Как уклониться от манипуляции в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:17, реферат

Описание работы

В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-4
1. Психологическая природа манипуляции………………………5-10
2. Технология методов и приемов уклонения от манипуляции в
деловом общении…………………………………………………11-13
3. Техника активной и пассивной манипуляции………………..14-17
4. Является ли знание приемов и методов уклонения от
манипуляции в деловом общении гарантией защищенности
личности, ее информационно-психологической безопасности ..18-21
Заключение ………………………………………………………..22-24
Список литературы…………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Реферат по культуре речи.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

благоприятную почву для успешных действий манипуляторов. Каким же образом эти принципы могут быть использованы в манипулятивных целях?  

Остановимся на этом чуть подробнее. 

Принципы  взаимного обмена. Человек, как известно существо социальное, т.е общественное. Жизнь в мире себе подобных подразумевает определенную взаимозависимость людей, которая постоянно нарастает в связи с интенсификацией разделения труда в обществе. Люди существуют в режиме постоянного обмена деятельностью и продуктами деятельности. Социальная и личная, житейская практика постоянно убеждают нас в том, что, предоставляя другим нечто ценное, мы вправе получить взамен соответствующий эквивалент. Это же правило, естественно, работает и в обратную сторону. Деятельность бессчетного множества поколений людей стихийным образом сформировала устойчивый стереотип поведения: если нам что-то предоставляют, мы обязательно должны «отплатить» чем-то равноценным. Иначе разрушится вся сложная сеть человеческих взаимоотношений. Данный стереотип сидит в нас чуть ли не на генетическом уровне. 

Предположим, у нас в гостях оказались люди малознакомые, но тем не менее преподнесшие нам дорогой подарок. Будучи приглашенными  с ответным визитом, мы решимся отправиться  туда с какой-нибудь безделушкой? Вряд ли. Мы почему-то будем считать себя обязанными вручить в качестве подарка нечто существенное. Но ведь никто же не заставляет нас это делать! Никаких особых санкций нам не угрожает. Более того — мы не хотим делать в принципе бессмысленный дорогой подарок не очень знакомым людям. И все равно, в большинстве случаев мы «наступим на горло собственной песне» и сделаем «как принято», как того требует неумолимое правило взаимного обмена.  

И нельзя сказать, что этот поступок будет  совсем уж бессмысленным. Нет, он сработает на сохранение общесоциальной системы взаимозависимостей, на поддержание общего порядка во взаимоотношениях людей. И, возможно, даже доставит нам некое моральное удовлетворение. 

В данном примере существенно то, что люди добровольно, без видимого внешнего принуждения могут совершать невыгодные лично для них поступки, всецело полагаясь на мудрость общепринятых норм. Вот эту-то способность и ставят себе на службу манипуляторы. Не особо хитрый смысл манипулятивного воздействия заключается в том, чтобы вынудить нас делать что-то, просто оказав небольшую любезность до того, как будут озвучены действительные притязания. 

Принцип последовательности. Всех нас с детства  приучают к тому, что мыслить и  действовать в жизни надо последовательно. Если мы сделали  
 
 

выбор и заняли определенную позицию, то и  вести себя следует в соответствии с принятыми на себя обязательствами. Назвался, как говорят, груздем - полезай  в кузов. Последовательность ценится  в обществе чрезвычайно высоко. И  в большинстве случаев это  оправданно. Говорят, что у летчиков даже есть такое неписаное правило: если начал в воздухе какой

маневр, обязательно доведи его до конца. Следование пусть неудачному, но уже  начатому маневру лучше, чем паническое шараханье от одних действий к  другим. К непоследовательным людям отношение в обществе негативное. 

Многие  известные психологи (Л. Фестингер, Т. Ньюкомб) даже считают стремление к последовательности главным мотивирующим фактором человеческого поведения. 

Поскольку последовательность в действиях  в принципе полезна, большинство из нас автоматически стремится придерживаться этого принципа, даже когда это не совсем благоразумно. Данный автоматизм и используется манипуляторами как «орудие влияния». 

Основанный  на принципе последовательности манипулятивный прием получил в американской психологии название «нога-в-дверях». Произошло оно от стандартного девиза коммивояжеров (разъездных торговых агентов): «Если удастся хотя бы поставить ногу в дверь этого дома, я смогу договориться о продаже». Начальная задача манипулятора — заставить жертву принять на себя хотя бы незначительное обязательство. А дальше за него уже будет работать принцип последовательности. Людей, соглашающихся предпринять какое-либо необременительное действие, неминуемо затягивает в ловушку «соблюдения последовательности». 

Первую  экспериментальную демонстрацию этого  эффекта выполнили американские психологи Д. Фридман и С. Фрэзер. Один из экспериментаторов обращался  в выбранные наугад дома в одном  из американских городков с просьбой подписать петицию в поддержку безопасности на дорогах. Кто-то из домохозяев соглашался, кто-то нет. Через две недели второй исследователь обходил те же дома уже с более существенной просьбой: разместить на парадной лужайке перед домом огромный уродливый плакат «Будь осторожен за рулем». Результат удивил самих экспериментаторов. Те хозяева, которые двумя неделями раньше согласились подписать петицию, не решились отказать и во втором случае, когда объем требований существенно возрос. (76% таких «испытуемых» разрешили установить неэстетичные плакаты перед своими домами. В контрольной группе согласие дали только 17%.) Этот эффект уступчивости был впоследствии неоднократно подтвержден и другими экспериментами. 

Ключевой  момент манипулятивного воздействия  в подобном случае состоит в том, что жертва манипуляции, легко соглашаясь с первой незначительной просьбой, как бы берет на себя определенное обязательство. И если в  
 
 

дальнейшем  в развитие этого обязательства  предъявляются более существенные требования, человек невольно чувствует себя обязанным следовать принятой линии поведения. Он ведь с детства усвоил, что быть непоследовательным в поступках — это плохо! 

Фактор, побуждающий людей идти навстречу  требованиям манипуляторов, — сходство внешнего облика, манер, мнений и т.д. Нам нравятся люди,

похожие на нас самих. Значит, заставить нас  идти на уступки легче, если найти  и подчеркнуть какую-либо схожую черту, в роли которой может выступать  что угодно — имеет значение и  сходство политических взглядов, и  примерно равный возраст, и даже любимые сорта пива или сигарет. Искусственно создать видимость такого сходства не так уж трудно. 

Принцип авторитета. Ясно, что тенденция подчинения силе авторитета глубоко укоренена в социальной практике. И следование такому принципу в большинстве случаев оправданно. Нельзя же быть специалистом одновременно во всех областях. Вот и приходится полагаться на признанные авторитеты. Понятно, что манипуляторам здесь есть, чем поживиться. 

Главный смысл манипулятивных воздействий  в этой области сводится к эксплуатации того факта, что чаще всего люди реагируют не на самих авторитетов, как таковых, а на представляющие их символы — звания, титулы, одежду, марку автомобиля и пр. Чем пышнее титул, «фирменней» одежда и «круче» автомобиль, тем с большим уважением большинство из нас будет относиться к их обладателям. Иногда имеет значение даже небольшая, но знаковая для какой-либо сферы деталь: наденьте белый халат и пройдитесь по больнице. Уважительное отношение встречных «к вашему халату» и продемонстрирует суть манипуляции с принципом авторитета. 

Принцип дефицита. Излюбленный прием манипуляторов всех мастей — создание искусственного дефицита или по крайней мере его видимости. В России эта тактика особенно актуальна — в народной памяти еще не потускнели воспоминания о тотальном дефиците всего и вся в советские времена. Поэтому даже малейшая угроза возникновения дефицита заставляет сильно напрягаться старшие поколения россиян. 

Действие  этого принципа означает, что люди в большей степени ценят то, что труднодоступно. В этом опять-таки есть свое рациональное зерно. Ясно, что вещи, которые малодоступны, обычно бывают более ценными, чем повсеместно распространенные. Мы и «по жизни» постоянно ощущаем, что достигнутые с превеликими трудностями блата (карьера, здоровье, красота), заставляют относиться к ним более бережно, чем если бы они достались нам «просто так», без особых усилий. Кроме того, из психологических теорий и повседневной практики известно, что самая желанная игрушка - та, которой у тебя нет. А уж если на наши желания чем-то обладать накладываются какие-то внешние ограничения, то данные желания лишь усиливаются, «Запретный  
 
 

плод  сладок». На языке психологии это  называется «реактивным сопротивлением». 

Принцип дефицит нынче перестал быть просто житейским. Сегодня это вполне распек табельный экономический принцип. Ну разве трудно, скажем, растиражировать удачный наряд от какого-нибудь модного дизайнера так чтобы досталось всем желающим? Да нет, конечно. При современных технологиях это проще простого, только зачем? Ведь тогда они уже не будут стоить баснословных денег, которые платятся, по сути, не за саму одежду, а

за ее «эксклюзив», недоступность большинству. 

Данный  пример представляет собой манипуляции  «по-крупному». Когда это вроде  бы и не манипуляция вовсе, а «серьезный бизнес». Но не дремлют и манипуляторы помельче. Самые распространенные примеры подобного толка — установление временных ограничителей («скидки действуют только три дня»), минимизация количества («тираж этой книги ограничен») создание конкуренции между потребителями («к сожалению, у нас остался последний аппарат этой модели, и к нему уже приценивались») и пр. 

Как и  во многих других случаях, принцип дефицита особенно успешно работает в условиях еще одного дефицита — времени  на принятие решений. И этот дефицит тоже может создаваться искусственно. Главная задача манипулятора — заставить жертву торопиться, не дать времени на обдумывание, принудить клиента реагировать на ситуацию автоматически, стереотипно. Если это удалось, то полдела, считай, сделано. Остальное довершат кратко рассмотренные нами выше «принципы согласия». 

Повторим  еще раз, что по себе эти принципы совсем неплохи. Они изрядно облегчают нам жизнь, позволяя быстро принимать верное (с высокой вероятностью) решение в условиях неуверенности, напряжения, безразличия, усталости и т.д. Перестают же они играть положительную роль лишь тогда, когда становятся «орудиями влияния» некоторых людей, стремятся извлечь выгоды из общего обыкновения на стандартные ситуации реагировать столь же стандартно. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ΙΙ. Технология методов  и приемов уклонения от манипуляции в деловом общении. 

Манипулятивные  приемы в межличностном деловом  общении.  

Практика  делового общения предоставляет  обширное поле для манипуляций самого разного толка. Причем нельзя сказать, что все участники общения в этом плане равны. Ясно, что у начальников больше возможностей манипулировать подчиненными (хотя есть и обратная практика), у обладателей различных ресурсов (материальных, информационных и пр.) больше выбор манипулятивных возможностей, чем у лиц, таковыми ресурсами не располагающих и т.д. 

Впрочем, главное преимущество манипулятора заключается в том, что он является активной, нападающей стороной. Причем нападение-то это скрытое, закамуфлированное. Манипулятивный эффект может быть также существенно усилен, если нападающий опирается на объективно выгодные для него условия и обстоятельства процесса общения. 

Алгоритмы технических методов и приемов  манипулирования. 

Правило первоочередности.

Первое  сообщение о любом событии оказывает на аудиторию более сильное влияние, чем все последующие. Оно кажется более значимым. Отсюда — культивирование средствами массовой информации оперативности, сенсационности, преодоления запретительных барьеров и пр.  

Правило тревожности.

Информация  усваивается аудиторией лучше, если в ней есть нечто, вызывающее психологический  протест. Быстрее и прочнее всего  запоминается информация, несущая в  себе какую-либо угрозу, все остальное  при этом сливается в неразличимый фон.  

Правило многократного повтора.

 Как  замечено еще в Древнем Риме: «Мнения как гвозди: чем больше  по ним колотишь, тем крепче  они вонзаются».  

Правило края.

 Лучше  всего запоминается то, что «с  краю», т.е. в начале или конце  потока сообщений. Если предоставляется  противоречивая информация, то поверят той, что дана первой. Однако, если временной интервал между ними большой, то больше доверия будет оказано последней.

 

Прием иммунизации.

Если  удается сформировать изначально отрицательную  установку аудитории к какому-либо сообщению (создав, например, видимость его ложности или  
 
 

«заказного  характера»), то люди как бы получают иммунитет к принятию

любой последующей информации сходного содержания из данного источника. 

 Прием  дефрагментации (дробления).

 Информация  подается дробно (разбитой на мелкие фрагменты), в избыточном объеме и необычайно высоком темпе. Потребитель просто физически не успевает вдуматься и проанализировать предоставляемые сообщения.  

Информация о работе Как уклониться от манипуляции в деловом общении