  федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «сибирская академия государственной службы» в г. Иркутске  

Специальность Государственное и муниципальное  управление 
 
 

Курсовая  работа

По  дисциплине: Культурология

На  тему: Культура Бурятии   
 
 

                      Выполнил: Болдохонова  Ф.В. студентка гр. ЗГМУ-09 

          Проверил: доцент кафедры ГМУ

                     Казинцева М.Д. 
 
 
 
 
 

Иркутск 2010

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья………………………..4

    1. Устно-поэтическое творчество. Бурятский фольклор……………...6
    2. Бурятские летописи и исторические хроники………………………8

      Глава 2 Присоединение  Бурятии к России – новый этап в развитии культуры……………………………………………………….............11

      2.1 Материальная  культура и быт………………………………………..14

      2.2 Национальная  одежда………………………………………………...19

      2.3 Просвещение…………………………………………………………..21

Глава 3 Религия  и церковь………………………………………………………23

    3.1 Шаманизм. …………………………………………………………….23

    3.2 Буддизм………………………………………………………………...26

    3.3 Христианство…………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………………33 
 
 
 
 
 

Введение 

     Буряты  – самый большой по численности  коренной народ Сибири, их почти полмиллиона человек. Живут они на самом юге Сибири – в Бурятии, Иркутской и Читинской областях.

     Археологическими  исследованиями установлено, что наиболее ранние следы пребывания человека на территории Прибайкалья и Забайкалья относятся к концу ледникового периода – к поздней поре древнекаменного века (палеолита), т.е. к тому времени, когда стала развиваться культура людей, по своему физическому строению уже мало отличавшемуся от современных.

     В течение многих столетий история  Бурятии развивалась во взаимосвязи с историей и культурой монголов и народов Центральной Азии. Поэтому невозможно изучать прошлое народа Бурятии в отрыве от истории культуры монголов, тибетцев и др. народов Центральной Азии. Историко-культурные сокровища народов регионов Азии являлись с далеких времен достоянием бурят-монголов, играли важную роль в формировании и развитии его культуры.

     Историческую  основу бурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящимся в целом к культуре монгольского суперэтноса. Комплекс этот включал в себя письменные традиции, возникшие у монголов в     веке. В условиях пребывания в составе России, вторжения в Бурятию двух систем культуры и идеологии - западно-христианской и восточно-буддийской, их воздействия и влияния традиционная номадическая и полуномадическая культура, с одной стороны, продолжала свое развитие, приобретая новое содержание и формы, а с другой, начала трансформироваться и в какой-то мере вытесняться ценностями двух мировых религий. В итоге образовался новый культурный синкрет – собственно бурятская культура.  
 
 

Глава 1. Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья

     Прежде  всего следует отметить общность происхождения фольклора у народов  Центральной Азии и Сибири. Многие ныне известные фольклорные произведения были созданы в древнюю эпоху, когда нынешние монголоязычные народы развивались в одинаковых социально-экономических и культурных условиях. Каждая эпоха вносила свои изменения в экономическую и общественную жизнь народа, что в свою очередь, вносило изменения в духовную жизнь людей, в частности наслоения в фольклорно-эпические произведения.

     Имеющиеся сведения о древних бурятских  племенах и их культуре далеко не достаточны для восстановления  общей картины  жизни этих племен. Самое раннее упоминание монголоязычных племен, которые судя по их названиям, можно считать бурятскими, содержится в монгольской хронике «Сокровенное сказание», составленной в    веке. Это хори-туматы, икиресы, булия (буряты).

     Отсутствие  дальнейших письменных источников вплоть до прихода русских в       веке вынуждает реконструировать черты ранней бурятской культуры лишь по данным этнографии и фольклора.

     У бурят происходила постепенная  смена материнского рода отцовским, хотя определить хронологические рамки  этого процесса и невозможно. О существовании в далеком прошлом материнского рода свидетельствуют: наличие могущественных божеств-женщин в шаманском пантеоне; особая роль женщины в древнейших эпических произведениях. Но отцовский род у бурят восторжествовал задолго до века, вероятно, даже до сформирования основных бурятских племен.

     Родовая связь все еще оставалась основной формой общественной связи. Всякое покушение  на жизнь или благополучие члена рода кровно затрагивало его сородичей, приводя к острым конфликтам. Ответом на убийство некогда являлась кровная месть. Но она уже вытеснялась уплатой головщины, дело принимало кровавый оборот лишь в том случае, если виновные уклонялись от выплаты возмещения.

     Общественные  празднества, шаманские тайлаганы, облавные охоты, весьма популярные у бурят, несмотря на потерю их экономического значения, носили родовой характер.

     Культурный  обмен столь же древен, как и  торговый. Взаимный контакт и взаимообогащение культур наблюдается и в глубокой древности. Можно наметить три линии  такого контакта, судя по материальной культуре, которая изменяется очень медленно, по культуре духовной, в частности по устному народному творчеству, по орнаментике. Во-первых, обнаруживается немало общих элементов культуры у бурят и у предшествовавших им этнических образований на территории их расселения, оставивших свои следы в древних стоянках и могильниках; во-вторых, близость территории и языка с населением Монголии обусловила постоянный культурный обмен, результатом которого явилось сходство многих обычаев и народных традиций, а также общность многих мотивов в фольклоре; в-третьих, постоянные связи и общность исторических судеб сибирских народов- бурят, якутов, эвенков, тувинцев и других- привели к взаимному обогащению их культуры. Это прослеживается в области лексики, приемов ведения хозяйства, обрядности, верования, изобразительного искусства. Но при всем том культура бурят в основе своей вполне самобытна. Полнее всего ее архаические черты раскрываются в старинных обычаях и фольклоре.

  
 
 
 
 
 
 

    1. Устно-поэтическое  творчество. Бурятский фольклор.

         Устное  народно-поэтическое творчество занимает выдающееся место в истории духовной жизни бурятского народа и является важнейшим источником для познания его древней культуры.

         Буряты  в мифах, легендах, преданиях, сказках, пословицах и загадках выражали свои представления о мире, отражали важнейшие этапы социального и культурного развития.

         В области устных произведений бурят  наиболее архаичными являются мифы. Они  кажутся фантастическими, но они, хотя и возникли на ранней ступени родового общества, в основном правильно отражали практику, идеалы и представления предков бурят. Мифы отражают оборотнический взгляд человека на природу и общество. Все образы-камни, солнце, кони, трава - человекоподобны, имеют чувства, владеют человеческой речью, действия их похожи на человеческие. Кроме того, все герои-люди, чудовища, птицы и т.д. - превращаются в любое другое «явление», вещь. Эти превращения объясняются не прихотью рассказчиков, а уровнем их сознания – на той ступени жизни творцы и носители мифов еще не разграничивали явлений природы и общества. Люди свои качества переносили на другие явления, мертвые, неодушевленные вещи казались такими лишь временно, считалось, что они могут принять другой живой вид. Остатки такого сознания имеются даже в современном языке бурят, например, говорим - солнце зашло. Расцвет мифологического воззрения относится к периоду анимизма – одушевления всех предметов и явлений.

         По  мере перехода предков бурят от собирательсва  и охоты к производству материальных благ происходил процесс дифференциации понятий о природе и обществе, различения «я» от «не я», вещи становились более определенными, имеющими свои свойства, исключающие другие.

         Человек отходил от оборотнических взглядов постепенно, на протяжении многих столетий освобождался от анимизма, что вело к угасанию мифотворчества. Но красочные и образные мифы еще долго сохранялись как произведения народной фантазии, хранящие в себе черты мировоззрения людей далекого прошлого. По этим мифам мы можем судить о духовной культуре предков.

         Мифы  и легенды бурят, слагавшиеся  в народе в глубокой древности, сохранили  ценный материал для изучения древнего бурятского общества. Наукой жизни называют бурятские сказки о животных. В них ярко проявляются наблюдательность и мудрость этого талантливого народа.

         Пение и музицирование составляют важную часть духовной жизни бурят. Существовала вера в могущественную силу музыкального искусства. Талант певца-сказителя  и исполнителя песен считался дарованным свыше. Широко бытовало музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигерами. Исполнение последних – это сильный речитатив, сопровождаемый аккомпанированием на двухструнном смычковом инструменте – хуре. Богато представлены танцевальные мелодии. Наиболее распространенным и популярным видом этого искусства является танец – хоровод «Ехор».

         Особый  раздел составляет музыкально-драматическое  искусство культового назначения –  шаманские ритуальные действия, мистерии.

         Элементарное  театральное искусство в бурятском  шаманстве достигло крайне высокого уровня, почти профессионального. Шаманы пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, разыгрывали представления различного характера. Их камлания представляли не только религиозный акт или действие, но особый синкретичный род искусства, в котором было все – сочинение текста, подлинная драматургия, фокус, гипноз, чревовещание.  
     

    1. Бурятские летописи и исторические хроники

         С 17  века буряты стали пользоваться старомонгольской письменностью. С этого времени часть бурят стала грамотной, освоила письменность. Особенно те молодые люди, которые получали образование в дацанских школах. Правда такая форма обучения детей грамоте была не везде. Она практиковалась там, где местные власти уделяли соответствующее внимание просвещению народа, привлекая передовых людей к педагогической деятельности.

         Наиболее  способные из бурят продолжали дальше свое образование, изучая философию, логику, восточную медицину и другие дисциплины, становились затем крупными специалистами. Они осваивали фольклор своего народа, создавали родословные и исторические хроники. Бурятские хроники, летописи и родословные, созданные на старомонгольской письменности в           вв., сейчас являются ценнейшими историко-литературными источниками. Не все они дошли до наших дней, а многие из дошедших летописных произведений неизвестны широким слоям населения. Это объясняется прежде всего тем, что в годы культа личности и в застойное время все, что было создано на старомонгольской письменности, находилось в забвении. После языковых реформ 30-х годов (бурятский язык в 1931году был переведен латиницу, в 1939 году- на кириллицу) перестал существовать по сути старомонгольский язык, в результате народ был отчужден от своего многовекового культурного наследия. За бортом оказалось богатейшее наследие прошлого: искусствоведческие, исторические и художественные произведения.

Информация о работе Культура Бурятии