Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:47, реферат
Цель работы: изучить особенности германской культуры
Задачи работы:
определить особенности германской архитектуры.
рассмотреть историю создания Кельнского собора.
описать особенности интерьера Кельнского собора.
показать примечательность собора как туристического объекта.
I Введение 3
Глава 1 Особенности германской культуры ХV-ХVI вв…. 5
1.1. Особенности культуры Средневековья 5
1.2. Особенности архитектуры ХV-ХVIвв 6
Глава 2 Особенности Кельнского Собора 13
2.1. История создания 13
2.2. Особенности архитектуры Кельнского собора 16
2.3. Основные особенности интерьера 19
Глава 3 Кельнский собор как туристский объект 23
II Заключение 27
III Список литературы 30
Башни Кельнского собора
Разумеется, причиной тому были не только бушевавшие в Европе эпидемии и войны и отсутствие финансовых средств как следствие их. Заколебалось само средневековое мировоззрение, благодаря которому и могла изначально возникнуть идея этого гигантского собора, к В XV и XVI веках вместе с победой мировоззрения нового времени изменилась и архитектура. «Готика - это допущенные затраты на безвкусные произведения искусства, которым не хватает красоты, приятности и изысканности». Так сказано в статье И. Г. Зульцера в Лексиконе, появившемся еще в 1778 году. Вскоре, правда, и этой позиции суждено было измениться, чему положили начало гимн Гете Страсбургскому собору и появившееся в 1773 году его сочинение «О немецком зодчестве». Новая оценка готики пережила свой взлет в эпоху немецкого романтизма XIX века и привела, в частности, к возобновлению строительства Кельнского собора. В 1815 году Гете еще раз выступил в защиту готической архитектуры: на этот раз по поводу Кельнского собора. По просьбе коллекционера Сульпиция Буассерэ, который был вдохновлен идеей завершить собор, он отправился в Кельн, чтобы изучить «сказку о вавилонской башне на берегах Рейна», а после этого отправил прусскому министру внутренних дел письмо с рекомендацией поддержать стремление Буассерэ.
Апсида
В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кельнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. В 1862 году уже могли быть установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма 1 состоялось празднество в связи с завершением постройки.
Однако
и после этого торжества
Сегодняшний храм поражает монументальностью, величием и, как ни странно для такой каменной массы, легкостью. Внутреннее убранство, подобно виду снаружи, изумляет суровым величием и явственно ощутимым духом Средневековья. Изящно устремленные ввысь формы гармонируют с ажурной отделкой фасадов: снаружи здание декорировано множеством опорных пилястр, аркбутанов, фиалов, галерей, сквозных решеток, главный портал украшен скульптурой, декоративной резьбой, стрельчатыми арками, повторяющимися от яруса к ярусу. Звездчатые своды главного зала поддерживают высокие древние колонны.
Интерьер включает в себя огромное количество капелл, во многом определяющих грандиозность внутреннего пространства. Масштабы ощущаются не только благодаря абсолютным размерам, но и вследствие перепада высот: нефы и хоры расположены на разных уровнях, кроме того, средний неф в 2,5 раза выше боковых.
Сегодня в кафедральном соборе Кёльна регулярно проводятся церковные службы и музейные экскурсии, ведь за столетия здесь собрались богатые коллекции живописи, пластики, драгоценностей и церковной утвари. К сокровищам стоит отнести витражи, сияющие все еще свежими красками в верхних рядах окон. Залы собора залиты льющимся сквозь цветные стекла воистину божественным светом, что действительно создает образ небесного мира. Дионисий Ареопагит, которого считают родоначальником готического искусства, в первой главе своего труда «О небесной иерархии» сказал: «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света». Такое толкование физического света как символа света Божественного заставляло строителей учитывать нематериальную сторону витражей. Чтобы понять, насколько развито это искусство в Германии, достаточно взглянуть на сохранившиеся с 1280 года окна Королей, святых Волхвов или Библейские окна, расположенные в галерее хора и боковой капелле.
Немногие из крупнейших музеев могут представить такие обширные собрания средневековых фресок, мозаик, сложно декорированной мебели и культовых статуй, например триптих Стефана Лохнера «Поклонение Волхвов», который является одной из наиболее известных в мире картин.
Среди реликвий соборной сокровищницы выделяются такие предметы, как посох и цепи Петра. Рядом в отдельных витринах выставлены нагрудные кресты - символ достоинства правящих особ католической церкви. Один из них, созданный в 1893 году из серебра и золота, украшенный эмалью, жемчугом, смарагдами, бриллиантами, принадлежал епископу Герману Иозефу Шмитцу. Достойна внимания так называемая крестовая реликвия, предположительно, вывезенная из Византии в начале XIII века. О страданиях во имя спасения повествует хрустально-золотая дароносица с терновым венцом. Посохом епископа Бердолета из Аахена отмечена мрачная страница истории Кёльнского архиепископства, точнее, время гонений со стороны Наполеона, когда резиденция отцов духовного княжества находилась за пределами Кёльна, в Аахене, где посох был изготовлен... французским ювелиром. С галереи клироса можно увидеть всю внутреннюю часть храма, а наружная галерея позволяет охватить взором целый лес статуй и колонн так же хорошо, как великолепную панораму города.
Очень интересен алтарь «Пяти мавров». Это виртуозное произведение мастеров-резчиков по дереву из Антверпена было создано в 1521 г. Конструкция алтаря устремлена вверх и заполнена множеством фигур. Под ажурными резными балдахинами изображены картины жизни и страданий Христа. Крылья алтаря украшены сценами из жизни кёльнских епископов Анно и Агилольфуса, резные фигуры которых стоят на консолях алтаря. Соединение живописи и резьбы создает совершенно удивительное впечатление.
Соборная картина - центральное живописное произведение, украшающее Кафедральный собор и прославляющее покровителя города, была написана Штефаном Лохнером - выдающимся художником позднего средневековья в 1440 г. Это триптих, средняя часть которого – «Поклонение королей», преподносящих дары божественному младенцу. Боковые картины изображают двух великомучеников: слева в окружении своих соратников стоит св. Гереон, а справа - дева Урзула ведёт свой небольшой отряд. В закрытом виде соборная картина изображает сцену Благовещенья. Полотно изначально предназначалось для капеллы Городского совета и попало в Собор в 1857 г.
Позади верхнего алтаря, между двумя хоровыми пилонами, увенчанными статуями Марии и Христа, сверкает ларец «Трех королей» с мощами святых и мучеников Феликса, Набора и Грегора фон Сполето. Это - бесценная святыня Собора. Ларец был создан в 1180-1220 гг. и имеет форму трехнефной базилики с семью опорами.
Нижний ярус образуют два рядом стоящих саркофага, они являются основанием для третьего, на котором изображены сотворение человека, его спасение и суд. Лобная часть саркофага - Поклонение королей и крещение Христа. Ларец богато украшен цветной эмалью, филигранью, античными геммами и дорогими камнями. Эти великолепные украшения призваны указать на внеземную ценность того, что в нём сокрыто. Творение золотых дел мастера Николауса фон Вердуна, одного из талантливейших представителей искусства средневековья, было с 1660 г. защищено собственным мраморным корпусом. Теперь этот корпус с несколько изменённым позже фасадом находится в северном поперечном нефе Собора.
В готические времена мощи святых благоговейно хранились в драгоценных футлярах и ларцах и были всепочитаемыми святынями. Останки «Трёх святых Королей» сделали Кёльн одним из важнейших мест паломничества в Европе. Уже в 1300 г. тёк сюда, не прерываясь, поток пилигримов. Здесь молились и давали обеты шоты, испанцы, бриты. Сюда на поклонение святым мощам съезжались богомольцы из Италии, Сицилии, Франции. Многочисленные дары и подношения императоров указывают на тесную связь между государственной властью и Собором вплоть до периода Реформации. Сегодня сверкающий драгоценностями, притягивающий к себе все взгляды ларец «Трёх святых Королей» вместе с верхним алтарем является центром Собора. 7
Если возникнет желание полюбоваться прекрасными работами немецких ювелиров, вышивальщиц золотыми нитями, ткачей и резчиков по дереву, посетите сокровищницу кёльнского Кафедрального собора. Здесь можно увидеть произведения искусства необыкновенной красоты, выполненные как древними мастерами, так и нашими современниками. Особое внимание советую обратить на богато расшитую золотом коронационную ризу (до 1742) и великолепной работы ларец, принадлежащий Энгельберту (1633). Уверена, что вы не сможете равнодушно пройти мимо епископских посохов, искусно сделанных руками мастеров XIX-XX вв. И конечно же, остановитесь, чтобы замереть от восхищения перед дароносицей - работой талантливых ювелиров XVIII в.
Как настоящий большой музей, Кафедральный собор в Кёльне невозможно осмотреть за несколько часов. Произведения искусства, живопись и витражи Дома будут притягивать ваше внимание, и хочется верить, что за первой встречей последуют новые. А для любителей и ценителей органной музыки хочу сообщить, что всё лето по вторникам в Кёльнском соборе проводятся бесплатные органные концерты. Они начинаются в 20 часов и пользуются огромной популярностью в городе. Программу таких концертов на весь сезон можно взять у входа в Собор.
Строительство этого величественнейшего и громаднейшего из памятников готического зодчества было начато в 1248 году и стало долгостроем, который продолжался до 1560 года, когда источники финансирования, и до того скудные, иссякли совсем. Три века спустя, в 1842 году, по инициативе прусского короля Фридриха Вильгельма IV собор все же решили достроить. Но предприятие это снова затянулось на годы. Гордость Германии - Кёльнский собор был закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженным подлинным планам и рабочим чертежам. Однако и по сей день продолжается его реставрация, ведь существует поверье, что Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока строительство собора продолжается.
Чудо готической архитектуры расположено прямо у главного железнодорожного вокзала в Кёльне, а его грандиозные легкие башни, эти два 157-метровых Атланта, удерживающие небеса от падения на землю, видны практически из любой точки города. Мало того! Говорят, в хорошую погоду их можно увидеть чуть ли не из Дюссельдорфа, а уж из Бонна - и подавно. Представьте себе 50-этажный небоскреб. Именно в такую высь устремляются башни. Впечатляет, не правда ли? А если вас не пугает высота, вы можете забраться на одну из этих монументальных башен по крутой винтовой лестнице из 509 ступенек и полюбоваться с колокольни необыкновенной панорамой города.
Потрясающа архитектура собора: это и величественные порталы, и башни - те самые башни, взлетающие в небо, которые словно сплетены из темного кружева, и план собора, который представляет собой латинский крест с округленным верхом.
С
Кёльнским собором связана
Когда вы налюбуетесь собором снаружи, заходите внутрь - там вас ждут еще более удивительные сокровища.
Войдя в собор, вы будете поражены красотой и великолепием его витражей, в проектировании и изготовлении которых принимали участие лучшие кёльнские мастера Средневековья. В религии свет всегда был символом созидания, а также спасения. Земным воплощением этих образов являются витражи романских и готических соборов, церквей и часовен - блестящие произведения искусства Средних веков. В своей работе кёльнские «мастера витражных дел» использовали доведенные до совершенства приемы живописи по стеклу. Во время войны, чтобы витражи уцелели, эту культурную ценность сняли и бережно хранили, и теперь мы с вами можем любоваться первозданными, подлинными, сказочно красивыми окнами. Особое впечатление производят знаменитые баварские окна, изготовленные в королевских витражных мастерских Мюнхена и представляющие сцены из раннего христианства, начиная от Иоанна Крестителя (на западе) и кончая первомучеником Стефаном (на востоке). Не менее интересен и новый, освященный в 2007 году, витраж Герхарда Рихтера в южной части поперечного нефа, который состоит из 11 200 одинаковых цветных квадратиков, расположенных в случайном порядке, и напоминает набор пикселей.
Из
многочисленных картин, находящихся
в соборе, конечно же, наиболее известен
великий триптих Стефана
Информация о работе Кельнский собор как шедевр германской архитектуры