Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:49, реферат
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па-лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че-ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто-ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе-ниям многие ценные достижения античности.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре суннитских мазхаба или, как их еще называют, «школы закона»: ханафитский мазхаб (VIII век, основатель — Абу Ханиф), шафиитский мазхаб (IХ век, основатель — Мухаммад ибн Идрис), маликитский мазхаб (VIII век, основатель — Малик ибн Анас) и ханбалитский мазхаб (IХ век, основатель — Ахмад ибн Ханбала). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, однако, вражды между этими школами не было.
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение — суфизм. Название свое движение получило от названия плаща, накидки из грубой верблюжей шерсти («суфи» — грубая шерстяная ткань). Учение зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. Первые суфийские общины появились на территории Ирака. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством и отличались аскетическим мировоззрением. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране.
Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие, чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: «Ху!».
Внутри суфизма возникло течение, получившее название-мюридизм,от слова «мюрид» — «ищущий, стремящийся» или «ученик». Основной обряд — религиозный танец — зикр. ( Этот обряд много раз показывали по телевизору в период первой чеченской войны).
Одной из форм суфизма является и движение марабутов. Название состоит из слов, которые можно перевести как «живущие в рибате» (рабате). Основу вероучения составляет культ святых и вера в «божественную благодать» — барака, которая исходит от суфиев или тех святых мест, где захоронены суфии.
В конце ХIII — начале ХIV века в Малой Азии возникло братство суфиев, получившее название — бекташи. Это синкретическое учение, отличающееся жестким соблюдением правил шариата, почитанием али, почитанием чисел — 4, 12, 32.
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово «тарикат» по-арабски — «путь»). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших «священную войну» против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище «Баб» («врата» в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя.
Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом (бахаизмом). Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.
Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя махди, то есть спасителем, мессией, призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря.
Как видим, ислам тоже, как и христианство, имеет множество течений и направлений, что, вероятно, естественно; каждое новое поколение пытается привнести что-то свое в учение, сделать его понятным, современным. Казахи принадлежат к мусульманам суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба.
Исторические сведения. Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорный Аллаху” (“Аллах”- это имя Бога). Последователи ислама называют себя словом “муслим” (с арабского - “преданный Аллаху”). В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово “мусульманин”. Согласно данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1888, с.738), в 1996 году в мире было свыше 1 100 млн. мусульман.
Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова. Главными городами того региона, где возник ислам были города Мекка и Ясриб. Впоследствии Ясриб был переименован в Мадинат ан-наби (Город пророка), а еще позже утвердилось сокращённое название этого города: Медина (Город). Сейчас территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой и Мединой, входит в государство, которое называется Саудовской Аравией.
У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. Его имя произносят и как Мухаммед, и как Мухаммад (с арабского - “Прославленный”). Второй вариант ближе к арабскому произношению имени основателя ислама. Мухаммад родился в 570 г. (эта дата приблизительная) в Мекке, а умер в 632 г. (эта дата точная) в Медине. Сначала он был пастухом. Потом после женитьбы на богатой вдове стал купцом. В 610 г. у него появились “видения” (он видел то, что не видели другие: ангела, таинственные, прекрасные деревья и др.) и “речения” (он слышал то, что не слышали другие: голос Аллаха, голос ангела и др.). Голоса передавали ему содержание священной книги, которая называлась словом Коран (“Чтение вслух”), и повелевали ему осуждать многобожие и проповедовать веру в Аллаха. И вот в возрасте сорока лет Мухаммад и начал свою проповедническую деятельность.
Во второй половине VII века первоначальный ислам разделился на две конфессии : суннизм (от “сунна” - “образец”, “пример”, “путь”) и шиизм (от “шиа” - “партия”, “группировка”). В VIII веке от шиитов отделилась конфессия, сторонники которой стали называть себя исмаилитами (по имени одного из духовных вождей VIII века - Исмаила). Суннизм, шиизм и исмаилизм - это три основные конфессии ислама. Всего же в исламе несколько десятков конфессий ( существуют еще друзы, зейдиты, ибадиты и др.). Наиболее распространённая из них - суннизм, сторонниками которой являются около 80 процентов мусульман мира.
В конце 90-х годов в средствах массовой информации часто употреблялись термины “ваххабизм” и “ваххабиты”. О чём шла речь? Об особой конфессии и её последователях? Или о чём-то другом? На наш взгляд, эти термины имеют два значения. И ни в одном из них речь не идет о конфессии и её последователях.
В первом значении ваххабизм - это особое религиозное течение внутри суннизма. Это течение могло превратиться, но не превратилось в отдельную конфессию, ибо оно организационно не обособилось от других суннитов. Есть сунниты, которые почитают святых в исламе и посещают, кроме Мекки и Медины, и другие святые места. А есть другие сунниты, которые отказываются почитать святых и святые места, кроме Мекки и Медины. Вот эти “другие” сунниты называют себя также (одновременно) ваххабитами, а свои взгляды и соответствующее этим взглядам поведение - ваххабизмом. Это название они взяли по имени духовного лидера XVIII века Ваххаба. Ваххабизм, несомненно, может стать конфессией, ибо имеет необходимые для этого идейные предпосылки (особенности в вероучении), но в настоящее время он конфессией не является.
Второе значение термина “ваххабизм” ввели некоторые мусульмане-экстремисты, а вслед за ними и некоторые журналисты. Ваххабизмом они стали называть экстремистские политические течения в исламе, которые нарушают законы и социальную стабильность в обществе под лозунгом борьбы за “чистоту веры” (ибо именно под этим лозунгом пропагандировал свои взгляды сам Ваххаб). В частности ваххабитами в 90-х гг. стали называть себя чеченские террористы. Именно в этом, втором значении использовало термин “ваххабизм” Народное собрание Дагестана, когда 16 сентября 1999 года приняло закон “О запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории республики Дагестан
ВАХХАБИТЫ - последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине 18 века на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, проповедовавшего строжайшее соблюдение принципа единобожия, отказ от поклонения святым и святым местам, очищение ислама от поздних наслоений и нововведений, возврат его к первоначальной чистоте...
Учение ваххабизма в 18 веке стало знаменем борьбы за политическое объединение Аравии, а позднее официальной идеологией государства Саудитов. В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии. Ваххабиты имеются также в арабских эмиратах Персидского залива, ряде государств Азии и Африки.”
Общая характеристика вероучения ислама. Мы будем рассматривать вероучение основной конфессии ислама - суннизма. В вероучении суннизма можно выделить одиннадцать основных религиозных учений: 1/ о священных книгах, 2/ о сверхъестественных существах, 3/ о махди, 4/ о пророках, 5/ о душе, 6/ о загробной жизни, 7/ о шариате, 8/ о молитве, 9/ о борьбе за веру, 10/ о паломничестве в Мекку, 11/ о соблюдении поста.
Шииты и исмаилиты признают эти положения вероучения, но в то же время добавляют к ним свои специфические религиозные учения.
Учение о священных книгах. Прежде чем дать характеристику священным книгам ислама, следует напомнить, что слово “книга” имеет три основных значения: книга как произведение, книга как часть произведения и книга как том (подробнее см. в главе 6-й “Иудаизм”).
Священные книги ислама можно разделить на две группы. В первую группу входит одна книга, которая называется “Коран” (с арабского - “чтение вслух”). Коран - это и одна книга-произведение и одна книга-том. Во вторую группу входит целое собрание священных книг, объединенное общим названием “Сунна” (с арабского “образец”, “пример”). В этом собрании шесть книг-произведений и около ста книг-томов. В литературе Сунну называют ещё “Преданием”.
По вероучению ислама, существуют два вида Корана: небесный (Коран-оригинал) и земной (Коран-копия). Небесный Коран никто не создавал, он был всегда. Он существует в единственном экземпляре и хранится под троном Аллаха. В то же время небесный Коран чудесным образом содержит в себе прямую речь Аллаха. Земной Коран существует во многих экземплярах. Но точной копией небесного Корана является только земной Коран на арабском языке. Содержание земного Корана Бог передал людям по своеобразной цепочке. Аллах диктовал содержание Корана ангелу Джабраилу, ангел - пророку Мухаммаду, Мухаммад в виде проповедей - своим ученикам. Ученики Мухаммада частично записывали проповеди Мухаммада, частично запоминали их и заучивали наизусть. После смерти Мухаммада при халифе Османе (644 - 656 гг.) был записан полный текст Корана.
Коран делится на 114 сур (сура с арабского - “глава”), суры делятся на части, которые называются аятами (аят с арабского -“чудо”, “знамение”).Сунна , по вероучению, есть собрание изречений Мухаммада и рассказов о его жизни. И целостные смысловые изречения Мухаммада, и рассказы о его жизни называются хадисами (хадис с арабского - “рассказ”). Поэтому Сунну называют также собранием хадисов. Автором изречений считается, естественно, сам Мухаммад. Авторами рассказов о его жизни считаются современники Мухаммада. Все хадисы, по вероучению, долгое время существовали устно. Позднее, в IX-X вв., их записали видные богословы. Их имена: Бухари, Нишапури, Маджа, Сиджистани, Нисаи и Тирмизи. Они и считаются авторами-составителями сборников хадисов.
Учение о сверхъестественных существах (1. Бог). В исламе признаётся существование шести групп сверхъестественных существ. Это: 1. Бог, 2. ангелы, 3. злые джинны, 4. добрые джинны, 5. гурии, 6. Бурак. В понятие “группа” может входить и по одному существу. И в этом смысле особую и в то же время высшую группу составляет Бог.
Бога зовут Аллах. В переводе с арабского языка на русский “Аллах” и означает “Бог”. Но в настоящее время это слово воспринимается верующими как имя собственное. Бог один, и, по мусульманскому вероучению в отличие от христианского, Он существует в единственном лице.
Аллах сотворил землю, все живые существа, семь небес, рай (на седьмом небе) и ад (ниже первого неба). Выше седьмого неба размещается трон Аллаха. Аллах - “Господь мира”, т.е. он непосредственно управляет всеми событиями во Вселенной. Аллах имеет 99 прекрасных эпитетов: Единый, Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Всемогущий, Всевидящий, Всезнающий, Милостивый, Милосердный, Карающий, Владыка Судного дня и др