Кельнский собор как шедевр германской архитектуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:47, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить особенности германской культуры
Задачи работы:
определить особенности германской архитектуры.
рассмотреть историю создания Кельнского собора.
описать особенности интерьера Кельнского собора.
показать примечательность собора как туристического объекта.

Содержание

I Введение 3
Глава 1 Особенности германской культуры ХV-ХVI вв…. 5
1.1. Особенности культуры Средневековья 5
1.2. Особенности архитектуры ХV-ХVIвв 6
Глава 2 Особенности Кельнского Собора 13
2.1. История создания 13
2.2. Особенности архитектуры Кельнского собора 16
2.3. Основные особенности интерьера 19
Глава 3 Кельнский собор как туристский объект 23
II Заключение 27
III Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

мировая культура.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

      Башни Кельнского собора

      Разумеется, причиной тому были не только бушевавшие в Европе эпидемии и войны и  отсутствие финансовых средств как  следствие их. Заколебалось само средневековое  мировоззрение, благодаря которому и могла изначально возникнуть идея этого гигантского собора, к В XV и XVI веках вместе с победой мировоззрения нового времени изменилась и архитектура. «Готика - это допущенные затраты на безвкусные произведения искусства, которым не хватает красоты, приятности и изысканности». Так сказано в статье И. Г. Зульцера в Лексиконе, появившемся еще в 1778 году. Вскоре, правда, и этой позиции суждено было измениться, чему положили начало гимн Гете Страсбургскому собору и появившееся в 1773 году его сочинение «О немецком зодчестве». Новая оценка готики пережила свой взлет в эпоху немецкого романтизма XIX века и привела, в частности, к возобновлению строительства Кельнского собора. В 1815 году Гете еще раз выступил в защиту готической архитектуры: на этот раз по поводу Кельнского собора. По просьбе коллекционера Сульпиция Буассерэ, который был вдохновлен идеей завершить собор, он отправился в Кельн, чтобы изучить «сказку о вавилонской башне на берегах Рейна», а после этого отправил прусскому министру внутренних дел письмо с рекомендацией поддержать стремление Буассерэ.

      Апсида

      В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами  Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом  Фридрихом Цвирнером, король Пруссии  Фридрих Вильгельм IV дал задание  завершить Кельнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. В 1862 году уже могли быть установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма 1 состоялось празднество в связи с завершением постройки.

      Однако  и после этого торжества строительство  продолжалось: застекляли окна, накладывали  полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших  декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года работы начали с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кельнского собора не завершена и сегодня.

2.3. Основные особенности интерьера

 

     Сегодняшний храм поражает монументальностью, величием и, как ни странно для такой  каменной массы, легкостью. Внутреннее убранство, подобно виду снаружи, изумляет суровым величием и явственно ощутимым духом Средневековья. Изящно устремленные ввысь формы гармонируют с ажурной отделкой фасадов: снаружи здание декорировано множеством опорных пилястр, аркбутанов, фиалов, галерей, сквозных решеток, главный портал украшен скульптурой, декоративной резьбой, стрельчатыми арками, повторяющимися от яруса к ярусу. Звездчатые своды главного зала поддерживают высокие древние колонны.

     Интерьер  включает в себя огромное количество капелл, во многом определяющих грандиозность внутреннего пространства. Масштабы ощущаются не только благодаря абсолютным размерам, но и вследствие перепада высот: нефы и хоры расположены на разных уровнях, кроме того, средний неф в 2,5 раза выше боковых.

     Сегодня в кафедральном соборе Кёльна регулярно проводятся церковные службы и музейные экскурсии, ведь за столетия здесь собрались богатые коллекции живописи, пластики, драгоценностей и церковной утвари. К сокровищам стоит отнести витражи, сияющие все еще свежими красками в верхних рядах окон. Залы собора залиты льющимся сквозь цветные стекла воистину божественным светом, что действительно создает образ небесного мира. Дионисий Ареопагит, которого считают родоначальником готического искусства, в первой главе своего труда «О небесной иерархии» сказал: «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света». Такое толкование физического света как символа света Божественного заставляло строителей учитывать нематериальную сторону витражей. Чтобы понять, насколько развито это искусство в Германии, достаточно взглянуть на сохранившиеся с 1280 года окна Королей, святых Волхвов или Библейские окна, расположенные в галерее хора и боковой капелле.

     Немногие  из крупнейших музеев могут представить такие обширные собрания средневековых фресок, мозаик, сложно декорированной мебели и культовых статуй, например триптих Стефана Лохнера «Поклонение Волхвов», который является одной из наиболее известных в мире картин.

     Среди реликвий соборной сокровищницы выделяются такие предметы, как посох и цепи Петра. Рядом в отдельных витринах выставлены нагрудные кресты - символ достоинства правящих особ католической церкви. Один из них, созданный в 1893 году из серебра и золота, украшенный эмалью, жемчугом, смарагдами, бриллиантами, принадлежал епископу Герману Иозефу Шмитцу. Достойна внимания так называемая крестовая реликвия, предположительно, вывезенная из Византии в начале XIII века. О страданиях во имя спасения повествует хрустально-золотая дароносица с терновым венцом. Посохом епископа Бердолета из Аахена отмечена мрачная страница истории Кёльнского архиепископства, точнее, время гонений со стороны Наполеона, когда резиденция отцов духовного княжества находилась за пределами Кёльна, в Аахене, где посох был изготовлен... французским ювелиром. С галереи клироса можно увидеть всю внутреннюю часть храма, а наружная галерея позволяет охватить взором целый лес статуй и колонн так же хорошо, как великолепную панораму города.

     Очень интересен алтарь «Пяти мавров». Это виртуозное произведение мастеров-резчиков по дереву из Антверпена было создано в 1521 г. Конструкция алтаря устремлена вверх и заполнена множеством фигур. Под ажурными резными балдахинами изображены картины жизни и страданий Христа. Крылья алтаря украшены сценами из жизни кёльнских епископов Анно и Агилольфуса, резные фигуры которых стоят на консолях алтаря. Соединение живописи и резьбы создает совершенно удивительное впечатление.

     Соборная  картина - центральное живописное произведение, украшающее Кафедральный собор и прославляющее покровителя города, была написана Штефаном Лохнером - выдающимся художником позднего средневековья в 1440 г. Это триптих, средняя часть которого – «Поклонение королей», преподносящих дары божественному младенцу. Боковые картины изображают двух великомучеников: слева в окружении своих соратников стоит св. Гереон, а справа - дева Урзула ведёт свой небольшой отряд. В закрытом виде соборная картина изображает сцену Благовещенья. Полотно изначально предназначалось для капеллы Городского совета и попало в Собор в 1857 г.

     Позади  верхнего алтаря, между двумя хоровыми пилонами, увенчанными статуями Марии  и Христа, сверкает ларец «Трех королей» с мощами святых и мучеников Феликса, Набора и Грегора фон Сполето. Это - бесценная святыня Собора. Ларец был создан в 1180-1220 гг. и имеет форму трехнефной базилики с семью опорами.

     Нижний  ярус образуют два рядом стоящих  саркофага, они являются основанием для третьего, на котором изображены сотворение человека, его спасение и суд. Лобная часть саркофага - Поклонение королей и крещение Христа. Ларец богато украшен цветной эмалью, филигранью, античными геммами и дорогими камнями. Эти великолепные украшения призваны указать на внеземную ценность того, что в нём сокрыто. Творение золотых дел мастера Николауса фон Вердуна, одного из талантливейших представителей искусства средневековья, было с 1660 г. защищено собственным мраморным корпусом. Теперь этот корпус с несколько изменённым позже фасадом находится в северном поперечном нефе Собора.

     В готические времена мощи святых благоговейно хранились в драгоценных футлярах и ларцах и были всепочитаемыми святынями. Останки «Трёх святых Королей» сделали Кёльн одним из важнейших мест паломничества в Европе. Уже в 1300 г. тёк сюда, не прерываясь, поток пилигримов. Здесь молились и давали обеты шоты, испанцы, бриты. Сюда на поклонение святым мощам съезжались богомольцы из Италии, Сицилии, Франции. Многочисленные дары и подношения императоров указывают на тесную связь между государственной властью и Собором вплоть до периода Реформации. Сегодня сверкающий драгоценностями, притягивающий к себе все взгляды ларец «Трёх святых Королей» вместе с верхним алтарем является центром Собора. 7

     Если  возникнет желание полюбоваться прекрасными работами немецких ювелиров, вышивальщиц золотыми нитями, ткачей и резчиков по дереву, посетите сокровищницу кёльнского Кафедрального собора. Здесь можно увидеть произведения искусства необыкновенной красоты, выполненные как древними мастерами, так и нашими современниками. Особое внимание советую обратить на богато расшитую золотом коронационную ризу (до 1742) и великолепной работы ларец, принадлежащий Энгельберту (1633). Уверена, что вы не сможете равнодушно пройти мимо епископских посохов, искусно сделанных руками мастеров XIX-XX вв. И конечно же, остановитесь, чтобы замереть от восхищения перед дароносицей - работой талантливых ювелиров XVIII в.

     Как настоящий большой музей, Кафедральный собор в Кёльне невозможно осмотреть  за несколько часов. Произведения искусства, живопись и витражи Дома будут притягивать ваше внимание, и хочется верить, что за первой встречей последуют новые. А для любителей и ценителей органной музыки хочу сообщить, что всё лето по вторникам в Кёльнском соборе проводятся бесплатные органные концерты. Они начинаются в 20 часов и пользуются огромной популярностью в городе. Программу таких концертов на весь сезон можно взять у входа в Собор.

 

Глава 3  Кельнский  собор как туристский объект

 

     Строительство этого величественнейшего и громаднейшего  из памятников готического зодчества было начато в 1248 году и стало долгостроем, который продолжался до 1560 года, когда источники финансирования, и до того скудные, иссякли совсем. Три века спустя, в 1842 году, по инициативе прусского короля Фридриха Вильгельма IV собор все же решили достроить. Но предприятие это снова затянулось на годы. Гордость Германии - Кёльнский собор был закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженным подлинным планам и рабочим чертежам. Однако и по сей день продолжается его реставрация, ведь существует поверье, что Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока строительство собора продолжается.

     Чудо  готической архитектуры расположено  прямо у главного железнодорожного вокзала в Кёльне, а его грандиозные  легкие башни, эти два 157-метровых Атланта, удерживающие небеса от падения на землю, видны практически из любой точки города. Мало того! Говорят, в хорошую погоду их можно увидеть чуть ли не из Дюссельдорфа, а уж из Бонна - и подавно. Представьте себе 50-этажный небоскреб. Именно в такую высь устремляются башни. Впечатляет, не правда ли? А если вас не пугает высота, вы можете забраться на одну из этих монументальных башен по крутой винтовой лестнице из 509 ступенек и полюбоваться с колокольни необыкновенной панорамой города.

     Потрясающа  архитектура собора: это и величественные порталы, и башни - те самые башни, взлетающие в небо, которые словно сплетены из темного кружева, и план собора, который представляет собой латинский крест с округленным верхом.

     С Кёльнским собором связана поистине мистическая история. Дело в том, что во время Второй мировой войны, когда союзники стерли с лица земли почти весь Кёльн (центр города был разрушен на 90%), собор уцелел практически полностью. В это трудно поверить, ведь башни собора нельзя не заметить! Однако в подтверждение этой информации в Кёльне сегодня продаются фото послевоенных руин, среди которых гордо возвышается это красивейшее здание. Объяснить сей факт пытаются по-разному. Собственно, есть две основные версии того, почему англо-американская авиация его не тронула. По первой из них, человеческой (или, как теперь говорят, гуманитарной), собор пожалели как культурную ценность. По второй, еще более человеческой, потому что она более правдоподобна, готическая громада не тронула чувства союзников, а просто служила отличным ориентиром для пилотов.

     Когда вы налюбуетесь собором снаружи, заходите внутрь - там вас ждут еще  более удивительные сокровища.

     Войдя в собор, вы будете поражены красотой и великолепием его витражей, в  проектировании и изготовлении которых  принимали участие лучшие кёльнские мастера Средневековья. В религии свет всегда был символом созидания, а также спасения. Земным воплощением этих образов являются витражи романских и готических соборов, церквей и часовен - блестящие произведения искусства Средних веков. В своей работе кёльнские «мастера витражных дел» использовали доведенные до совершенства приемы живописи по стеклу. Во время войны, чтобы витражи уцелели, эту культурную ценность сняли и бережно хранили, и теперь мы с вами можем любоваться первозданными, подлинными, сказочно красивыми окнами. Особое впечатление производят знаменитые баварские окна, изготовленные в королевских витражных мастерских Мюнхена и представляющие сцены из раннего христианства, начиная от Иоанна Крестителя (на западе) и кончая первомучеником Стефаном (на востоке). Не менее интересен и новый, освященный в 2007 году, витраж Герхарда Рихтера в южной части поперечного нефа, который состоит из 11 200 одинаковых цветных квадратиков, расположенных в случайном порядке, и напоминает набор пикселей.

     Из  многочисленных картин, находящихся  в соборе, конечно же, наиболее известен великий триптих Стефана Лохнера (XV век) «Поклонение волхвов», расположенный  на алтаре слева от основного входа.

Информация о работе Кельнский собор как шедевр германской архитектуры