Мысль народная

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:25, сочинение

Описание работы

Эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир" повествует о славных событиях прошлого, воссоздавая типичные черты эпохи начала XIX века. В центре изображения находится Отечественная война 1812 года, которая объединила население России в едином патриотическом порыве, заставила людей очиститься от всего наносного и случайного и со всей отчетливостью и остротой осознать вечные человеческие ценности.

Работа содержит 1 файл

Мысль народная.docx

— 38.16 Кб (Скачать)

"Мысль  народная" в романе  Л. Н. Толстого "Война  и мир"

Сочинение

  Эпопея  Л. Н. Толстого "Война и мир" повествует о славных событиях прошлого, воссоздавая типичные черты эпохи  начала XIX века. В центре изображения  находится Отечественная война 1812 года, которая объединила население  России в едином патриотическом порыве, заставила людей очиститься от всего  наносного и случайного и со всей отчетливостью и остротой осознать вечные человеческие ценности. Отечественная  война 1812 года помогла Андрею Болконскому  и Пьеру Безухову обрести утраченный смысл жизни, забыть о своих личных проблемах и переживаниях. Кризисная  обстановка в стране, вызванная стремительным  продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Теперь, когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с "господами" мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных рабах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. В этих главных человеческих ценностях, в духе "простоты, добра и правды" видит Толстой "мысль народную", которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью — борьбой за свободу отечества. Поэтому я думаю, что под словом "народ" Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

  Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой  обращает внимание на серьезность и  сосредоточенность солдат, которые  чистят оружие, готовясь к бою. Они  отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с  мощным противником. Их чувство любви  к Родине не допускает бесшабашной  пьяной отваги. Понимая, что этот бой  для каждого из них может оказаться  последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к  отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются  выглядеть героями. Им чужды рисовка  и поза, в их простой и искренней  любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения "одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера", широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. "Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться", — сказал он смеясь". Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил. Однако патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

  "Карпы  и Власы" не продавали французам  сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем  самым вражескую армию. Мелкий  купец Ферапонтов перед вступлением  французов в Смоленск просил  солдат бесплатно забирать его  товар, так как если "решилась  Расея", он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

  Огромную  роль в окончательном уничтожении  врага сыграло крестьянство, которое  организовывало партизанские отряды, бесстрашно истребляющие наполеоновскую армию в тылу. Наиболее ярким и  запоминающимся является образ Тихона Щербатого, который выделяется в  отряде Денисова своей необычной  удалью, ловкостью и отчаянной  смелостью. Этот мужик, который сначала  в одиночку сражался с "миродерами" в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Сосредоточив в этом герое типичные черты русского народного характера. Толстой показывает в романе и иной тип мужика в образе Платона Каратаева, с которым встретился Пьер Безухов во французском плену. Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок, сумевший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, справедливость? Наверное, своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма. Эти качества резко контрастировали с высокомерием, эгоизмом и карьеризмом высшего петербургского света. Платон Каратаев так и остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, "олицетворением всего русского, доброго и круглого".

  Мы  видим, что Толстой, рисуя контрастные  образы Тихона Щербатого и Платона  Каратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа, который выступает в романе в  лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Там есть эпизод, когда человек двадцать худых, истомленных  сапожников, которых обманул мастер, не спешат покинуть Москву. Откликнувшись  на призывы графа Растопчина, они хотят записаться в московское ополчение, чтобы защищать древнюю столицу.

  Истинному чувству любви к родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности — вывезти из Москвы все ценное — волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась "красивая роль руководителя народного чувства". В то время, когда решалась судьба России, этот лжепатриот мечтал лишь о "героическом эффекте". Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Все эти люди "ловили рубли, кресты, чины", используя для своих корыстных целей даже такое бедствие, как война. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволяет широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.

  Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с  точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, рисующих кровь, смерть, страдания, и в контрастном сопоставлении  вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой  нередко вкладывает в уста своих  любимых героев собственные мысли  о войне. Андрей Болконский ненавидит  ее, так как понимает, что ее основная цель — убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством, то есть война обнажает в людях  их самые низменные инстинкты. Пьер во время Бородинского сражения с  ужасом осознает, что многие из тех  людей, которые с удивлением смотрят  на его шляпу, обречены на раны и  смерть.

  Таким образом, роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда  гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Значит, мы видим здесь  соединение гуманистических взглядов писателя с мыслью о национальном достоинстве русского народа, его  мощи, силе, нравственной красоте. 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                           

Сочинение: "Народная мысль" в романе Л.Н. Толстого "Война  и мир"

"Мысль  народная" в романе  Л.Н. Толстого "Война  и мир"

Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир" явилась своеобразным итогом, синтезом авторских исследований русского национального характера, проявляющегося с одинаковой силой в будничной жизни и в годы великих исторических перемен, во время военных поражений и побед. До "Войны и мира" не было в литературе произведения, где бы с такой полнотой раскрывались особенности русского национального самосознания: следование христианским заповедям, высокая нравственность, любовь к Отечеству.

Ценность каждого  из героев "Войны и мира" проверяется "мыслью народной". Именно в народной среде раскрываются лучшие качества Пьера — его бескорыстие, простота, пренебрежение к удобствам жизни, человечность. Общение с простыми русскими солдатами и мужиками рождает в нем желание "войти в эту жизнь, всем существом проникнуться тем, что делает их таки ми". Столкнувшись с силой и правдой кровавых событий под Бородином, Пьер осознает искусственность и фальшь прежних своих умозаключений. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни: "В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка". И это понял граф, который вместе с остальными ел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги.

Л. Н. Толстой неизменно  подчеркивал связь своих героев, особенно любимых героев, с живой  жизнью народа. "Наш князь", —  ласково называют солдаты Андрея Болконского. А как преображается его сестра Марья, когда, несмотря на предложение француженки Бурьен, отказывается покориться завоевателям!

А что, например, заставляет Наташу Ростову во время отъезда  из Москвы сбросить с подвод собственное имущество и отдать их раненым? Ведь это и есть истинное проявление милосердия, сострадания и доброты, которые видит Толстой в своем народе. Такую же силу национального духа обнаруживает Наташа Ростова в русской пляске и восхищении народной музыкой. Любуясь танцующей Наташей, писатель изумляется: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские".

Рассуждая о единении русского народа. Толстой особо подчеркивает патриотизм мирных жителей. Оставляя Смоленск, горожане добровольно сжигают свое имущество, не желая отдавать его завоевателям. По приказу Кутузова москвичи уезжают из родного и, безусловно, любимого города — сердца России не потому, что боятся французов, а потому, что не хотят жить под властью захватчиков.

"Мыслью народной" пронизаны размышления писателя  о Бородинской битве и партизанском  движении.

По представлению  всех участников сражения на Бородинском  поле, это была такая битва, когда  нужно было умереть, но победить. Ополченцы  шли на бой в белых рубашках смертников, заранее понимая и принимая свой конец. "Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва, один конец сделать хотят".

Той же "мыслью народной" проверяется деятельность исторических лиц: Наполеона и Кутузова, Сперанского и Ростопчина. Например, нам симпатичны простота и будничность Кутузова, его мудрость и понимание народа, действительная забота о людях. Он всегда умел угадать "значение народного смысла события". "Источник этой необычайной силы прозрения лежал в том народном чувстве, которое он носил во всей чистоте и силе его", — так определит Л. Н. Толстой сущность его полководческого таланта. И, с другой стороны, нам отвратительны эгоизм и поза Наполеона, готового шагать по трупам к вершинам собственной славы: "Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело для него значение, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли". Мы не можем говорить здесь ни о нравственности, ни о человечности.

Итак, все герои  романа проверяются именно "делом  народным": одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг и самопожертвование. Вот почему Толстому в доказательство главной "народной" мысли романа не понадобилось большого числа образов из народной среды. "Народное" раскрывается в "Войне и мире" как всеобщее, национальное. 
 
 
 
 
 
 
 

Сочинение по литературе. «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

     Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения.

     Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности  писатель обратился к историческому  прошлому: событиям 1805-1807 годов и  войне 1812 года.

     Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова “народ”, но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия “народ”.

     Своим произведением писатель утверждал  решающую роль народных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в развитии общества ничтожна. Сколь  бы ни был гениален человек, он не может  по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться  действиями огромной массы людей, живущих  стихийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся  над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать  направление событий.

     Толстой разбивает жизнь на восходящее течение  и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его  национально-исторических пределах, является воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так  как этот герой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ.

     Писатель  также акцентирует внимание на достоинствах Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение: “Трудно вообразить себе цель более достойную и более  совпадающую с волей всего  народа”. Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность  всех сил на задаче, вставшей перед  всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического  чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск, которыми командует.

     Толстой изображает Кутузова как народного  героя, который добился самостоятельности  и свободы только в союзе с  народом и нацией в целом. В  романе личность великого полководца противопоставлена личности великого завоевателя Наполеона. Писатель разоблачает  тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной  и гордой личности.

     Итак, значение великой личности автор  видит в ощущении совершающейся  истории как воли провидения. Великие  люди, подобные Кутузову, обладающие нравственным чувством, своим опытом, умом и сознанием  угадывают требования исторической необходимости.

     “Мысль  народная” выражена и в образах  многих представителей дворянского  класса. Путь идейного и нравственного  роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои  испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни  от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с  жизнью народа. Жизнеспособность каждого  из персонажей проверяется “мыслью  народной”.

     Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют “наш князь”; Наташа Ростова достает  подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель  Бурьен остаться во власти Наполеона.

     Ярче  всего близость к народу проявляется  в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем она пляшет “Барыню”. И все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?”

     Если  Наташе до конца свойственны черты  русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю  лживость и лицемерие Наполеона, его кумира.

     Пьер  попадает в крестьянский мир, и жизнь  сельчан наводит его на серьезные  мысли.

     Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и  силу народа, тем больше восхищается  им. Сила народа заключается в его  простоте и естественности.

     По  Толстому, патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении  разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка  незначительна. Война заставляет каждого  действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют  не по приказу, а повинуясь внутреннему  чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.

     В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком  движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а  из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий  свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие  столицу просто из соображения, что  жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что “она Бонапарту  не слуга”. Все эти люди— деятельные участники народной, роевой жизни.

     Так, народ для Толстого — сложное  явление. Писатель не считал простой  народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо  глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера.

     Близок  к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются “малое и великое”, “скромное и героическое”.

     Тема  народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен  в партизанской войне; жестокий и  безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона  Каратаева.

     При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого  человека. Он воспринимается почти  символически, как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. Каратаеву свойственна  удивительная приспособляемость к  обстоятельствам, умение “обжиться” в любых обстоятельствах.

     В поведении Платона Каратаева  неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем “за свои да за людские грехи”, смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь.

     И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его  благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.

     Наряду  с истиной народностью Толстой  показывает и псевдонародность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского — конкретных исторических лиц, которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.

     В произведении собственно художественное повествование временами прерывается  историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений  Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей. По мнению писателя, “мир отрицает войну”. Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские  солдаты во время отступления  после Аустерлица - разоренную и  безобразную. В мирное же время она  утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.

     Так, в произведении Толстого особенно остро  стоит вопрос о нравственной ответственности  человека перед историей.

     Итак, в романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку  именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся  в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению  противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

     Роман \"Война и мир\" был задуман  как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем  больше Толстой работал с архивными  материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании, и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так, замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится  изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский  народ, показавшей всему миру его  мощь и силу, выдвинувшей простых  русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие  исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Толстой изображает войну как  писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также Л. Н. Толстой стремился в своем  произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах  обычных людей: Платона Каратаева  и Тихона Щербатого, Пети Ростова  и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной  войны против захватчиков. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная  мысль романа - \"мысль народная\". Она заключается не только в изображении  самого народа, его быта, жизни, но в  том, что каждый положительный герой  романа в конце концов связывает  свою судьбу с судьбой народа. Здесь  есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое \"роевое начало\", дух и воля не одного человека, а народа в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, он даже разрабатывает план убийства Наполеона, для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко, для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом, для Денисова и Долохова. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска, вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – поджечь, в сцене подготовки к Бородинскому сражению, солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке, в сцене боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой

     подчеркивает, что война 1812 года была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками.

     Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов  и Долохов. Тема народный войны находит  свое яркое выражение в образе Тихона Щербатого. Образ этого героя  неоднозначен, в отряде Денисова он выполняет самую «грязную» и  опасную работу. Он беспощаден к  своим врагам, но именно во многом благодаря  таким людям Россия победила в  войне с Наполеоном. Неоднозначен и образ Платона Каратаева, в  условиях плена вновь обратившегося  к своим истокам. Наблюдая за ним, Пьер Безухов понимает, что живая  жизнь мира выше всяких умствований  и что счастье – в нем  самом. Однако в отличие от Тихона Щербатого Каратаев вряд ли способен к решительным действиям, его  благообразие приводит к пассивности.

     Показывая героизм русского народа, Толстой  во многих главах романа говорит о  бедственном положении крестьян, угнетаемых крепостным правом. Передовые  люди своего времени, князь Болконский и граф Безухов, пытаются облегчить  крестьянскую долю. В заключение можно  сказать, что Л.Н. Толстой в своем  произведении, пытается

     доказать  читателю мысль, о том, что решающую роль в жизни государства играл  и будет играть народ. И что  именно русский народ смог разгромить считавшуюся непобедимой армию  Наполеона 
 

   

Информация о работе Мысль народная