Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:06, курсовая работа
После анализа творчества Айвазовского Ивана Константиновича установлено, что одним из выдающихся шедевров русской пейзажной живописи маринистов XIX века признана картина «Радуга». На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.
Мы смотрим на картину, и мы, словно, находимся в центре этого шторма, даже чувствуем солёный запах холодной воды, и видим всё через неуёмные капли ливня. Мы находимся в картине.
Всё кругом перевернулось, небо слилось с морем, линия горизонта разорвана. Справа, за пеной моря, за стойкой пеленой воды, видна спасительная земля. Но это острые скалы, и спасение может обернуться гибелью.
Впереди слабо виден накренившийся корабль. С него бегут люди, одна шлюпка спускается на воду, другая уже подхвачена лихими волнами, и люди в ней изо всех сил борются за свою жизнь.
Рассмотрим детальнее стаффаж: шлюпку на волнах. Однако в этой картине она является скорее не второстепенным элементом, а своеобразным центром.
Стаффаж (от нем. Staffage – украшение картин фигурами) – в пейзажной живописи так называют то, что не относится к пейзажу (фигуры людей, животных, птиц). Изображались для оживления вида картины. Часто стаффаж рисовался не автором картины, а другим художником.
В шлюпке изображены тринадцать человек. Некоторые съёжились в страхе, кто-то вцепился в края лодки, один из них гребёт, на носу мужчина (страха не видно ни в его лице, ни в позе) высматривает спасительную дорогу. Видим мы и человека в красной рубашке, потрясающего кулаком на море. Но есть среди этих людей и кое-что необычное, чего сразу и не замечаешь: седовласый, бородатый мужик в жилете смотрит вдаль и машет шляпой…
Что это? Что увидел он? Землю?
Но земля представлена скалами, таящими в себе смерть. Нет, мужчина заметил радугу! И он радуется этому.
И действительно, радуга предвестница конца шторма, и если посмотреть на небо, то увидим, что в некоторых местах оно стало проясняться. Осталось продержаться ещё немного, и люди будут спасены.
Радуга здесь метафорична, и, возможно, отсылает к библейской истории о том, когда Бог простил Ноя, после Всемирного потопа, на небе появилась радуга.
Настроение этой картины можно воспринимать по-разному, всё зависит от зрителя. Она может казаться и оптимистичной, вселять надежду, а может вселять и ужас перед величием и несоизмеримой мощью природы.
Написана картина в 1873-ем году. Сейчас хранится в Третьяковской галерее. Окончательное название «Радуга» получила не сразу.[6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя анализ данной курсовой работы, можно сделать вывод, что все поставленные задачи являются решенными.
В первой главе курсовой работы я выявила особенности русской пейзажной живописи маринистов XIX века: художники, изображению родной природы, опирались не только на опыт пейзажистов предшественников, но и на художественную литературу, которая имела в то время первостепенное значение в общественной жизни России. К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм (морские пейзажные картины). Маринизм – или Марина - (ит. marina, от лат. marinus — морской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в.
Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты.
Во второй главе моей исследовательской работы я установила, что картина «Радуга» является новым этапом в творчестве И.К. Айвазовского. Картина «Радуга» И. К. Айвазовского явилась ответом художника на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера письма не современна, а дарование иссякает.
Обосновала возможность экспонирования картины «Золотая осень» в качестве шедевра для «Выставки одного шедевра»:колорит картины – это изысканные оттенки и переходы голубоватых, розовых, зеленых, лиловых тонов. Поток солнечного света, проникающий сверху вниз сквозь весь этот хаос, ложится на воду разноцветной радугой. Как мираж, радуга то мерцает, то исчезает – прозрачная, чарующая, мягкая. Волны становятся меньше и уже не несут опасности. Радуга обещает спасение. Уныние людей, спасающихся на шлюпке, сменяется оживлением. Кто-то поднял вверх руки, благодаря Всевышнего. Простота сюжет и сложность красок восхищает.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Каратыгин П. П., "Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХLII-летняя деятельность (1836—1881 годы)."— "Русская старина", 1878, тт. 21, 22,23; 1881, т. 31. Составлена на основании стенографических записей рассказов И. К. Айвазовского.
2.Качиони С. А., "Библиография И. К. Айвазовского", журнал "Новь" за 1885—1886 годы.
3.Семевский М. И., "Иван Константинович Айвазовский. Полувековая годовщина его художественной деятельности."—"Русская старина", 1877, октябрь, стр. 263—272.
4. Семевский М. И., "Иван Константинович Айвазовский. К воспоминаниям о его юбилее 26-го сентября 1877 г.", "Русская старина", ноябрь 1877 г. стр., 583—590.
5. Мазиров Л. Е., "Иван Константинович Айвазовский. "По поводу его пятидесятилетнего юбилея, сборник статей из «Правительственного вестника», Спб., 1888.
6. Булгаков Ф. И., "Новые картины профессора И. К. Айвазовского", 1891. Фототипическое издание.
7. Собко Н. П., Словарь русских художников, т. I, Спб , 1893.
8. Булгаков Ф. И., Альбом 120-й выставки картин И. К. Айвазовского, Спб., 1896.
9. Гейман В. Д., Иван Константинович Айвазовский. К столетию со дня рождения: 17 июля 1817 г. — 17 июля 1917 г., «Известия Таврической ученой архивной комиссии», № 55.
10. Гейман В. Д., И. К. Айвазовскому, к столетию со дня рождения: 17 июля 1817 г. — 17 июля 1917 г., Феодосия, 1917.
О. А. Лясковская, "Великий русский маринист", "Искусство", 1951, № 1.
11. Яковлев В. Н., "О великих русских художниках", М., 1952.
Приложение А
Репродукция «Радуга»
Иван Константинович Айвазовский
Радуга, 1873г, XIX век
Государственная Третьяковская Галерея
Приложение Б
Аннотация к произведению
Картина Айвазовского Ивана Константиновича «Радуга» признана одним из выдающихся шедевров русской пейзажной живописи маринистов второй половины XIX века.
После долгих путешествий И.К. Айвазовский вернулся в Феодосию, для него не было земли лучшей, чем его родные края, хотя природа Феодосии в сравнении с роскошными пейзажами Южного Крыма скупа и
Сурова . Он любил Италию, не раз возвращался туда, чтобы вновь и вновь
пережить ощущения ранней молодости и пополнить свою зрительную память. Ему нравилась Испания с ее жгучим солнцем, он с особым чувством не однажды бывал в Греции, мужественному народу которой посвятил не одну картину. Он пересекал атлантический океан, бывал в Америке, объездил всю Россию, путешествовал по Волге, жил в Харькове, но домом своим считал Феодосию. «Мой адрес – всегда в Феодосии», - сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову.
Напряженно и взволнованно работал Айвазовский в своей мастерской
в Феодосии в течение весны, лета и осени, а зимой отправлялся с
исполненными картинами в Петербург для открытия там очередной выставки своих произведений. В течение жизни им было устроено более 120 персональных выставок. Он открывал их не только в российских столицах, но и во многих губернских городах – Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Керчи, Феодосии. Для тех лет это было явлением совершенно необычным.
В 1848 году дом и рабочая мастерская И.К. Айвазовского построена, а в 1865 году художник открыл и задуманную им школу, она стала называться «Общая мастерская». Здесь он жил и творил до конца своей жизни и именно здесь была создана великий шедевр маринизма И.К. Айвазовского картина «Радуга»
Многие его картины, изображающие восходы, закаты, лунные ночи,
морские бризы, написаны, кажется, с непринужденной, покоряющей легкостью. Они воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации. В частности «Радуга», ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов.
На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.
Мы смотрим на картину, и мы, словно, находимся в центре этого шторма, даже чувствуем солёный запах холодной воды, и видим всё через неуёмные капли ливня. Мы находимся в картине.
Всё кругом перевернулось, небо слилось с морем, линия горизонта разорвана. Справа, за пеной моря, за стойкой пеленой воды, видна спасительная земля. Но это острые скалы, и спасение может обернуться гибелью.
Картина явилась вершиной в творчестве Айвазовскогои по сей день известна всему миру. На сегодняшний день картина «Радуга» кисти Айвазовского Ивана Константиновича хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.