Культура арабских народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па-лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че-ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто-ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе-ниям многие ценные достижения античности.

Работа содержит 1 файл

Культура арабских народов.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Образ жизни людей Аравийского полуострова складывался веками, был связан с непростыми климатическими условиями, что способствовало объединению людей. Община, род и племя выступали как единое целое. Только так можно было выжить.

Историки отмечают, что в VI-VII веках на Аравийском полуострове происходили следующие социально-экономические процессы (выделены Л.И. Климовичем в «книге о Коране, его происхождении и мифологии». — М., 1988.С.9.):

        происходило разложение патриархально-родового строя;

        формировалось классовое общество;

        продолжало существовать рабовладение;

        появились зачатки раннефеодальных отношений;

        происходили идейные и социальные сдвиги, связанные с объединением племен для защиты от агрессии соседних государств.

Народы Аравийского полуострова были вовлечены в торговые, политические и культурные связи с соседними странами Востока и Запада, особенно с Ираном и Византией.

На Аравийском полуострове существовали к тому времени города:

        Мекка, в которой проживало примерно от 8 до 12 тысяч жителей, что было совсем немного даже по тем временам. Город располагался в долине, на пересечении торговых караванных путей. Еще в доисламские времена в городе существовал храм Кааба с черным камнем, упавшим с неба.

        Ясриб (позже город стал именоваться Медина, что значит по-арабски «город»), город, жители которого во множестве приняли ислам, и он, таким образом, стал первым мусульманским городом, из-за чего вынужден был долгое время находиться в состоянии войны с Меккой.

В Мекке господствовало племя курейшитов (курейш), люди которого занимались караванной торговлей, ростовщичеством. Это племя создало караванный союз торговцев, который организовывал многомесячные ярмарки. Достаточно почитаемым был род хашим племени курейш, у которого хранились ключи от великого храма Каабы. Потомки этого рода и до сих пор не потеряли право владения ключами от Каабы. Вот в этом племени курейшитов и родился Мухаммед, ставший великим пророком.

3. Мухаммед — великий пророк и основатель ислама

Имя Мухаммеда известно каждому. Но каким он был внешне? Рашид Ахмад в книге «Свет Аллаха» (Алматы., 1994. С.27) пишет: «Мы знаем, как он выглядел. Он был человеком среднего роста и был хорошо сложен. Волосы его были черными и слегка курчавыми. Цвет лица его был светлым и взгляд просветленным. Лоб — широким. Он носил окладистую бороду. Походка была уверенной, ходи он с небольшим наклоном вперед.

Речь всегда была ясна и обдуманна, чтобы все слушающие легко понимали и запоминали сказанное им. У него было в обычае повторять важное высказывание до трех раз, чтобы быть уверенным, что смысл его понят правильно…

Его одежды были скромны и во многих опрятных заплатах. Он презирал королевскую пышность. Когда он стал правителем Медины, жизнь его не претерпела никаких изменений. Он обычно сам чинил свою одежду и обувь. Единственная роскошь, которую он себе позволял, были благовония, запах которых очень любил. Любил чистоту и воспитывал в приверженцах такую же любовь».

В книге «Житие пророка Мухаммеда» (М., 1992. С.7.) тоже дается описание пророка: «Мухаммед (алайхи — салям) был прекрасен обликом и благороден нравом, которым он выделялся среди товарищей, прославившись честностью и верностью».

О рождении Мухаммеда источники говорили следующее, что он появился на свет 27 или 29 августа 570 или 571 года (это был год Слона). Матерью его была Амина — дочь Вахба, а отец его по преданиям был так хорош собой и добродетелен, что в ночь его свадьбы двести девушек из рода курейш умерли от горя. Однако отец прожил мало и умер по одним источникам за несколько месяцев до рождения Мухаммеда, по другим источникам сразу после рождения ребенка. Информация о годах детства Мухаммеда полна чудесных рассказов: говорили, что, едва родившись, Мухаммед вскочил на ножки и воскликнул: «Вот и я, Мухаммед».

Мать Мухаммеда умерла, когда ему было 6 лет, и он познал горечь полного сиротства. Источники показывают, что чудо с ним произошло и в детстве: «Однажды, когда Мухаммед и его молочный брат играли в стороне от шатра, к ним подошли два странных незнакомца. В руках одного был сверкающий золотом таз, полный серебрящегося снега. Незнакомцы положили Мухаммеда на спину. Вскрыли ему грудь. Вынули сердце, удалили из него что-то черное и, омыв внутренности снегом, вернули испуганному ребенку прежний вид. А затем исчезли также внезапно, как и появились. Когда второй мальчик, лихорадочно крича, привел родителей к месту происшествия, те увидели лишь необычно бледного Мухаммеда.» (Нравственные портреты пророков. Составитель — Арзямова Г.В. — М.,1993. Статья Ю.Я. Бондаренко «Преданный аллаху» с.86).

Воспитанием Мухаммеда занимался дядя Абдул-Муталиб, но и он умер, когда мальчику было 8 лет. Бедная сиротская жизнь закалила Мухаммеда, он пас овец, торговал и уже в 16 лет о нем говорили как о честном, добродетельном человеке.

В 25 лет он женился на своей госпоже Хадидже, которая была старше его лет на 15, а может и меньше, потому что она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум, Фатиму. Мальчики умерли еще в детстве, а девочки при его жизни и только Фатима продолжила его род.

Примерно в 610 году, когда Мухаммеду было около 40 лет, и он любил уединяться в пещере Хира на склоне мекканской горы, с ним произошло следующее: «однажды ночью, когда он был в пещере, к нему спустился верный дух Джибрил, да будет над ним мир. Это случилось в месяц Рамадан. Джабраил взял его и сильно прижал к своей груди. Затем отпустил и сказал: «Читай!». Мухаммед (алайхи салям) ответил ему «Я не читаю». Джабраил взял его второй раз и повторил сказанное, но получил прежний ответ. В третий раз Джабраил, да будет над ним мир, сказал : «Читай, во имя господа твоего, который создал человека из сгустка крови. Читай, и Господь твой наиблагороднейший, который учил калемом, научил человека тому, чего он не знал». И пророк (алайхи салям) стал читать.» (Житие пророка Мухаммеда. — М., 1992 с.10-11).

Мухаммед начал призывать соплеменников уверовать в единого Бога, однако это было нелегко в языческом обществе. Первыми мусульманами, поверившими ему, стали: его жена Хадиджа, его двоюродный брат Али Бен Абу-Талиб и Абу-Бакр ас-Сиддык. Первые мусульмане подвергались гонениям и пыткам. Однако всю свою жизнь Мухаммед посвятил распространению ислама. Он сделал все, что мог, чтобы найти сподвижников и укрепить их веру в единого Бога. В возрасте 63 лет Мухаммед заболел. Интересен рассказ о его духовной близости с дочерью Фатимой: «Его дочка Фатима, да будет доволен ей Аллах, ежедневно приходила и целовала отца. Он целовал её, и она садилась подле пророка.

Грустная и печальная сидела однажды Фатима возле своего отца. Вдруг он прошептал ей что-то на ухо, и она стала громко плавать и рыдать. Через некоторое время он опять ей прошептал какие-то слова, от которых она стала смеяться и радоваться. Айша, да будет доволен ею Аллах. Спросила её позднее об этом случае и Фатима ответила: «Первый раз он сообщил мне, что скоро умрет, и я заплакала. Затем он поведал мне, что я первой из семьи последую за ним, и я засмеялась». Эта благородная дочь благородного человека скончалась в расцвете молодости. Чтобы последовать за своим отцом через шесть месяцев после того, как он отошел к Господу своему, оставив двух сыновей Хасана и Хусейна…» (Житие пророка Мухаммеда — М., 1992 с.95). Мухаммед окончил свой земной путь 8 июня 633 года.

4. Исламская картина мира

Представления о мире мусульман даны в Коране. Коран (от арабского — «чтение», или «читать речитативом», «декламировать») — главная священная книга мусульман, слово Аллаха, копия оригинала, хранимого на небесах. Другое название Корана — Свитки. Первые письменные версии Корана появились после смерти Мухаммеда, по указу халифа Омана, когда был создан сводный текст Корана. Канонизация Корана продолжалась до Х века.

Коран (по-арабски «аль-Куръан») — это книга, в которой более 500 страниц. В Коране насчитывается 114 сур (глав), каждая глава состоит из аятов (стихов). Коран, который признают шииты имеет и 115 суру «два светила», которую не признают сунниты (казахи относятся к мусульманам суннитского вероисповедания ханифитского толка). На русский язык Коран переведен академиком И.Ю. Крачковским (1883-1951) и профессором Г.С. Саблуковым (1804-1880).

О Коране и его передаче Мухаммеду говорится в мусульманских преданиях — хадисе, сунне, хабаре, и акбаре, а также в комментариях — тафсире.

Первая сура Корана «Аль — Фатиха» («Открывающая») имеет одну из главных молитв, которая похожа по значимости на христианскую молитву «Отче наш»: «Во имя аллаха милостивого, милосердного! Хвала — Аллаху, господу миров милостивому, милосердному, царю (или владыке) в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, кого ты облагодетельствовал, —не тех, которые находятся под гневом и не заблудших» (Л.И. Климович. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. — М., 1988 с.148.)

Столпы ислама (основные положения):

        Первый столп: в мире есть только один Бог-Аллах. «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — посол Божий» — слова на знаменах воителей за дело ислама.

        Второй столп: истинный мусульманин должен совершать в день пять намазов.

        Третий столп: ежегодная уплата мусульманами «зякята» (русский перевод: «чистота», «очищение», «милостыня»). Поощряется Аллахом и «саадака» — добровольное пожертвование.

        четвертый столп: совершение паломничества в Мекку «теми, кто может найти дорогу туда»

        Пятый столп: соблюдение мусульманского поста в месяц рамадан ( с араб. — «сильная жара»).

Столпы веры

(Вера — это бездоказательное признание истинности того или иного явления.)

1.       Вера в аллаха.

2.       Вера в его ангелов (главные из них: Джабраил, Микал, Израил и Исрафил).

3.       Вера в Его книги.

4.       Вера в посланников Аллаха. Их общее число — 124 тыс. человек, но в Коране рассказывается о 30.

5.       Вера в судный день.

6.       Вера в предопределение.

5. Основные направления и течения современного ислама

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол в VII веке был вызван появлением шиизма («шия» по-арабски — группировка, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Спорный вопрос о том, кто должен быть халифом, главой мусульман — потомок Мухаммеда или человек, избранный общиной, расколол мусульман. Те, кто настаивали, что законным халифом может быть только потомок Мухаммеда, стали назваться шиитами.

Основателем движения считается Абдалла ибн Саба. Шииты укрепились в Иране и Ираке, и там движение широко распространилось как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн, дети Фатимы — дочери Мухаммеда, пали мучениками за веру. В память этого события шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников. Шииты отвергают Сунну, и отрицают выборность имамов.

Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда, имамами, могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения: самым ранним движением, которое откололось от мусульман, стало движение хариджитов от слова — «вышедший». Хариджиты убили Али, избрали собственного халифа из числа достойных людей.

Сегодня сторонники хариджитов проживают, в основном, в Омане и Северной Африке. Одним из течений хариджитов считают течение азракитов (по имени основателя), которое возникло в ХVII веке и отличается крайней нетерпимостью к иноверцам. Другим течением хариджитов стало течение ибадитов, возникшее в VII веке, отличающееся умеренностью взглядов. Третьим течением хариджитов стали суфриты (VII век), которые тоже были сторонниками умеренных взглядов и со временем слились с ибадитами.

В шиизме сегодня распространились различные течения, которые отличаются многими взглядами, господствующим из них стало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди. Движение так и стало называться — махдизм. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени ее основателя, жившего в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в избранность богом их имамов. Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов — секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества, провозглашали равенство всех мусульман. Секта карматов просуществовала до XI века.

Также от исмаилитов отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. Наконец, в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане). Известны и другие направления шиизма: зейдизм (УШ век), имамиты (VII век), алавиты, али-илахи и др.

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунны-книги преданий о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда, тексты которой начали составлять примернов IХ веке. Основателем суннизма считается Абу-л-Хасан Ашари. В VIII-IX вв. в суннизме возникло течение мутазилитов. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали «справедливость» бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом, за что их преследовали.

Информация о работе Культура арабских народов