Культура Англии в XVI В. - начале XVII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:37, реферат

Описание работы

Политическая стабилизация и оживление английской экономики на рубеже XV—XVI вв. создали благоприятную атмосферу для культурного подъема. Вновь оживились традиционные очаги культуры средневековой Англии — города, университеты, королевский двор. С начала XVI в. значение последнего как организующего центра культурной жизни неуклонно возрастало вместе с усилением самой монархии и успехами централизации страны. Подавление сопротивления магнатов привело к ликвидации многих феодальных квази-дворов, прежде соперничавших с королевским, а массовые конфискации обеспечили короне средства для придания ему надлежащих блеска и величия.

Содержание

Двор первых Тюдоров и новые тенденции в культуре
2. Оксфордский кружок гуманистов
3. Английская Реформация и культура
4. «Золотой век» Елизаветы
5. Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
6. Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРА АНГЛИИ В XVI .doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     Не  только появление новой идеологии, активно неприемлющей ренессансное мировоззрение, знаменовало начало заката гуманизма в Англии. Симптомы его внутреннего кризиса выявились уже к концу елизаветинского века. Пессимистические мотивы и сомнения в способности человека достичь гармонии с миром все чаще звучали в литературе. Многие современники ощущали «вывихнутость века», в котором торжествовали эгоизм и страсть к наживе. Разочарование в действенности прежних этических идеалов определило новые направления духовных исканий на рубеже XVI—XVII вв. Основным их содержанием стал поворот от этической проблематики к естественнонаучным и социально-политическим изысканиям.

     В это время англичане добились выдающихся успехов в области  естественных наук. У. Гарвей открыл большой  круг кровообращения, У. Гилберт — явления магнетизма и электричества. Математик и астроном Т. Хэриот, опередив Галилея, обнаружил пятна на Солнце, а в области аналитической математики раньше Декарта ввел алгебраические формулы. Д. Непер разработал систему логарифмов.

     Интерес английских ученых к астрономии и  космологии стимулировали лекции, прочитанные  здесь в 80-х годах Дж. Бруно. Диспуты о различных свойствах материи, интерес к атомарной теории строения мира стали новым шагом в развитии науки. Однако в умы современников, пытавшихся осмыслить результаты новейших научных открытий, они вносили смятение, точно переданное поэтом Джоном Донном:

     Переоценка  традиционной картины мироздания привела  к распространению пантеизма, который, в частности, исповедовали члены  тайного кружка, объединявшего Т. Хэрриота, Дж. Ди — знаменитого математика и астролога, У. Рэли и К. Марло.

     В философских исканиях начала XVII в. человеческая личность постепенно перестает быть главным объектом интереса и ей отводится более скромное место лишь одного из звеньев во «всеобщей цепи мироздания». Успехи естественных наук, культ опытного знания, представление о том, что природа и человечество развиваются по одним и тем же законам, отразились в новых теориях общественного развития. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в творчестве гениального ученого, философа, политика, литератора Фрэнсиса Бэкона (1561—1626).

     Ф. Бэкона называют ярчайшей фигурой английского  Ренессанса и в то же время основоположником натурфилософии нового времени. Сын  высокопоставленного государственного деятеля, выпускник Кембриджа и  Грейз-Инн, он начал свою карьеру  как юрист, в правление Елизаветы I выполнял дипломатические поручения, избирался в парламент, но на государственной службе продвинулся только с воцарением Якова I. При нем Бэкон стал канцлером Англии, бароном Веруламским и виконтом Сент-Олбансским. Свои размышления о современном ему обществе, морали, религии и политике Ф. Бэкон облек в форму литературных философских эссе — «Опыты и наставления нравственные и политические» (1597). «Опыты» отражают его этические воззрения, основывающиеся на идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и его способность противостоять Фортуне, отлившиеся в формулу «человек — хозяин своей судьбы». В поздних редакциях этого произведения наряду с этической проблематикой все большее место занимала социально-политическая: анализ сословного состава общества, роли государства, функций религии, путей стимулирования экономики. Бэкон полагал, что управлять обществом можно лишь основываясь на соединении всех наук о нем в высшую «гражданскую науку», включающую и историческую память, и рациональные законы, и социальный опыт. Последний он оценивал очень высоко, как и другие наиболее социологически мыслящие умы его времени — Макиавелли, Монтень.

     Социология  Бэкона тесным образом связана с  принципиально новым осмыслением  задач, стоящих перед наукой. В  своих трудах «Великое восстановление наук» и «О достоинстве и преумножении наук» философ провозглашал целью человеческого знания преобразование мира и обретение человеком власти над природой. Упоенный идеей научно-технического прогресса, который позволит человечеству достичь небывалых высот, Бэкон облек свою мечту в форму утопического романа. По характеру его «Новая Атлантида» разительно отличалась от «Утопии» Т. Мора. Если последний видел путь к гармоничному обществу в социальных преобразованиях, то для Бэкона прогресс науки — главное средство, призванное обеспечить такой уровень благосостояния государства, при котором социальные и имущественные различия не будут иметь значения. На его идеальном острове царит Дом Соломона, храм знаний и лаборатория новых открытий, восторженно описываемых Бэконом, предвосхитившим многие достижения будущего: использование солнечной энергии, селекция животных и растений, оживление людей и консервация их органов для лечения, создание невиданных механизмов и приспособлений от микроскопа до подводной лодки и летательных аппаратов. «Сциентистский» характер произведений Бэкона — выражение веяний его времени и эволюции гуманистической социологии на протяжении века, который разделял канцлера Бэкона и канцлера Мора.

     Активная  преобразующая роль науки, по мнению английского мыслителя, могла быть осуществлена только при условии отказа от традиционных философских схем и методологии. В противовес умозрительному дедуктивно-силлогистическому методу, на котором основывалась философия античности и средних веков, Бэкон выдвинул идею эмпирико-индуктивного метода познания. Согласно ему, ученый должен идти от ощущений и частностей к общим аксиомам через ряд этапов: собирание материала, наблюдение и изучение различных свойств вещей и природы — «рассечение и анатомирование мира», затем постановка сознательных научных экспериментов, рациональный анализ их результатов, лишь обобщив которые, ученый мог сделать окончательные выводы. Этот метод Бэкон предлагал в качестве универсального для любых наук.

     Ф. Бэкона называют основателем материализма нового времени. Его материализм, однако, не был последовательным и тяготел скорее к агностицизму, чем к атеизму. В решении вопроса о соотношении философии и теологии он стоял на позициях «двойной истины», полагая, что проблему бытия Бога следует предоставить теологам, а ученым важно сосредоточиться на исследовании материального мира. Оставляя в стороне вопрос о божественном первотолчке, Бэкон рассматривал проблему зарождения и дальнейшего развития мира из единого материального начала с естественнонаучных позиций, не прибегая к гипотезе о демиурге.

     Учение  Бэкона о новом методе познания оказало  непосредственное влияние на эмпиризм Гоббса и Локка, а материализм  его натурфилософии — на всю европейскую философию эпохи Просвещения. Не случайно Гегель назвал английского мыслителя «вождем опытной философии».

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Культура Англии в XVI В. - начале XVII в