Культура арабских народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па-лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че-ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто-ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе-ниям многие ценные достижения античности.

Работа содержит 1 файл

Культура арабских народов.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Делятся ли ангелы на старших и младших? Делятся. Ислам среди миллиардов ангелов выделяет четырёх старших ангелов. Это: Джабраил (Джибрил, Джебраиль), Исрафил (Асрафил), Микал (Михаил) и Израил (Азраил). Джабраил - посредник между Аллахом и пророками. Исрафил - посредник между Аллахом и другими ангелами. В одной руке Исрафил всегда держит в руке трубу, в которую по приказу Аллаха он должен протрубить, возвещая всему миру о наступлении Судного дня (Судным днём в исламе называется день конца света). Микал помогал мусульманам в военных сражениях с неверными, он же ведает явлениями природы, в частности дождём и ветром.. Израил - ангел смерти: он разлучает души людей с их телами.

9/ Как зовут главного ангела? В иудаизме и христианстве главный ангел есть, в исламе его нет. Четыре старших ангела равны между собой в своей власти над другими ангелами.

Учение о сверхъестественных существах (3. Злые джинны и 4. Добрые джинны). Об этих группах целесообразно говорить вместе, ибо они тесно взаимосвязаны. Само слово “джинны” переводится как “духи”. Джинны - это особого рода живые существа, созданные Аллахом из огня. Джинны делятся на злых и добрых. Функции каждой из этих двух групп джиннов соответствует их эпитетам: злые джинны противятся воле Бога и творят зло, добрые являются помощниками Бога и творят добро. После сотворения их Аллахом все джинны творили только зло. Но всё изменилось после проповеди Мухаммада, обращенной не только к людям, но и к джиннам. Часть джиннов перевоспиталась, стали вести себя, как ангелы, и главное: стали помогать Мухаммаду и его последователям распространять ислам. Добрых джиннов называют ещё джиннами-мусульманами. Все злые джинны стремятся причинить вред людям.

 

Учение о сверхъестественных существах (5. гурии). Пятая группа сверхъестественных существ гурии (с арабского - “черноглазые”). Это специальные, райские женщины, созданные Аллахом для услаждения праведников. Поэтому учение о гуриях в какой-то мере сливается с учением о загробной жизни.

По вероучению ислама, каждый мужчина-праведник будет обладать в раю двумя группами женщин. Во-первых, все земные жёны (а ислам разрешает иметь одновременно четырех жён) будут его жёнами в раю. Во-вторых, каждому праведнику в качестве особой награды выделяется группа гурий (по некоторым источникам каждому мужчине полагается 72 гурии). На правой груди у каждой гурии написано имя Аллаха, а на левой - имя праведника, которому она предназначена. Все гурии - девственницы, и такими они остаются всегда. Если по ночам некоторые из них теряют девственность, то утром их девственность чудесным образом восстанавливается.

Учение о пророках. Отправные идеи этого учения те же, что в иудаизме и христианстве. Согласно вероучению ислама, пророки — это люди, которым Бог дал задание и возможность возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем.

Учение о пророках (Мухаммад). Только Мухаммад носит титул “Печать пророков”. Это означает, что Мухаммад считается последним и самым великим из пророков. Именно Мухаммаду Аллах дал самое полное и главное письменное откровение - Коран. Два мусульманских праздника связаны с событиями из жизни Мухаммада: мавлюд (с арабского - “рождение”) день рождения пророка и мирадж (с арабского - “вознесение”) - день его вознесения на небо для беседы с Аллахом. В эти дни в мечетях проводятся торжественные богослужения.

Учение о загробной жизни. Загробный мир, по вероучению ислама, имеет два отделения: рай (по-арабски: джанна) и ад (по-арабски: джаханнам). В рай направляются праведники, в ад - грешники. Деление людей на праведников и грешников в исламе осуществляется по иному критерию, чем в христианстве. Если в христианстве все люди грешники (за исключением Марии, матери Христа), а праведники это только особая часть грешников, то в исламе праведники и грешники - это две противоположные группы людей. У праведников в жизни преобладают добрые, у грешников - плохие, недобрые поступки. Если у античных христиан пребывание и в раю, и в аду, для попавших туда считалось вечным (и таковым считается и сейчас у многих христианских конфессий), то у мусульман считается, что в раю все пребывают вечно, а в обитатели ада делятся на постоянных и временных “жильцов”. Временными жильцами ада являются грешники-мусульмане: какие бы грехи они ни совершили, рано или поздно Аллах переводит мусульман из ада в рай. Если христианские богословы отрицают существование сексуальных отношений в раю, то мусульманские богословы настаивают на существовании таких отношений. Выше мы уже писали, а здесь напоминаем, что Аллах создал и поселил в раю специальных райских женщин (их называют гуриями), задачей которых является услаждать своими ласками праведников.

Пребывание в загробном мире, мусульманские богословы, как и христианские, делят на два этапа: до Судного дня (существование душ без тел) и после Судного дня (когда в раю и аду души будут пребывать вместе с телами). Где будут пребывать души на первом этапе загробной жизни? На этот вопрос в литературе и в религиозном сознании даются два разных ответа. Первый ответ: в раю или аду, но без тела. Второй ответ: в могиле в ожидании Судного дня.

В Судный день по звуку трубы ангела Исрафила сначала все живые умрут, а затем всё мёртвые (в том числе и те, которые только что умерли) воскреснут. Все люди один за другим пройдут по мосту Сират, протянутому над адом в рай, тонкому как волос и острому как лезвие меча. Праведники успешно пройдут по мосту в рай, а грешники же свалятся в адскую бездну.

Вот что говорят источники о первом варианте первого этапа загробной жизни (душа умершего сразу же попадает в рай или ад, но находится там без тела).

Однако ислам, в отличие от европейских монархий средневековья, явил миру совсем иное учение - учение о равенстве и братстве всех людей и народов, учение о праве человека на свободный выбор религии, учение о договоре как о высшей форме мирного сосуществования между людьми и народами, представляющими различные верования и убеждения. И это было реальностью на протяжении нескольких веков расцвета халифатаНапротив, религиозное мировоззрение (не только исламское) считает главной ценностью вечную жизнь человека, и потому критерием прав и свобод человека в этой жизни считает такой тип поведения, который ведет человека к вечному благу, к счастью в вечной жизни, то есть в рай. Отсюда границы прав и свобод личности устанавливаются, исходя из понятия средств достижения счастья в вечной жизни. Блага же этой земной жизни имеют поэтому релятивный, относительный характер. И в ряде случаев сознательный отказ от них ради будущей вечной жизни считается правильным типом поведения, считается святостью, что может быть совершенно непонятно для нерелигиозного человекаОсновные права и свободы человека в исламе установлены самим Богом в священном Коране. Может быть, многим, не знакомым с исламским учением, это покажется удивительным, но свобода совести и свобода вероисповедания также конституированы в Коране, где говорится: "Скажи, о Пророк: исходит истина от Бога твоего - кто хочет, тот уверует в Него, кто хочет, тот останется неверным" (это сура 18, аят 29). Если проанализировать эти слова, то мы увидим в них и чисто религиозный путь к вечной жизни, и право на свободу вероисповедания, и право на свободу совести. Тем самым право на свободу совести и вероисповедания является необходимым условием и средством исповедания ислама вообще. Наличие подобных свобод отнюдь не означает, что человек не несет ответственности перед Всевышним Аллахом в день великого Суда. В священном Коране говорится, что многобожники и те из обладателей писания, которые отвергли веру в Бога, "гореть навечно будут в адовом огне". Однако Пророку было сказано: "Тебе дано предупреждать, а не вершить над ними суд" (это сура 88, аяты 21-22). То есть наказание верующих является исключительно прерогативой Всевышнего Аллаха и относится к будущей вечной жизни. Так что никто из людей не вправе присваивать себе в этой жизни полномочия судить других людей за их религиозные убеждения. Судить может только суд за конкретные преступления в этой жизни. Но за убеждения - недопустимо. "Нет принуждения в религии", - говорится в суре 2, аят 256. Это фундамент для практической реализации права на свободу совести и вероисповедания.

Это право - необходимое условие существования мусульман как в мусульманском государстве, так и в качестве граждан немусульманского государства. Ибо только при гарантиях этого права мусульмане могут исполнять в полном объеме установления Аллаха.

Ислам - религия свободы выбора. "Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений", - говорится в Каирской декларации прав человека в исламе 1990 года, подписанной практически всеми мусульманскими государствами. При реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, чтобы жить в мире с ними на основе заключенного договора.

В Коране также утверждены равенство и братство. Причем не только в качестве личной добродетели, но и в качестве обязательных для верующих норм социального поведения. "Вы равны, как зубья расчески", - говорится в хадисах благословенного Пророка Мухаммеда. Нет также какого-либо исключительного богоизбранного народа. Все люди и все народы избраны Богом и могут первенствовать друг перед другом лишь в делах благочестия. То есть в правах никто не имеет привилегий, а только лишь в своей добродетельной жизни человек может первенствовать над другими.

Также благословенный Пророк Мухаммед сказал: "Не относится к нам тот, кто призывает к нетерпимости. И не относится к нам тот, кто сражается, побуждаемый нетерпимостью. И не относится к нам тот, кто умер в своей нетерпимости". Российские мусульмане, входящие в Совет муфтиев России, специально разработали и приняли в 2000 году "Основные положения социальной программы российских мусульман". Это было важно для того, чтобы раскрыть светскому обществу подлинное учение ислама и отмежеваться от экстремистов и террористов, которые лицемерно прикрывают исламскими символами свои преступные деяния. Чем быстрее будет идти возрождение ислама, расти духовный, культурный и общеобразовательный уровень широких масс мусульман, который, к сожалению, сегодня пока еще низок, ибо большинство мусульман живет в государствах, лишь недавно освободившихся от колониального господства, тем скорее будет достигаться взаимопонимание между мусульманами и представителями других религий и других убеждений.

 

НемаПод классической мусульманской культурой понимается культура, связанная с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммедом новой монотеистической религии (ислама) распространил свою власть и влияние на обширном пространстве от Гибралтара до Инда и стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. "Золотой век", развившийся на почве мусульманской цивилизации, пришелся на IХ-ХII столетия, когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой материальной и духовной культуры.

Одной из важных характеристик классической мусульманской культуры является то, что ее основными структурными элементами выступают не столько науки (как в западно-европейской мысли), сколько ценностно-идеологические течения, которые определяют характер познания, интерпретации и сферу допустимого понимания гносеологической картины мира. Эти течения имеют общую парадигму, в основе которой лежит определенная совокупность оценок и представлений, относящихся к предельным основаниям бытия человека в мире, его собственной природы и связи с космосом, отраженных исламским мировоззрением. Именно в проблемном поле знания (основанном на идеале знания в исламе) мыслители мусульманского средневековья решали каждую проблему в отдельности - будь то вопросы культуры и политики, этики и эстетики, философии и права. Все основные философские и общественно-политические течения мусульманского Средневековья, не ограничивая себя только одним специфическим предметом познания, по отношению к политическим проблемам выступали как политические теории, к философским - как философские, к правовым - как юридические, к нравственным - как этические и т.д.

Особенности идеала знания в мусульманской культуре определялись шариатом, в соответствии с которым вера и разум не только не противостоят друг другу, но и взаимодополняют друг друга в проблемном поле знания. Таким образом, средневековая мусульманская культура исходила и ориентировалась на такой идеал знания, который можно назвать единым и целостным, своего рода комплексным. Например, работу известного средневекового мыслителя ал-Газали (1058-1111) "Возрождение религиозных наук" можно одновременно считать и философской, и юридической, и религиозной, и лингвистической, и культурологической, т.е. междисциплинарной в современном понимании

ловажное значение для понимания парадигмы мусульманской культуры имеют такие особенности ислама, как отсутствие института церкви и, соответственно, церковной идеологии, признание законотворческой роли только за Богом и, соответственно, отсутствие ортодоксии и ереси в том смысле, как они понимались в христианстве, а также религиозный и правовой плюрализм в рамках единого исламского мировоззрения. При описании парадигмы мусульманской культуры и цивилизации представляется важным выделение двух доминирующих составных: ислама и эллинизма. В своей истории данная культура показывала и показывает как свое "западное лицо", поскольку содержит элементы иудаизма, христианства и эллинизма, так и "восточное" - когда отходит от сущности этих составляющих. Учет последнего обстоятельства позволяет понять гуманистический характер мусульманской культуры, связанный с попыткой сде­лать человека человечнее и способствовать раскрытию его величия. Речь идет о трех аспектах гуманизма в средневековой мусульманской культуре:

- религиозный гуманизм, провозглашающий человека высшим из божественных творений;

- адабный гуманизм, идеал которого - адаб, сформировавшийся в IX веке, - соответствует характерному для Европы XVI в. идеалу humanitas, т.е. идеалу развития физических, нравственных и умственных способностей человека во имя всеобщего блага; Амбивалентность мусульманской культуры, основанная на принципах Шариата и исторического бытия Арабского халифата, предполагает ее рассмотрение как с точки зрения соотношения в ней мирского и сакрального, так и эзотерического и экзотерического характера ее "бытийственного что". Принимая во внимание огромную роль Шариата в миру и преобладание мирских установок в поведении и мысли человека, необходимо отметить, что мусульманская культура сохранила и сохраняет устойчивую связь между представлениями о космосе и этикой. Именно это обстоятельство позволило в свое время рассматривать "чужеземную науку" - философию, ориентированную на античную традицию, как неотъемлемую часть своей собственной культуры, а также позволяет и сегодня оставить открытыми двери для современной европейской науки и культуры.

Информация о работе Культура арабских народов