Кельнский собор как шедевр германской архитектуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:47, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить особенности германской культуры
Задачи работы:
определить особенности германской архитектуры.
рассмотреть историю создания Кельнского собора.
описать особенности интерьера Кельнского собора.
показать примечательность собора как туристического объекта.

Содержание

I Введение 3
Глава 1 Особенности германской культуры ХV-ХVI вв…. 5
1.1. Особенности культуры Средневековья 5
1.2. Особенности архитектуры ХV-ХVIвв 6
Глава 2 Особенности Кельнского Собора 13
2.1. История создания 13
2.2. Особенности архитектуры Кельнского собора 16
2.3. Основные особенности интерьера 19
Глава 3 Кельнский собор как туристский объект 23
II Заключение 27
III Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

мировая культура.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Второе  течение немецкой архитектуры в  течение 16 века охватывает главным  образом области южной Германии и ее главнейшие центры Ульм, Нюрнберг, Ауксбург. В постройках южной германии выступают такие ренессансные черты, как гармоничность пропорций, упорядоченность плана  и распределение архитектурных масс по горизонтали. Тяготение к живописности архитектурного построения, типичное для немецкого искусства не пропадает и в этих зданиях, а сосуществует в них рядом с упомянутыми чертами. Так, несмотря на четкость членения стены, последняя и здесь не выявлена как конструктивная несущая часть здания, а продолжает трактоваться как поле для живописной разработки. Башенки, выступы стены, фронтоны применяются и здесь, подчиняясь законом новой упорядоченности.

     Так, общая композиция дворца Ландсгут в  Баварии строится по принципу расположения замкнутых пространств и галерей  вокруг удлиненного двора, окруженного  колоннадой с полукруглыми арками. Создается впечатление большой четкости и ритмичности, которое в значительной мере распространяется так же и на оформление внутренних помещений. Античное явление встречается в герцогском дворце в Мюнхене, где работали итальянские архитекторы.

     В южной Германии воздвигались здания более свободные по композиции, сохранявшие близость к старым традициям немецкого зодчества даже при применение новых архитектурных форм, например ратуша в Ротенбурге. Продолжалось использование фархверковых построек, в особенности в небольших городах, где они образуют привлекательные уголки в городской застройке. Примером этого может служить украшенная старинным фонтаном маленькая площадь в Мильтенберге. Постепенно на протяжение всего 16 века из названных направлений вырабатывается своеобразный стиль, который подготовляет создание барочных форм. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т.д.), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих. Параллельно возрастает тяготение к повышенной декоративности и нарядности, которая имеет много точек соприкосновения со средневековой архитектурой. Огромные богато декорированные ступенчатые фронтоны, нарядные украшенные скульптурой порталы, разнообразные по форме  и размерам выступы стены, башни, лестницы, подчиняясь единству замысла, приобретают иной смысл. Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. Примерами могут служить памятники юго-западной Германии – так называемый Фрауэнхаус в Страсбурге и замок в Штутгарте с замечательными трехэтажными галереями, окружающими внутренний двор.

     В знаменито Гейдельбергском замке  дается особенно яркое воплощение этого  стиля. Фасад сплошь заполнен предельно живописной декорацией, не оставляющей не единого участка стены свободным. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом , статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. В плане здесь обнаруживается большая четкость и распределение внутренних помещений, которые не нанизываются случайно одно за другим, а следуют определенному замыслу. В этом же стиле создается целый ряд замков и особняков по всей Германии, в том числе в крупных городах – Нюрнберге, Бремене, Любеке и других.

     Непрерывно  растущая склонность к пышному и  богатому оформлению интерьера с  особой силой дает о себе знать в церковном строительстве. Активизирующий орнамент, массивные колонны, заменившие пучки колонн средневековых соборов, в некоторых церквах сочетаются с готическими арками, свободные пространства стены заполняются сплошь живописной декорацией ( Мюнхен церковь св. Михаила).4

     Во  второй половине 16 века в германии выдвигается  несколько крупных архитекторов. Во главе Страсбурской школы архитекторов, распространившей свое влияние по всей Германии, стоял архитектор и теоретик Вендель Диттерлейн участвовавший в постройке Фрауэнхауса в Страсбурге  и явившийся одним из проводников классического стиля на почве Германии. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью. Рядом с ним в Страсбурге выступает Ганс Штох, принимавший участие в постройке Гейдельбергского замка. Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики).

 

Глава 2  Особенности  Кельнского Собора

2.1. История создания

 

     15 августа 1248 года — в праздник Вознесения Пресвятой Девы Марии, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень (на месте храма IX века) в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства.

     Кёльн, один из самых богатых и политически  могущественных городов тогдашней  Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

     Была  и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из Миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — «Рака Трёх королей», одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.

     27 сентября 1322 г. был освящен законченный  хор собора, длина которого составляла 41 м., ширина — 45 м., высота центрального  нефа — 43 м., высокие стрельчатые  окна верхнего ряда с цветными  витражами достигали 17 метров.

     Строительство храма шло чрезвычайно медленно, что, в общем-то, объяснимо, учитывая грандиозность проекта. Но в 1517 году и оно прервалось в связи с начавшейся Реформацией. Эти драматические события, как и дальнейшие исторические катаклизмы, связанные с Тридцатилетней войной, привели к значительному оскудению церковных средств.5

     Разумеется, причинами, не способствовавшими работе, были не только бушевавшие в Европе эпидемии и войны и отсутствие финансовых средств как их следствие. Заколебалось само средневековое мировоззрение, благодаря которому и могла изначально возникнуть идея этого гигантского собора. В начале XV в. изменились взгляды на саму архитектуру. На смену готике приходило высокое искусство Ренессанса, в результате господства которого интерес к громадному готическому сооружению совсем пропал.

     Таким образом, работы на южной башне прекратились к 1450 г., а затем полностью остановилась и вся стройка. К примеру, на гравюре  немецкого художника Антона Вездена, запечатлевшего Кёльн 1531 г., изображен  только гигантский остов собора, вокруг которого — ни души.

     К 1790 г. этот грустный пейзаж почти не изменился. Кёльнский собор стоял  с недостроенным каркасом, к тому же еще и требующим ремонта. Между  хором и 59-метровой южной башней, выглядевшей как могучий обломок, упиравшийся в небо, располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, доведенный до высоты лишь в 13 метров. Впрочем, даже такая картина позволяла представить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада.

     Положение изменилось лишь в начале XIX в., когда  на волне немецкого романтизма произведения готики стали рассматриваться как образцы полузабытого, но прекрасного зодчества. Появился даже новый стиль — неоготика. В Германии все чаще стали звучать призывы к возобновлению строительства Кёльнского собора, составлявшего гордость немецкой архитектуры.

     В 1815 году в защиту готической архитектуры  выступил и сам Иоганн Вольфган Гете, издав сочинение «О немецком зодчестве». Более того, он отправился в Кёльн, чтобы на месте изучить «сказку  о вавилонской башне на берегах  Рейна», после чего направил прусскому министру внутренних дел письмо с рекомендацией поддержать идею окончания строительства собора, одобренную и другими немецкими учеными. Важную роль также сыграл и экономический подъем Германии.

     В 1842 г., после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV распорядился продолжить строительство Кёльнского собора по первоначальным планам и 4 сентября 1842 г. сам заложил первый камень.

     Через двадцать лет (в 1862 г.), после того как  были установлены строительные покрытия на продольном и поперечном нефах, началось возведение двух главных башен, высотой 157 метров каждая. И уже в октябре 1880 года в присутствии германского  императора Вильгельма I прошли торжества в связи с завершением постройки. Однако и после торжеств в соборе продолжались различные строительные работы: стеклили окна, укладывали полы и, в конце концов, приступили к отделке интерьера.

     В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула. Обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок.

     После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй Мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры.

     Стоит отметить, что Кёльнский собор  был самым высоким зданием  мира в 1880–1884 годах.6

2.2. Особенности архитектуры Кельнского собора

    Кёльнский собор был самым высоким зданием  мира в 1880–1884 годах.

    Стены, своды и пол выложены серым  рейнским камнем, добытым в каменоломнях под Бонном. Стройные 44-метровые колонны, словно стволы древнего леса, поддерживают высокие своды, уложенные в форме  звезд. Ощущение огромности пространства создается еще и перепадом высот: центральный неф более чем вдвое выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. За высоким алтарем возвышается золотой саркофаг, украшенный драгоценными камнями. Это рака Трех королей, Трех волхвов, которые первыми увидели свет Вифлеемской звезды и поспешили принести дары младенцу Христу. Эта сцена запечатлена на знаменитом престольном образе «Поклонение волхвов» работы Стефана Лохнера (1440 г.), размещенном в капелле Девы Марии.

    Огромный  основной зал собора окружен множеством часовен-капелл, в одной из которых погребен основатель Кёльнского собора епископ Конрад фон Хохштаден. В соборе находится множество значительных произведений средневекового искусства. Это и резные готические скамьи в хоре, и фрески над скамьями, и главный алтарь. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи — окна Трех королей, — а в галерее хора, в боковой капелле, находятся так называемые Библейские окна.

    Две крутые винтовые лестницы в 509 ступеней каждая ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах двух обрамляющих  собор башен. Главный колокол  Кёльнского собора «Петер», весом 24 тонны, является самым большим «действующим»  колоколом в мире. Он отлит сравнительно недавно — в 1923 году. А старинный колокол «Претиоза» («Изысканный»), отлитый в 1448 г., весом в 11 тонн, свое название получил из-за удивительного по чистоте тона. Два других колокола Кёльнского собора имеют названия «Специоза» и «Колокол Трех королей». С 1908 г. колокола приводят в Действие при помощи электричества.

      Кельнский собор, вид с восточной  стороны 

      27 сентября 1322 года был освящен  хор Собора: длина - 41 метр, ширина 45 метров, высота среднего нефа - 43 метра, окон верхнего ряда  из цветного стекла - более 17 метров.

      Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремленные ввысь стройные колонны  хора, который уже в годы его  создания рассматривали как чудо искусства. Кельнский собор стоял  незаконченным каркасом, требующим  едва ли не ремонта. Между хором, завершенным стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в и небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы на южной башне были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью оставлена.

Информация о работе Кельнский собор как шедевр германской архитектуры