Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 13:13, курсовая работа
Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач).
Введение…………………………………………………………………………….3
Коммуникативный аспект культуры речи………………………………………..4
Социальный характер общения………………………………………..4
Язык как средство общения………………………………………........4
Структура речевого общения…………………………………….........9
Условия успешного взаимодействия………………………………...12
Причины коммуникативных неудач……………………………........13
Невербальные средства общения……………………………….........14
Чистота как коммуникативное качество культуры речи……………………...21
Нарушение чистоты речи…………………………………….21
Слова-паразиты……………………………........22
Просторечия…………………………………….22
Варваризмы…………………………………......24
Жаргонизмы……………………………….........25
Канцеляризмы……………………………..........28
Диалектизмы………………………………........29
Выразительность как коммуникативное качество культуры речи……......32
Основные условия выразительности
речи человека………………………………………………...33
Выразительно-изобразительные
средства языка………............................................................33
Заключение………………………………………………………………........36
Список литературы……………………………………………………….......37
• Фонетический барьер. Мешает взаимопониманию невнятная речь, неправильное произношение, использование «непонятных» слов (жаргонизмов, профессиональных терминов и т.д.), слова-паразиты .
Причинами коммуникативных неудач могут стать:
• Межличностные барьеры (неприязненные отношения между людьми);
• Мотивационные барьеры (возникают, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт);
• Чуждая коммуникативная среда (царит дисгармония, т.к. присутствуют посторонние лица, существует малая степень знакомства, имеют место социальные и психологические различия, неудовлетворительное физическое состояние, разные интересы, разное понимание нравственных норм и т.д.);
• Нарушение паритетности общения (когда один из участников доминирует в разговоре: выбирает тему, задает вопросы, перебивает собеседников, игнорирует их точку зрения);
• Нарушение правила искренней доброжелательности (употребление «набора слов» к случаю – конструкций-клише: «Это мы уже проходили», «Не учите меня жить», безапелляционные высказывания);
• Неумение слушать.
Последний из перечисленных факторов нарушения коммуникации носит массовый характер, в чем мы можем убедиться, анализируя как примеры бытового общения, так и поведение людей во всевозможных телевизионных передачах, в которых обсуждаются разные позиции участников дискуссий по большому кругу политических и социальных проблем. Поэтому мы остановимся на рассмотрении этого вопроса подробнее. Чтобы избежать конфликта, научитесь слушать. Это умение своего рода искусство, которым немногие, к сожалению, владеют. Когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то, как правило, прекращаем слушать и ждем своей очереди высказаться, готовим достойный ответ. А когда начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки зрения и тоже не слышим собеседника. Между тем умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного ведения разговора, существенный элемент культуры общения. Когда речь идет об эффективном слушании, то целесообразно обращать внимание на позу участников общения, которая может выражать желание и нежелание слушать; на то, куда смотрит собеседник (напомним, что нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем не «пустыми глазами», а внимательно и заинтересованно).
Различают два вида слушания.
Нерефлексивное (пассивное) слушание предполагает умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника, не прерывать его замечаниями, потому что нужно дать ему возможность сформулировать свою позицию. Такой вид слушания полезен тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, или проявляет сильные эмоции, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. Обычно статус человека, нуждающегося в пассивном слушании, ниже статуса того, кто слушает, например: начальник должен внимательно выслушивать подчиненного, родители – детей, старшие – младших. Рефлексивное (активное) слушание заключается в активной демонстрации своей позиции, вмешательстве в речь
собеседника, в оказании ему помощи для выражения мыслей и чувств. Но если Вы перебиваете оппонента, то должны соблюдать корректность, не прерывать его на полуслове, соблюдая правила этикета. Это можно сделать при помощи уточняющего вопроса («Простите, я не понял…») или во время возникшей паузы задать наводящий вопрос. К приемам активного слушания относится перефразирование – проверка точности услышанного («Как я вас понял…», «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете, что…») и резюмирование основных идей и чувств собеседника («Если я Вас правильно понял, то…», «Если подытожить, то…»). Чтобы поддержать эмоции собеседника, применяют эмпатическое слушание, состоящее в репликах одобрения или сочувствия: «Конечно…», «Как я Вас понимаю!».
Необходимо обратить внимание на такой принцип хорошего слушания: «Не давайте оценок, не давайте советов». Психологи утверждают, что оценки и советы, даже когда они делаются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания, а это оказывает давление на чело-
века, что в свою очередь может помешать эффективному обсуждению проблемы.
Чтобы
избежать конфликта, нужно постараться
понять позицию партнера. Иногда, расстроившись
из-за неудачного
общения, мы восклицаем: «Я от него этого
не ожидал!» Но взгляните на поведение
партнера его глазами: с его точки зрение
его поведение логично и порядочно. Умение
взглянуть на ситуацию чужими глазами
называется децентрацией.
VI
Невербальные средства
общения
В процессе коммуникации человек использует вербальные (языковые) и невербальные, или кинетические средства общения (от греч. kinesis – «движение»): выражение лица, мимику, жесты, позы. Чтобы лучше понять собеседника, нужно знать: 1) на что обратить внимание; 2) что это может означать; 3) что из этого следует.
Вывод надо делать на основе комплексного наблюдения за внешним видом партнера и его поведением, потому что анализ отдельно взятого сигнала может привести к ошибке, поскольку он (этот сигнал) может оказаться случайным.
Прежде всего, осанка, которая зависит от рода его занятий и внутреннего состояния, может нам помочь понять, какой человек перед нами: уверенный в себе, самодовольный (осанка прямая, гордая) или, наоборот, растерянный, подавленный, неуверенный (осанка сутуловатая). О многом говорит и поза. Человек, чувствуя свою зависимость, неуверенность старается занять как можно меньше места в пространстве: сутулится, сидится на краешек стула, старается втягивать голову в плечи. Совсем не такая поза у того, кто чувствует себя хозяином положения. По походке, которую Бальзак назвал «физиономией тела», можно судить о характере человека: спокойном или порывистом, самолюбивом или застенчивом. Некоторые специалисты утверждают, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать. Те, кто обычно держат руки в карманах, скорее всего, повышено, критичны и скрытны. Им, как правило, нравится подавлять других людей. Те, кто находятся в угнетенном состоянии, тоже часто ходят руки в карманы, но при этом они волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут (рис.1,2,3 приложение).
Жесты также весьма информативны. При эмоциональном возбуждении, смущении или беспокойстве у любого человека жесты иные, чем в спокойном состоянии. Развязные жесты не свидетельствуют о большой культуре. Но в отдельных случаях они могут быть вызваны смущением. Скупые жесты наблюдаются у спокойных, уравновешенных людей. К такой жестикуляции обязывает и солидная должность. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем. Языку жестов присуща национальная специфика. Это обусловлено культурой и традициями народов, у которых, с одной стороны, могут отсутствовать определенные символы, с другой же – интерпретация их может отличаться от принятой у других народов. Об этом следует помнить и учитывать этот фактор при общении с представителями иных культур.
В зависимости от назначения, выделяется следующие типы жестов.
• Жесты-символы. К ним относится, например, достаточно
распространенный сегодня и популярный символ «ОК», означающий «все хорошо», «все в порядке». Однако этот жест нельзя считать общепринятым, потому что во Франции, например, он означает ноль, а в Японии – деньги.
• Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного, подчеркивания ключевых моментов: например, «такой огромный!».
• Жесты-регуляторы: «встаньте», «идите сюда»; медленные кивки в ходе беседы показывают заинтересованность; немного приподнятый указательный палец – стремление прервать на данном месте партнера, возразить и т.д.
• Жесты-адапторы, сопровождающие выражение наших чувств и эмоций: если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных случаях – почесывать затылок.
Некоторые специалисты считают возможным выделять и другие типы жестов, например, ритмические (подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз); изобразительные (используются, когда не хватает слов, чтобы полностью передать представление, или необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателей дополнительно и наглядно); символические (символизирующие отношение к лицу или предмету – характерны для ряда типовых ситуаций).
Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, могут даже обидеть или оскорбить партнера. Не все жесты производят благоприятное впечатление. Поэтому каждый жест должен быть не только хорошо продуман, но и уместен. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.
Рукопожатия тоже могут многое сказать о человеке. Лидер по натуре подает для приветствия руку ладонью вниз, а неуверенный в себе человек – ладонью вверх.
«Типично американский тип рукопожатия – «рукопожатие политика» – взять руку собеседника правой и накрыть сверху левой рукой. Другая форма – пожимая руку правой, похлопывать по плечу левой рукой. Этот прием еще более или менее допустим между двумя близкими друзьями, большинство же остальных людей чувствует себя при этом крайне неудобно…» .
Среди наиболее характерных жестов можно рассмотреть жесты открытости и закрытости.
К первым относится жест, когда руки развернуты навстречу собеседнику руки (рис. 2.1 приложение). Другой характерный жест этой категории – расстегнутый пиджак (куртка, пальто), который символизирует открытость и доверие к собеседнику.(рис. 2.2 приложение)
К жестам закрытости относятся скрещенные на груди руки. Этот жест оказывает одновременно сильное влияние на окружающих. Если Вы хотите узнать, принял ли Ваш собеседник защитную позу или просто удобно расположился, посмотрите на его кисти: разведены пальцы или крепко сжаты (рис. 3 приложение).
Положение
рук у лица. Если голова наклонена
в сторону, а кулак при этом подпирает
щеку – это свидетельствует о заинтересованности.
Если партнер к тому же оценивает информацию,
его вытянутый указательный палец будет
упираться в висок (рис.4.1 приложение).
Если при этом большой палец поддерживает
подбородок – партнер негативно относится
к вашей информации, а может быть, и к вам
(рис.4.2 приложение). Прямое, с небольшим
наклоном вперед положение головы и взгляд
исподлобья свидетельствует о некоторой
агрессивности. Рука у рта - жест, который
означает, что человек или смущен (рис.
5.1 приложение), или выражает недоверие
к информации (рис. 5.2 приложение). Юристы
утверждают, что этот жест передает эмоции,
варьирующиеся от сомнения в себе до явной
лжи. В момент принятия решения некоторые
люди почесывают переносицу или подбородок
(жест размышления): «Хорошо, дайте мне
подумать», захватывают нос в щепоть –
этот жест при одновременно закрытых глазах
говорит о большой сосредоточенности
(рис.6 приложение).
Выражение лица (глаза, брови, губы) является главным показателем чувств говорящего, отражает состояние человека, и по нему можно судить об отношении собеседника к Вам: оно может быть приветливым или отчужденным, признательным или недовольным и т.д.
Немаловажную роль в общении коммуникантов играет взгляд: хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие, отталкивает и пугает адресата; пристальный, бесцеремонный – тревожит; иронический, надменный – оскорбляет.
Мимика позволяет нам лучше понять партнера, разобраться в том, какие чувства он испытывает. И в первую очередь нужно обратить внимание на глаза собеседника. Недаром говорят, что «глаза – зеркало души». Если при желании можно научиться управлять мышцами лица, контролировать
его выражение, то движения зрачка такому контролю не подлежат. Суженный или расширенный зрачок передает информацию о сильных эмоциях, как бы человек ни хотел это скрыть. Этим знанием успешно пользовались и пользуются люди, которым надо распознать эмоции собеседника, чтобы понять, как повлиять на него. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, они внимательно смотрели в глаза покупателю, зная, что при восторге, радости зрачки увеличиваются в четыре раза, а при раздражении, недовольстве, гневе – значительно суживаются. Или, например, некоторые опыты показали, что даже опытные карточные шулеры не в силах победить партнера, который во время игры не
снимает темные очки. Говоря неправду, человек может прекрасно владеть собой и постараться скрыть это от собеседника, но его выдадут глаза. Поэтому, произнося ложь, человек старается отвести взор. При этом ребенок, сказавший неправду, сразу прикроет рок руками, подросток точно так же, как ребенок, прикроет рот, только пальцы слегка обведут линию губ, взрослый же прикоснется пальцем к носу (рис.7 приложение). Если же Ваш собеседник так уверен в себе, что врет Вам «в глаза», не отводя взора, уловив неправду, доброжелательно
Информация о работе Коммуникативные аспекты культуры речи. Чистота и выразительность