Филосовские мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:37, лекция

Описание работы

1ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
2Философия древнего Китая
3Философские школы

Работа содержит 1 файл

семинар по философии 3.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

2ФИЛОСОФИЯ  ДРЕВНЕЙ ИНДИИ  

Индийская философская  мысль - древнейшая в мире. Ее история  начинается

с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-видимому, между 

вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из

древнейших литературных памятников человечества.  

Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений,

магических заклинаний, молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы 

и Атхарваведы (или  Атхарвангирасы). Каждый из этих сборников 

со временем обрастал различными комментариям и дополнениями

ритуального, магического, философского порядка - Брахманами,

Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения  Древней 

Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые

проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже

в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них -

Ригведе.  

Главное содержание Ригведы состоит из торжественных  песнопений,

заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским 

поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам

ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца 

прежде всего различные  явления и процессы природы. Вместе с тем,

в Ригведе находит  свое отражение неудовлетворенность 

наивномифологическим  истолковнием действительности, уже высказываются

первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов,

подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители  Древней 

Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении 

мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных

различий и т. п.  

Конечно, ведические гимны содержат лишь первые зачатки 

рационалистической, философской мысли, которые вплетены в контекст

религиозно-мифологического  мировоззрения. Но Веды положили начало

философской традиции в Древней Индии, которая выросла  из

комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады (буквально 

"сидеть около", т. е. у ног учителя, получая  наставления; иногда 

трактуется как "тайное, сокровенное учение"). По форме  Упанишады

обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с  учеником, либо

же с человеком, ищущим истину и становящимся его  учеником.  

Упанишад насчитывается  в общей сложности свыше сотни, но главными

среди них являются так называемые старые Упанишады, которых

не более десятка. Временем их создания считаются обычно IX - VI

века до н. э. Так  называемые младшие Упанишады были изданы

гораздо позднее (последние  века до н. э. - позднее средневековье).  

В Упанишадах религиозно-мифологическое мировоззрение уже теряет

свои господствующие позиции; в его недрах и наряду с ним 

возникают другие формы  общественного сознания. Так, в ряде мест

говорится о существовании  нескольких самостоятельных видов  знания

(наук - видья), в числе  которых помимо Вед и различного  рода

магических искусств упоминаются хронология, логика (риторика),

этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная  наука.  

В особую область  знания складывается и философия. Правда, для 

ее обозначения  в Упанишадах еще не употребляется  самостоятельного

термина, но о ее наличии  свидетельствует и сам факт обсуждения

многих чисто философских  проблем, и неоднократные заявления 

мыслителей Упанишад об отличии провозглашаемых ими  знаний не

только от ведической мифологии и ритуализма, но также  и от

обыденного сознания и от конкретных наук, которые объявляются

низшим видом знания. Вместе с тем философия в Упанишадах еще 

сохраняет сильную  зависимость от религиозно-мифологического 

мировоззрения: как  правило, в них признаются ведический ритуализм 

и ведические боги, хотя последние подвергаются уже обычно

монотеистической  или монистической интерпретации; на первое место 

в Упанишадах выдвигается  второстепенное и эпизодическое  божество

ведического пантеона - Брахман. Содержанием философии  в 

Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем,

как место и назначение человека в системе окружающего  бытия,

природа внешнего мира и человека, характер его жизни  и психики,

границы и возможности  его познавательных способностей, нормы  его 

поведения и т. д. В большинстве случаев рассмотрение философской

проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического 

мировоззрения.  

Вместе с тем  в Упанишадах содержатся сведения и  об учениях,

склонявшихся к  материализму и атеизму и выступавших  против

ведической ортодоксии. Обычно эти учения объявляются ошибочными,

ложными, они подвергаются ожесточенным нападкам, а их авторство 

приписывается демонам (асурам) - врагам богов (иногда, впрочем,

сообщается, что эти  учения созданы самими богами для  введения

в заблуждение и  погибели своих врагов). Не удивительно  поэтому,

что при таком  отношении господствующей в Упанишадах религиозно-

идеалистической философии  к оппозиционным ей учениям последние 

получили здесь  крайне скупое освещение: чаще всего  они 

представлены лишь в виде простого упоминания, без раскрытия

их позитивного  содержания.  

Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в 

Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала  бытия,

с помощью которого объясняется происхождение всех явлений

природы и человека. Однако по Упанишадам крайне трудно

восстановить исторический ход формирования тех понятий,

которые полагались в качестве такой первопричины всех явлений.

Предположительно  можно эти понятия расположить  в такой 

последовательности. Пища (анна) как основа всякой жизни, сама

жизнь (жизненное  дыхание - прана); тот или иной конкретный

вещественный элемент - бхута, чаще всего вода, или их

совокупность - вода, воздух, земля, огонь (иногда добавляется 

пятый - эфир, или  акаша); внутренняя природа вещей - свабхава;

упоминаются учения, считавшие первопричиной бытия  пространство

(акаша) и время  (кала); в нескольких местах говорится  о бытии 

вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего;

эпизодически упоминается  понятие материи (пракрити, прадхана),

хотя его содержание не раскрывается.  

Господствующее место  в Упанишадах занимают учения, полагавшие

в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало -

Брахман, или атман, реже - пуруша. Брахман и атман  употребляются

обычно синонимически, хотя Брахман чаще служит для выражения 

объективного аспекта  конечной реальности (бог, вездесущий дух),

атман - субъективного  ее аспекта (душа). Начиная с Упанишад,

Брахман и атман  становятся центральными понятиями  всей индийской

философии, особенно ее идеалистических учений (прежде всего веданты).  

В истолковании природы  Брахмана и атмана и их отношения  к 

материальному миру различные тексты Упанишад дают далеко не

однозначные решения. В одних Брахман и атман  рассматриваются

как бог-творец и  правитель мира, а в других трактуются

пантеистически, отождествляются  либо с одним, либо поочередно

со всеми материальными  первопричинами мира (пищей, дыханием,

вещественными первоэлементами  и т. д.), либо же со всем миром 

в целом, что сближает такую трактовку с материалистическим

воззрением. Однако в большинстве текстов Упанишад преобладает 

абсолютно идеалистическая  интерпретация Брахмана-атмана: они 

рассматриваются как  духовный абсолют, бестелесная первопричина

мира и внутренняя сущность всех его проявлений и процессов.

Центральная идеалистическая  идея Упанишад состоит в 

провозглашении тождества  этой духовной сущности в человеке

и природе. Наиболее кратко это тождество субъекта и  объекта 

выражено в знаманитом изречении Упанишад: "Тат твам аси"

("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").  

Серьезные расхождения  наблюдаются в Упанишадах и при  более 

детальном раскрытии  природы Брахмана-атмана. В одних  случаях 

он описывается  как чистый дух, лишенный всех эмпирических

качеств и определений (нети-нети, т. е. не то, не то),

в других он наделяется рядом антропоморфных качеств, чаще

всего бытием, сознанием, блаженством (сат-чит-ананда); в одних 

случаях он имманентен миру, в других - трансцендентен ему,

в третьих говорится  о его имманентности и трансцендентности

одновременно. Во многих текстах утверждается тройственная,

триадичная природа  Брахман-атмана, символизируемая священным 

словом аум (ом), либо же понятиями сатиям (истина), джалан

(все это) и др.  

Уже из беглого рассмотрения концепции Брахмана-атмана видно,

что Брахман-атман  представляет собой сложную синкретическую

категорию, в которой  концентрируются такие понятия, как 

причина - следствие, сущность - явление, форма - содержание,

общее - единичное, субъект - объект, трансцендентное -

имманентное, субстанциальность  бытия.  

Рассмотрению собственно материального мира в Упанишадах

уделяется сравнительно мало внимания, и в его трактовке 

наблюдается гораздо  меньшее разнообразие концепций. Более 

или менее общим  является признание изменчивости, непостоянства

всех материальных процессов, их временного, преходящего,

а потому неистинного  характера; они объявляются лишь

проявлением, модификацией духовного абсолюта и различаются 

лишь по имени  и форме (намарупа). В ряде текстов говорится

о периодически повторяющихся  циклах возникновения, созидания 

реальной действительности и ее последующем уничтожении,

растворении в Брахмане-атмане; символом этой цикличности бытия 

выступает обычно образ  вечно вращающегося колеса (чакра). Мир

в целом и все  конкретные вещи в нем признаются состоящими

из четырех или  пяти вещественных первоэлементов. Принцип 

мировой закономерности выражается в концепции дхармы, которая 

в отличие от ведической концепции риты - универсального

Информация о работе Филосовские мысли