Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:49, реферат
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па-лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че-ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто-ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе-ниям многие ценные достижения античности.
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па-лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че-ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто-ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе-ниям многие ценные достижения античности.
В исторической науке верное представление об араб-ской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII--IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая “арабская” культура. Такое понимание арабской куль-туры, некритически следующее средневековой мусуль-манской традиции, ведет к отрицанию самостоятель-ности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опи-раясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз-витие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.
Культура народов, населявших Аравийский полу-остров, известна с глубокой древности. Античные геогра-фы называли южную, земледельческую Аравию “счастливой”. Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позд-нее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в се-веро-западной части полуострова (так называемой “каменистой Аравии”) возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным эко-номическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Пе-редней Азией и Индией.
Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встре-чаются изображения людей, животных и орна-менты.
Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государ-ства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии -- ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского го-сударства -- пророка Мухаммеда и его преемников -- халифов (отсюда название государства -- халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.
В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия -- араб-ский наместник в Сирии -- захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включав-шая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии -- на востоке.
Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуа-тировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом вылива-лась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX--Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.
Вместе с тем пробужденные освободительной и клас-совой борьбой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.
В арабский халифат вошли страны, стоявшие на раз-ном уровне общественного развития, обладавшие раз-личными культурными и художественными традиция-ми. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не рас-пространение религии -- ислама -- лежат в основе един-ства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран.
Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман -- Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история лите-ратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знамени-той поэме “Лейла и Маджнун”. Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы--Ромео и Джульетты Востока, -- родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэ-тов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.
Важны, однако, не только взаимодействие и извест-ная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX--XIII веках арабские, а также иранские, азер-байджанские и среднеазиатские города были крупней-шими центрами учености, славились своими библиоте-ками, школами, университетами и другими просвети-тельными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: “Величайшее украшение че-ловека -- знание” или “Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика”. Не удиви-тельно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор “Книги назидания”, оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось стал-киваться не только на военном поприще, но и в мир-ной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.
Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовав-ших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма -- веры в единого бога. Му-сульманское представление о мире как о созданном бо-гом едином целом имело важное значение для форми-рования характерной в средневековую эпоху эстети-ческой идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Од-нако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочета-лись идеалистические и материалистические тенден-ции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и фи-лософов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи-лософское знание существует независимо от религиоз-ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители сред-невекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессив-ные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.
Когда речь идет о влиянии ислама на изобразитель-ное искусство, обычно указывают на запрещение изоб-ражать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение исла-ма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы “наваждением сатаны”. Религиозная традиция решительно отвергала возможность изобра-жения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украша-лись только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые суще-ства, сформулированного в качестве религиозного за-кона. Только позднее, вероятно в IX--Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. “Несчастье тому,-- читаем мы в комментариях к Корану,-- кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени”; “Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы”.
Ислам. Название религии переводится с арабского как «покорность», «верность Богу». Это самая молодая религия на планете, однако, по числу верующих уступает только христианству. Ислам сегодня как государственная религия принят в 85 странах мира из 200. Популярная энциклопедия «Страны и народы» (С. — Пб. 1997.) дает информацию о государственных религиях в странах мира. Так, в Африке ислам наряду с христианством и местными верованиями принят в 37 странах: Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Судан, Чад, Нигер, Буркина Фасо, Мали, Сенегал, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-Дивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Джибути, Эфиопия, Эритрея, Сомали, Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Заир, Камерун, Конго, ЮАР, Малави, Мозамбик, Коморские острова, Маврикий.
В Азии ислам принят в 38 странах мира: России, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Афганистане, Кипре, Турции, Сирии, Ливане, Израиле, Иордании, Ираке, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Йемене, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Бахрейне, Мальдивах, Пакистане, Индии, Бангладеш, Шри-Ланке, Мьянме, Тайланде, Камбожде, Китае, Сингапуре, Брунее, Филиппинах, Малайзии, Индонезии.
В Европе ислам принят в 6 странах: Франции, Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии.
В Америке ислам принят в США, Гайане, Суринаме.
Ислам также является государственной религией на островах Фиджи.
Есть страны, в которых ислам не заявлен государственной религией, но он исповедуется частью населения. Таких стран — 31. Таким образом, ислам сегодня распространен в 116 странах мира и численность его сторонников достигла 1124540 тыс. человек.
В книге Бондаренко Ю., Маканова Ж. «Ислам-наме» (Костанай — 2000.) во введении к 1 тому написано: «Дар Аль-ислам. Мир ислама. Огромный мир последователей самой молодой из трех мощных мировых религий. Мир причудливый, а то и диковатый, с точки зрения немалого числа тех, кто смотрел и продолжает смотреть на него со стороны. И мир подлинного правоверия и истинного поклонения перед Силой, создавшей Вселенную и её законы, неподвластные самым именитым земным владыкам, если взглянуть на него глазами самих мусульман. Мир, поразительно сочетающий целостность и общность, с одной стороны, и красочную пестроту и многоликость с другой».
Ислам — огромный пласт культуры аравийской ветви семитских племен. Иудаизм, христианство — близкие по содержанию религии, основанные на общей мифологии. Карл Ясперс, немецкий философ, один из основателей экзистенциализма, включил ислам в число религий Запада, поскольку считал, что ислам ближе христианству, чем даосизм и конфуцианство.
Возникновение любой религии требует определенных предпосылок, условий, о которых мы поведем речь позже. А вот выдающийся арабский поэт и мыслитель из Сирии Абу-ль-Аля аль-Маари (973-1057) увидел в исламе и во все религиях, сменяющих друг друга, только заблуждения:
Твердят христиане: «Всесилен Христос».
Ну, как не дивиться той силе!
Какой бы всесильный безропотно снес,
Когда его смертные били!
Нам хвалят евреи свое божество,
О добром твердят Иегове.
Он добрый? Как странно! Тогда отчего
Он требует жертвенной крови?!
Обряды персидские дико смешны.
Царю удивляюсь Хосрову:
Ведь, чтобы «очиститься», персы должны
Умыться… мочою коровы.
Разумностью, логикой веры своей
И ты не хвались, мусульманин!
В дороге пройдя мимо сотен камней,
Лишь в Мекке целуешь ты камень.
Религия хитрым сплетением слов
Силки для людей расставляет.
Различны силки — неизменен улов:
Глупец в них всегда попадает.
(перевод В. Демидчика)
Ислам зародился в УП веке нашей эры на Аравийском полуострове, в западной области Хиджаз. До появления ислама у населения Аравийского полуострова существовало многобожие, язычество: среди почитаемых богов были: Ассар, Син, Накрух, богини Руда-земли и плодородия, Манат — богиня судьбы, особо чтимая богиня Лат или Илат. Высокочтимым доисламским божеством был Аллах, от общесемитского Эл, Элоха.
Существовало также множество языческих верований иного толка:
Культ камней, бетилов (от семитских слов «бейт-эл» — «жилище бога»). Скорее всего, культ камней возник из преклонения перед долговечностью и силой камня.
Культ предков воспитывал уважительное и бережное отношение к могилам и памяти ушедших.
Культ мертвых, сопровождавшийся жертвоприношениями скотом. И другие культы и верования.
Ислам возник на Аравийском полуострове, климатические условия которого были не самыми благоприятными для людей. Вот описание условий проживания арабов в VI веке из книги: Нравственные портреты пророков. Составитель Арзямова Г.В. — М.,1993. Статья Ю.Я. Бондаренко «Преданный аллаху». С.84. «Как считают специалисты, климат Аравии, или «Страны арабов», мало изменился за минувшие с тех пор столетия. Только животный мир был тогда побогаче, да разбросанные кое-где по каменистым склонам пятна лесов отличали её от Аравии наших дней. Но и тогда природа гигантского, простирающегося на 3 млн. квадратных километров аравийского плоскогорья, была сурова.
Перед путником, пересекающим аравийские земли, открывались однообразные ландшафты, изрезанные скалистыми ущельями и впадинами — вади, являвшими собой русла рек, пересохших еще в доисторические времена. Степные пространства продувались ветрами, чьи леденящие порывы зимою пробирали до самых костей. А летом… Летом. Когда жара временами достигала 50 градусов и, казалось, сама почва плавится под ногами, бывало, раздавался угрожающий гул гибельного ветра — самума. Чтобы уберечься от его смертоносного дыхания, люди торопливо бросались наземь, укрывая себя походными плащами, а их верные спутники, знаменитые «корабли пустыни» — верблюды зарывали головы в песок».