Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:06, курсовая работа
После анализа творчества Айвазовского Ивана Константиновича установлено, что одним из выдающихся шедевров русской пейзажной живописи маринистов XIX века признана картина «Радуга». На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.
Айвазовский был человеком непосредственным, живым, активным, легко загорающимся от едва мелькнувшей мысли. И в своем творчестве и в повседневном быту он был юношески быстр в осуществлении своих замыслов. Эта черта его характера сохранилась до глубокой старости. Она придала его искусству драгоценные свойства — живость и непосредственность, которых часто недостает молодым художникам. Несмотря на то, что Айвазовский был по природе нетерпелив, при создании своих произведений он всегда доводил их до высокой степени законченности. Мы не знаем незавершенных полотен Айвазовского (за исключением последней картины, работу над которой прервала внезапная смерть художника). А в его наследии очень мало картин, подвергавшихся переделкам. В общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее; любая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта.
Ялта по справедливости считается одним из самых красивых мест в Крыму, недаром ее прозвали „жемчужиной Крыма". Айвазовский показал красоту крымской природы, и по его картинам русское общество впервые познало природу этого края. Много раз Айвазовский писал Ялту. Пять полотен находятся в Феодосийской галерее. Рассматривая их, мы восхищаемся поразительным талантом великого мариниста, умевшего воспринимать не внешние признаки природы, а то, что составляет самые драгоценные черты ее: вечную подвижность, изменчивость, разнообразие ее состояний, зависящих от освещения, влажности воздуха, времени года, дня и т. д.
Айвазовский тонко почувствовал,
что прелесть и красота Ялты
состоят не только в рисунке
бухты у подножия города, и не
в устойчивости очертания гор, по
склонам которых тесно лепятся
городские постройки, и не в перспективе,
открывающейся на мыс Аю-Даг, а
в неповторимости, изменчивости состояний
и красок природы в этом крае,
которые и придают такое
На трех картинах Феодосийской галереи Ялта изображена в вечерний предзакатный час. Четвертая картина изображает раннее утро, когда солнце, вставшее над горизонтом, окрашивает в лиловато-розовый цвет влажную пелену, окутывающую и дальние горы, и постройки города, и парусный корабль в гавани. Пятая картина, вновь вернувшаяся в Феодосию из частного собрания г.Риги, хотя и показывает Ялту в то же время суток, по живописному содержанию совершенно иная. Она гораздо богаче по колориту и композиции и отчетливее передает трудноуловимое состояние природы.
В 60-х годах наступил полный
расцвет дарования
Айвазовский, несмотря на исключительное
дарование, в течение всей жизни
развивал и обогащал свой талант непрерывной
работой. В живописи для него будто
не существовало никаких сложных, а
тем более неразрешенных
Подобный метод создания
картин существенно отличался от
метода работы классиков русской
реалистической живописи. Прежде чем
приступить к картине, Суриков, Репин,
Шишкин и многие другие мастера долго
работали над эскизами. Потом, когда
эскизы в основном были сделаны, они
собирали этюдный материал и только
после большой подготовительной
работы годами трудились над созданием
самой картины. Такой последовательности
в творческом процессе придерживались
выдающиеся мастера русской живописи
XIX века. Так же работали
над своими картинами художники-
Айвазовский писал иначе. Он очень легко переходил от первого замысла к его воплощению, расширяя и обогащая первоначальную идею в процессе работы над картиной.
Он писал импровизируя. Успех такого на первый взгляд простого способа полностью зависел от таланта художника. Работая без натуры и без предварительных этюдов, художник должен был прежде всего обладать великолепной зрительной памятью и способностью восстановить в воображении четкий зрительный образ чего-то давно увиденного в природе. Художник при этих условиях должен владеть повышенным чувством отбора, ясно представлять себе, что является самым существенным, самым выразительным в задуманном образе. Приняв во внимание, что память не может длительное время держать в первозданной ясности вызванный к жизни им самим образ, художник, работая „по воображению", должен обладать высоким мастерством, так как ему надо писать быстро, приемом а-ля прима, не допускающим никаких переделок и даже исправлений.
Уверенность и легкость, с какой писал Айвазовский свои картины, блестящие результаты, которых он при этом часто достигал, изумляли современников и способствовали широкому распространению его славы.
В творчестве Айвазовского
многое поражало современников художника.
По его полотнам широкие слои русского
общества знакомились с морской
стихией; необычайным было и поэтическое
претворение образов и
Стиль работы Айвазовского не был обусловлен случайно найденными техническими приемами, он полностью отвечал его натуре, его дарованию. И только счастливым сочетанием личных черт характера и таланта с правильно найденным методом работы можно объяснить ту поистине моцартовскую легкость, с какой творил Айвазовский.
Ф. Ф. Львов — секретарь общества поощрения художеств, близко знавший Айвазовского,— писал: «Помню, какой восторг произвел тогда Айвазовский своими картинами, доставившими ему золотую медаль и право быть посланным за границу... Тогда уже Иван Константинович удивлял всех своей плодовитостью, а в баталическом классе профессора Зауэрвейда (где Айвазовский работал.— Н. Б.) почти ежедневно сменялись холсты на его мольберте. Уже тогда не было пределов воображению Айвазовского. Завистники говорили, что он работает рутинно, что он пишет подносы, а не картины, и прочее, но последствия доказали противное". Айвазовский был гармонически развитой личностью. Его замыслы, чувства и острота восприятия окружающего мира находились в полной гармонии с творческими возможностями и средствами выражения, которыми он владел. Художнику были чужды бесплодные поиски или разлад между замыслом и выполнением. Получалось как-то само собой, что все замыслы очень легко воплощались, и поэтому труд художника действительно был истинным наслаждением для него.
Конечно, не во всех произведениях Айвазовский достиг одинаково высокого уровня исполнения. Художник, работающий ежедневно, не может быть постоянно в одинаковом творческом состоянии. Его взволнованность в процессе работы то повышается, то падает, и результаты работы над картиной в зависимости от этого меняются.
Если художник работает длительное
время над одним произведением,
то колебания творческого
Айвазовский работал быстро и не допускал никаких переделок в процессе работы, и это сказывалось на его произведениях. Бывало, что свои небольшие картины Айвазовский писал в течение одного сеанса и в дальнейшем к ним не возвращался. То, что он успевал сделать за один день, зачастую и было конечным результатом его работы. Естественно, что при таких условиях качество его работы было подвержено многим случайностям и оказывалось далеко не равноценным. И все же его творчество стояло на высоком уровне благодаря блестящему мастерству исполнения.
Казалось бы, художник достиг полной славы, материального
благополучия. Он был немолод, но так же, как и в ранней юности, продолжал неустанно трудиться. Без творчества, ежедневной работы он не мыслил жизни. Айвазовский устанавливал на мольберте огромные холсты и безбоязненно творил на них море. Одна из лучших его картин Среди волн написана им, когда ему было восемьдесят лет. Отвечая своему биографу Н. Н. Кузьмину, он писал за полгода до смерти: «На Ваш вопрос, какие картины я считаю лучшими, я ответить не могу… положительно в каждой есть что-нибудь удачное. Между всеми моими произведениями, которых, вероятно, в свете до 6000, я не могу выбрать. Вполне они меня не удовлетворяют. И теперь поэтому продолжаю я писать. Я стараюсь, по возможности, исправить прежние недостатки… «Благодаря Бога, я чувствую себя здоровым и нисколько не ослабевшим к искусству.»
Доказательство тому – нынешнее лето – я не помню, чтобы в продолжение 60- летней деятельности я так много бы писал. О достоинстве их я не скажу, но что их писал с большой страстью – это верно». С такой же страстью он работал и в последний день своей жизни: 19 апреля 1900 года на мольберте стоял холст с начатой картиной Гибель корабля – она осталась незаконченной.
С художником прощался весь город. Дорога к церкви Святого Сергия была усыпана цветами. Последние почести своему художнику отдавал венный гарнизон Феодосии. На склоне лет, словно подводя итог своей жизни, Айвазовский сказал собеседнику: «Счастье улыбнулось мне». Его большая жизнь, охватившая почти весь XIX век, от его начала до самого конца, была прожита спокойно и достойно. В ней не было бурь и катаклизмов, столь частых на картинах мастера. Он ни разу не усомнился в правильности избранного пути и до конца столетия донес заветы романтического искусства, с которого начинался его творческий путь, стремясь сочетать повышенную эмоциональность с реалистическим изображением природы.[10]
2. «Радуга» выдающаяся картина Айвазовского 1873 года
2.1 Описание анализ картины «Радуга»
Картина «Радуга» И. К. Айвазовского явилась ответом художника на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера письма не современна, а дарование иссякает. Полотно было написано в 1873 году и обозначило новый этап в творчестве живописца.
На первый взгляд, перед нами – типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». С другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации – особенно это касается колористического решения картины.
Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне – оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «придуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается несомненным уклоном в сторону реализма.[8]
На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.