Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:27, контрольная работа
Актуальность изучения конфликтологической мысли конца XIX – начала XX века объясняется тем, что этот период занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной науки. Это обусловлено следующими факторами:
- К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох.
ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность изучения конфликтологической
мысли конца XIX – начала XX века объясняется
тем, что этот период занимает исключительное
место в становлении
- К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох.
- Это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями – войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т. п. Все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.
- В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук — марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895); социология, ведущая свое начало с работ Огюста Конта (1798–1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт (1832–1920). Немалую роль сыграли работы Георга Зиммеля (1858–1918) в области социологии, работы Зигмунда Фрейда (1856–1939) и его учеников в области психологии [4].
Предметом изучения являются взгляды на проблемы конфликтов психологов и социологов конца XIX – начала XX века, обусловленные историческим развитием общества.
Объектом изучения являются
социологические и
На рубеже XIX-XX вв. все усиливающееся влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология, которая в отличие от социальной философии, выводящей знания об обществе из априорных философских постулатов различных мыслителей, переходит к теоретическим построениям на основе обобщения фактических данных, полученных с помощью строго научных методов. Такие методы научного исследования, как статистические выборки, анкетные опросы, сравнительно-исторические обобщения, создание теоретических моделей изучаемых процессов, стали необходимым средством познания многих общественных явлений, в том числе и конфликтных.
Разработка проблем конфликта осуществлялась разными направлениями в социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все определенно подчеркивали большое значение конфликтов в жизни общества и настоятельную необходимость их теоретического анализа.
До конца XIX в. конфликты рассматривались лишь в самом общем виде через призму философских категорий: противоречие, борьба, добро, зло и т.д. При описании конфликтов рассматривались лишь их отдельные виды: экономический, политический и др. Не существовало также и самостоятельной теории конфликта, а значит, и конфликтологии как науки, которая складывается лишь к середине XX в. Ее возникновение было результатом достижений социологии и психологии.
Первые попытки создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера (1820-1903) «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления. Согласно его теории состояние противоборства универсально, так как обеспечивает равновесие в рамках не только отдельного общества, но и между природой и обществом. Закон конфликта выступает у него всеобщим и основополагающим законом. Общество будет развиваться до тех пор, пока не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.
Спенсер различал два главных
типа общества: воинственный и промышленный.
У воинственного типа борьба за существование
заключается в военных
Спенсер был противником
государственного принудительного
перераспределения социальных благ,
но был сторонником
Польско-австрийский социолог,
представитель социального
1) конфликты составляют
сущность исторического
2) дифференциация общества
на господствующих и
3)конфликты способствуют
единству общества и
Будучи пессимистом, он стремился показать всем, что современный цивилизованный человек, по сути, остался агрессивным дикарём, каким был его далёкий предок. С его точки зрения основной социальный закон – это “стремление каждой социальной группы подчинить себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на её пути, стремление к порабощению, к господству”.
В социологии теория социального конфликта складывается в конце XIX — начале XX вв. в работах Макса Вебера (1864-1920) и Георга Зиммеля (1858—1918). Они полагали, что конфликт — неотъемлемая часть общественного бытия человека.
Проблема конфликта
По М. Веберу, общество — совокупность статусных групп. Следовательно, их интересы расходятся и возникают социальные конфликты. И как явление они в принципе неустранимы. Но иногда интересы людей совпадают, что является основой для консенсуса.
Для современного общества,
по Веберу, наиболее адекватны рациональная
система права, согласие с властью,
основанное на законе, наличие конституционных
основ правопорядка и развитого
гражданского самосознания. В центре
понимания конфликта лежит
Немецкий социолог Г. Зиммель
полагал, что наличие в обществе
множества эгоистических групп
не разъединяет людей: возможность
пересечения групповых
Г. Зиммель считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». По крайней мере именно так называется одна из его работ, изданная в начале нашего столетия. Г. Зиммель предлагал заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия. Среди таких относительно устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество и некоторые другие, должен занять свое особое место и конфликт, который является не только нормальной, но и исключительно важной формой общественной жизни. Конфликт способствует социальной интеграции, он определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.
Теоретические взгляды Г. Зиммеля разделяли в 20-е гг. XX в. социологи так называемой чикагской школы, видными представителями которой были Роберт Эзра Парк (1864-1944), Эрнест Уотсон Берджесс (1886-1996), Аббион Вудбери Смолл (1854-1926). Они рассматривали социальный процесс в аспекте четырех взаимосвязанных типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции. Конфликты здесь занимают центральное место, поскольку представляют своеобразный мостик для перехода от соревнования к приспособлению и ассимиляции, являясь, таким образом, важнейшим источником социальных перемен. [2, 13]
Некоторые положения Зиммеля и Вебера были развиты в XX в. американским социологом Льюисом Козером (1913 г.р.) и немецким социологом Ральфом Дарендорфом (1929 г.р.).
Л. Козер в работе «Функции социального конфликта» (1956) усматривает позитивную роль конфликтного взаимодействия в обществе. Конфликты обусловлены дефицитом ресурсов — властных, материальных, статусных и т.д. — поэтому неустранимы.
В тоталитарном обществе конфликты
носят разрушительный характер, в
демократическом – они
Р. Дарендорф видит понятие конфликта как фундаментальную категорию социологии вообще. Конфликт для него — это естественное состояние общества. Социальной патологией является, скорее, отсутствие конфликтов. Они являются одним из источников изменения и сохранения порожденных ими социальных изменений. В основе конфликта лежат политические противоречия: противостояние социальных групп вызвано излишней концентрацией власти в руках одних и недостатком ее у других [3].
В 1965 году Ральф Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира – мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального организма: «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами» [1, 10].
В середине 60-х г. Ральф Дарендорф выступил с обоснованием “конфликтной модели общества”.
Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:
- любое общество подвержено в каждый момент изменению;
- социальные изменения вездесущи;
- любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
- социальный конфликт вездесущ;
- каждый элемент общества способствует его изменению;
- любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.
Р. Дарендорф выделял не только негативные, но и позитивные стороны конфликта. По его мнению, конфликт может быть источником инноваций, социальных изменений.
Р. Дарендорф: «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники» [1, 12].
Американские социологи
Толкотт Парсонс (1902-1979) и Элтон
Мэйо (1880-1949) видели в конфликте социальную
аномалию, своего рода патологию, которую
надо привести к норме. Нормой они
считали бесконфликтность, гармоничное
состояние социальной системы, в
которой социальная напряженность
снимается. Э. Мэйо видел социальную
норму в «социальном
Окончательное оформление конфликтология
приобретает в работах
Конфликтология развивалась также и в рамках психологического подхода: наряду с социологией появилась психология конфликта. Последняя ориентировалась на анализе внутри- и межличностных противоречий.
Так, австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал конфликт, изначально присущий человеческой психике, сознательным и бессознательным с инстинктивными влечениями и моральными требованиями общества. Данная дисгармония служит источником социальных конфликтов.
Фрейд создал одну из первых концепций конфликтологии-- теорию психоанализа. Согласно его теории, появление и развитие внутриличностных конфликтов определяются столкновением внутри личности несознательных психических сил, основной из которых является либидо (сексуальное влечение) и необходимости выстоять во вражеской для индивида социальной среде. Запреты со стороны среды приводят к душевным травмам, притупляют энергию несознательных влечений, которые прорываются обходными путями в виде невротических синдромов.