Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:06, курсовая работа
После анализа творчества Айвазовского Ивана Константиновича установлено, что одним из выдающихся шедевров русской пейзажной живописи маринистов XIX века признана картина «Радуга». На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.
Аннотация
Литневская Н.А. Выставка одного шедевра.
Картина «Радуга»
кисти Айвазовского Ивана Константиновича. –
Челябинск УралГУФК, ТиСКС; 2012, 31 с.
Библиография литературы – 10 наименований
После анализа творчества Айвазовского Ивана Константиновича установлено, что одним из выдающихся шедевров русской пейзажной живописи маринистов XIX века признана картина «Радуга».
На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.
Основоположником данного жанра маринизм в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.
Собственная живописная манера Айвазовского складывается уже к 40-м годам 19 века. Он отходит от строгих классических правил построения картины, умело использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные картины, в которых умело, переданы различные эффекты воды и пены, теплые золотистые тона побережья.
На сегодняшний день картина «Радуга» кисти Айвазовского Ивана Константиновича хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ МОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
1.2 Характеристика русского искусства XIX века……………………………...4
1.2 Творчество Ивана
2.«РАДУГА» ВЫДАЮЩАЯСЯ КАРТИНА И.К. АЙВАЗОВСКОГО 1983 ГОДА
2.1 Описание и анализ
картины «Радуга»………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПОСИОК ……………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А Репродукция «Радуга»……………………..…………………. 26
Приложение Б Аннотация к репродукции………………………..……………27
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы - картина «Радуга» И.К. Айвазовского. Шедевр русских маринистических картин 19 века.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что картина «Радуга» одна из самых лучших работ И.К. Айвазовского. Ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. На сегодняшний день картина «Черное море» И.К. Айвазовского хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. И по сей день известна всему миру и имеет широкое значение в маринизме.
Теоритическая база исследования. Основные черты русских морских картин второй половины XIX века освещены в работах отечественных ученых и критиков: А.П. Боголюбов, М.Н. Воробьев; Нельзя не отметить в этом списке имена Л.Ф. Лагорио, И.П. Похитонова, Р.Г. Судковского, Н.Н. Дубовского, К.Ф.Богаевского. Айвазовский и Боголюбов своим влиянием значительно способствовали широкому распространению этого рода искусства в России. Также использовались ресурсы Интернета, откуда были взяты фотоматериалы и некоторая информация по курсовой работе
Объект исследования – русская морская живопись второй половины XIX века.
Предмет исследования – творчество художника мариниста Айвазовского Ивана Константиновича.
Цель исследования – выявить характерные черты русской живописи художников маринистов второй половины XIX века запечатленные в картине «Радуга» кисти Ивана Константиновича Айвазовского.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности русской живописи художников маринистов второй половины XIX века;
2. Определить предпосылки зарождения русской морской живописи второй половины XIX века в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского;
4. Обосновать возможность
экспонирования картины «
Методы курсового исследования: аналитический (изучение литературы по данной теме), сравнительный, синтетический (обобщение собранных сведений).
Курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость, т. к. представленный материал можно использовать в качестве источника информации по русской живописи художников маринистов второй половины XIX века и по творчеству Ивана Константиновича Айвазовского.
1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ МАРИНИСТОВ XIX ВЕКА
1.2 Характеристика русского искусства XIX века
В русской пейзажной живописи начала XIX века работали и такие известные в то время художники, как Ф. Я Алексеев, М. М. Иванов, Ф. М. Матвеев, которые находили в самой природе поэзию и красоту. Знакомство с их произведениями сыграло определенную роль в формировании таланта будущего мариниста Айвазовского.
Море появилось в
К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм (морские пейзажные картины). Маринизм – или Марина - (ит. marina, от лат. marinus — морской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в.
Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В XIX столетии изображенное море, морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.
Пейзаж в этот период понимается
как портрет данной местности. Написанный
с натуры, он выражает миропонимание
художника через
Значительное внимание морскому пейзажу уделяли М. Н. Воробьев и С. Ф. Щедрин. Дальнейшее свое развитие морской пейзаж получил в творчестве И. К. Айвазовского и его современников. Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835). Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-х годах, когда художник завоевывает европейскую известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода - картина «Девятый вал» (1850). Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства.[7]
Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Слава одного из самых лучших маринистов пришла к художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти лет.
Искусство таких живописцев, как А. А. Борисов, А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, развивалось самостоятельно, другие маринисты, работавшие в это время, в той или иной мере испытали влияние творчества Айвазовского. Под прямым влиянием Айвазовского сложились русские маринисты Боголюбов, Лагорио, Богаевский, Судковский, Феслер, Ганзен и такой самобытный пейзажист, как А. Куинджи.
Без всякого сомнения, А. П. Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Б. заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, напр., морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Впрочем, значение Б. как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Б. знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами - Бегровым, Судковским, Орловским, Васильевым - являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являются его учениками.[3]
1.2 Творчество Ивана Константиновича Айвазовского