Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 08:22, курсовая работа
Буряты – самый большой по численности коренной народ Сибири, их почти полмиллиона человек. Живут они на самом юге Сибири – в Бурятии, Иркутской и Читинской областях.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья………………………..4
1. Устно-поэтическое творчество. Бурятский фольклор……………...6
2. Бурятские летописи и исторические хроники………………………8
Глава 2 Присоединение Бурятии к России – новый этап в развитии культуры……………………………………………………….............11
2.1 Материальная культура и быт………………………………………..14
2.2 Национальная одежда………………………………………………...19
2.3 Просвещение…………………………………………………………..21
Глава 3 Религия и церковь………………………………………………………23
3.1 Шаманизм. …………………………………………………………….23
3.2 Буддизм………………………………………………………………...26
3.3 Христианство…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………33
Как
свидетельствуют факты, одной из
первых бурятских летописей является
летопись «Балжан хатанай тухай
дурдалга» (Повествование о Балжан-Хатан)
На сегодняшний день нет точных данных о созданных в прошлом бурятских исторических летописях, об их количестве и авторах. В рукописном фонде Бурятского института общественных наук хранятся малоизвестные рукописи подобных сочинений, притом многие из них анонимные.
Наиболее важной задачей в данное время является публикация таких трудов на бурятском и русском языках, ознакомление народа с их содержанием. Предстоит серьезная научно-исследовательская работа над летописями, родословными.
Существование летописных сочинений – это показатель достаточно высокой культуры прошлого бурятского народа, обладавшего вполне сложившейся письменностью.
В
начале 20 века, предположительно в 1906 году,
в Петербурге группа представителей
бурятской интеллигенции
Впервые
на русском языке бурятская
Широко развито
Глава 2. Присоединение Бурятии к России – новый этап в развитии культуры
В начале 17 века в Бурятии сложилась весьма напряженная обстановка. Межродовая борьба, осложненная притязаниями удачливых предводителей дружин, хозяйничавших в созданных ими уже на новой – территориальной основе улусах, приобрела широкий размах. Эта междоусобица, характерная для стадии разложения первобытнообщинного строя, затрудняла объединение бурят в период усилившейся опасности порабощения их монгольскими ханами, участившими свои набеги и сочетавшими взимание нерегулярной дани с близлежащих земель с опустошительным грабежом более отдаленных.
Встречи с русскими, начавшиеся с 1629 года, протекали мирно. Обе стороны присматривались друг к другу. Буряты добровольно приносили ценные меха в подарок царевым посланцам, демонстрируя благожелательное к ним отношение.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что во второй половине 17 века подавляющее большинство бурят осознало, что в данное время и в данной исторической обстановке присоединение к России является единственно возможным для них путем. Это дает право говорить о добровольности присоединения Бурятии к России. Специфика заключается в том, что буряты, живя отдельными родами, не имели ни единого главы, ни какого-либо государственного органа, который мог бы выступать от имени всего народа. Поэтому добровольность обосновывается тем, что в гущу народа проникло сознание необходимости и целесообразности вхождения в состав русского государства.
В результате присоединения Бурятии к России в этот далекий край стали проникать элементы русской материальной и духовной культуры, несмотря на все преграды, которые ставило царское правительство распространению просвещения. Сначала это была культура преимущественно народной, носителем ее является русский крестьянин, а позднее особенно с ростом числа политических ссыльных, сюда проникли передовые идеи просветителей и демократов 19 столетия.
В условиях царской России уровень культуры населения Бурятии- одной из национальных окраин страны, длительное время был крайне низким. Однако развитие капитализма, прежде всего промышленности, расширение торговли, рост административного аппарата и усложнение делопроизводства – все это требовало резкого увеличения числа грамотных людей. Поэтому царское правительство было вынуждено идти на расширение сети учебных заведений низшего и среднего типа, но с определенными ограничениями, т. к. учебные заведения считались рассадниками антиправительственных настроений. Так, в Верхнеудинском и Баргузинском округах Забайкальской области число приходских школ увеличилось с 16 в 1900г. до 64 в 1911г.
Большинство сельских школ давало лишь элементарные знания. Но передовые учителя-выпускники специальных учебных заведений, преданные своему делу, стремились в нелегких условиях поднять уровень школьного образования.
В конце 19 – начале 20 вв. из среды бурят появились уже люди, получившие университетское образование – известные ученые-просветители и общественные деятели Ц. Жамцарано, Б. Барадин, П. Бадмаев. Накануне революции в высших учебных заведениях учились свыше 10 бурят. Препятствия для получения высшего образования были немалые: формальные ограничения и почти полная невозможность получения в рлдных краях достаточной подготовки, чтобы выдержать вступительные экзамены. Только состоятельным или настойчивым людям удавалось преодолеть эти препятствия. Среди учителей, окончивших специальную семинарию необходимо отметить М.Н. Хангалова – просветителя и выдающегося этнографа Бурятии.
Продвижение советской театральной культуры в Восточную Бурятию было затруднено противодействием ламства, державшего там под своим влиянием массу верующих и воздействовавшего на нее посредством театрализованных мистерий в дни хуралов – религиозных празднеств.
Преимущественно через школу шло распространение русской классической литературы. Делала переводы ее на бурятский язык. В Восточной Бурятии получила развитие художественная литература на старомонгольском писанье. Были изданы первые газеты на национальном языке.
В повседневной жизни бурят происходили изменения, вызванные проникновением элементов русской культуры. Вместе с тем происходили процессы негативного характера. Вульгарно-социологическое и утилитаристское понимание культуры определяло неверные пути ее развития. Идеологизация и интернационализация культуры, и чрезмерная централизация власти оказались исключительно пагубными, привели к утрате культурного суверенитета, усыханию исторических корней, превращению культуры в орудие политики.
Это положение сильнее
всего сказалось в жизнедеятельности
западных бурят. Последние в конечном
итоге по духу и культуре перешли в систему
Запада, во многом утратили национальный
язык и культуру.
2.1 Материальная культура и быт
В 17 веке ко времени прихода русских служилых людей в Юго-Восточную Сибирь основу хозяйства бурят составляло кочевое скотоводство, дополняемое охотой, рыболовством и собирательством.
Также буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. Железные рудники имелись неподалеку от Балаганского острога. В районе Нижнеудинска добывали слюду. Из ремесел особенно было развито кузнечное, пользовавшееся у бурят особым почетом и вызывавшее у них чувство суеверного страха перед необыкновенным искусством. У бурятских кузнецов имелись свои гении-покровители, изображения которых назывались «кузнечными онгонами», составляющими особый цикл шаманской иконографии.
В домашнем производстве, где решающую роль играли женщины, существенное место занимало изготовление войлока, который был необходим для покрытия жилища. Не меньшее значение имели поделки из кожи, плетение веревок и арканов, изготовление лука, стрел, седел. Буряты не знали ткачества, и одежду они изготовляли из кожи, овчин и, особенно, из готовых тканей, которые выменивали на продукцию скотоводческого хозяйства у торговцев из Монголии, Китая, Средней Азии, и позднее – из России.
Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища - сборно-разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом. В определенных условиях юрта - совершенная конструкция как в практическом, так и в эстетическом отношении. Традиционной формой жилищ бурят-скотоводов была решетчето-войлочная юрта монгольского типа. Обычное ее расположение: у забайкальских бурят –дверью на южную, у предбайкальских – на юго-восточную сторону. В XVII и XVIII вв. юрта была характерной как для восточных, так и для западных бурят, но по мере сокращения кочевий и упадка овцеводства, начала постепенно уступать свое место деревянным постройкам. Одна из особенностей юрты состоит в том, что она может служить своеобразными солнечными часами и компасом. Солнечный луч, попадая в юрту через верхний круг и скользя по решеткам стены, дает возможность ее обитателям точно определить время суток. Другая особенность внутренней планировки заключается в том, что его функциональные зоны соответствуют определенным смысловым значениям годового цикла старинного звериного календаря кочевников. Во всех традиционных культурах жилище являло собой образ Вселенной.
Противопоставление верхнего и нижнего миров во многом определяло организацию вертикальной структуры жилища. Крыша юрты соотносилась с небесной сферой.
Дымовое отверстие служило своеобразной дверью в запредельное пространство - время. Вообще говоря, в прошлом буряты остерегались строить большие дома, ибо для этого приходилось срубать много деревьев. Долголетие человека напрямую зависело от количества срубленных или посаженных им деревьев. Таким образом, круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Транспортабельность (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух – эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет.
В семейном и общественном быте бурят середины 17-18 вв. ярко проявлялись черты патриархально-родового строя. Сохранялось деление на роды. По свидетельству Палласа, во второй половине 18 века насчитывалось около восьмидесяти бурятских родов. По установившейся традиции, незнакомого бурята всегда спрашивали, к какому роду (ясу, утха) он принадлежит. Каждый бурят должен был знать название своего рода и перечислить предков по мужской линии до седьмого – девятого поколения.
У бурят широко было развито гостеприимство, почитание белого цвета (олицетворение священного, чистого, благородного). Отсюда обычай сагаалха – побелиться, то есть откушать что-либо из молочных блюд. Исключительным почитанием пользовался семейный очаг. Огонь в очаге священен, охранитель семьи, дарователь всего наилучшего. Потому приносили ему в жертву – угощали хозяина-духа кусочками мяса, каплями молока. С патриархально-родовыми отношениями было связано такое явление, как гостевание. Гости приезжали не к одному лицу, а к группе родственников, но останавливались у кого-либо из старших.
Семейно-брачные отношения бурят представляли собой сложенные веками выработанные отношения людей, отражавшие на только существующую социальную структуру общества, но и явления предшествовавших общественных формаций.
Господствующей формой семьи являлась индивидуальная моногамная семья, которая включала главу семейства, его жену, детей и родителей. Обычай допускал многоженство, но оно встречалось в основном у состоятельных людей, т. к. за жену нужно было платить выкуп (калым).
Свадебные обряды бурят составляли комплекс различных ритуалов, касающихся почти всех сторон жизни людей – искусства, религии, фольклора, этики, физической подготовки и т.д.
Существовал
обычай сговаривать детей в
Рождение
ребенка было одним из самых значительных
событий в жизни семьи. С развитием
ребенка дальнейшее воспитание его
связывалось с рядом