Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:47, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является показать сущность культуры эпохи Возрождения как глубокого культурного переворота в истории человечества. Обратив особое внимание на переходный характер возрожденческой культуры и объяснить сущность этого перехода. Показать, что фоном ренессансной культуры было христианство. С другой стороны, большое влияние на становление возрожденческой культуры оказала античная культура.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
1. Понятие «Возрождение» и периодизация эпохи_______________5
2. Раннее Возрождение_____________________________________7
2.1 Брунеллески__________________________________________9
3. Высокое Возрождение___________________________________13
3.1 Браманте____________________________________________13
4. Титаны Ренессанса____________________________________15
4.1 Леонардо да Винчи_________________________________15
4.2 Рафаэль Санти______________________________________19
4.3 Микеланджело______________________________________25
5. Позднее Возрождение_________________________________36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________40

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 66.93 Кб (Скачать)

     ...Почти  пятнадцать лет (с 1520 г.) работал  Микеланджело над усыпальницей  Медичи во Флоренции - по заказу  папы Климента VII, который был из рода Медичи.

     Дело  шло об увековечении памяти не былых  знаменитых Медичи, а тех представителей этого рода, которые открыто установили во Флоренции монархическое правление, двух рано умерших и ничем не примечательных герцогов. Портрет был чужд Микеланджело. Обоих герцогов он изобразил аллегорически в виде военачальников в блестящих доспехах, одного как будто мужественного, энергичного, но безучастного, пребывающего в покое, другого - погруженного в глубокое раздумье. А по бокам - фигуры “Утра”, “Вечера”, “Дня” и “Ночи”.

     Внутренняя  напряженность и в то же время  щемящее сомнение, предчувствие обреченности - вот что выражают все эти фигуры. Печаль разлита во всем и ходит  от стены к стене.

     В тридцатых годах XVI столетия папа Павел III поручил Микеланджело написать на алтарной стене все той же Сикстинской капеллы евангельскую сцену “Страшного суда”. Над этой фреской почти в двести квадратных метров Микеланджело работал (с некоторыми перерывами) шесть лет.

     Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. И чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается  ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее  в свой стремительный бег все  новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть  фатума. В таком толковании космической  катастрофы уже не остается места  для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Недаром Мария не просит Христа о  прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся  стихией. Работая над фреской  “Страшный суд”, Микеланджело хотел  показать тщету всего земного, тленность  плоти, беспомощность человека перед  слепым велением судьбы. Таков, несомненно, был его основной замысел. И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была стать хрупкой, легкой, бесплотной. Но как раз этого не произошло... По-прежнему он изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные... Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Они утратили волю!”.

     Уже при жизни Микеланджело его “Страшный  суд” вызвал яростные нападки сторонников  контрреформации.

     Позднее творчество Микеланджело отмечено тревогой, сознанием бренности бытия, углублением  в скорбные мечтания и думы, порой  отчаянием.

     В его фресках в ватиканской капелле Паолина некоторые образы поражают своей выразительностью, могучей и острой, но в целом - раздробленностью композиции, спадом общей направляющей воли, торжествующего героического начала - эти сцены свидетельствуют о душевном надломе их создателя. Мысли Микеланджело все чаще обращены к смерти, и, как он сам говорит в одном из своих стихотворений, ни кисть, ни резец уже не приносят ему забвения.

     “Кто  хочет найти себя и насладиться  собою, - пишет он, - тот не должен искать развлечений и удовольствий. Он должен думать о смерти! Ибо лишь эта мысль ведет нас к самопознанию, заставляет верить в свою крепость и оберегает нас от того, чтобы  родственники, друзья и сильные мира сего не растерзали бы нас на куски  со всеми нашими пороками и желаниями, разуверяющими человека в самом  себе”.

     Мыслью  о смерти, как бы ее созерцанием, проникнуты последние его скульптуры, например “Пьета” (Флоренция), в которой жизнеутверждающая мощь прежних лет сменяется щемящей душевной болью. Подлинно беспредельны трагическая выразительность и страстная одухотворенность всей группы.

     Другая  группа, “Пьета Ронданини” (Милан), подчеркивает одиночество и обреченность; с каким усилием Богоматерь поддерживает вытянутое тело Христа, какими бесплотными, уже нереальными кажутся в своей мучительной выразительности их скорбные, прижатые друг к другу фигуры. Над этой группой Микеланджело еще работал за шесть дней до смерти.

     Не  находя забвения ни в кисти, ни в  резце, Микеланджело все чаще прибегает  в последние два десятилетия  своей жизни к карандашу. В  графических этюдах этой поры исчезает прежняя микеланджеловская твердая линия, в легкой световой тени он едва намечает фигуры, изливая в поразительно мягком рисунке свои глубокие, тихой грустью или глубоким страданием отмеченные переживания.

     Но  в одном искусстве Микеланджело остается верен идеалам своих  прежних лет - это искусство архитектура. Тут его вера в безграничную творческую мощь художника вновь проявляется  полностью. Не надо изображать видимый  мир; великий порыв, упорно наполняющий  его душу, пусть находит свое выражение  не в чувственной реальности, - она  слишком обманчива! - а в сцеплении, борьбе и победе стройных и устойчивых сил, имена которым колонна, карниз, купол, фронтон. Тут нет измены тому идеалу человеческой красоты, которому он верил и поклонялся, ибо, Микеланджело утверждал зависимость архитектурных  частей от человеческого тела.

     Хотя  Микеланджело поздно обратился к  архитектуре, он и в этом искусстве  прославил свое имя. Ему мы обязаны усыпальницей Медичи; интерьером библиотеки Лауренцианы (тоже во Флоренции, первой публичной библиотеки в Европе) со знаменитой лестницей, что, по словам В.Н.Лазарева, подобна “потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема”, и чьи криволинейные ступени кажутся нам вечно подвижными в своем как бы неудержимом чередовании. Он занимался грандиозной реконструкцией древнеримской площади Капитолия с установлением посредине античной конной статуи императора Марка Аврелия, увенчал огромным карнизом, шедевром ренессансного зодчества, палаццо Фарнезе в Риме.

     Над сооружением нового грандиозного собора св.Петра, которым папское государство желало прославить свое могущество, работали поочередно знаменитейшие архитекторы того времени: Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший. В 1546 г. руководство работами перешло к Микеланджело.

     Купол собора св.Петра - венец архитектурного творчества Микеланджело. Как и в совершеннейших созданиях его кисти и резца, бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов, все заполняющее движение властно и органически включены в замкнутое целое идеальных пропорций.

     Микеланджело  скончался 18 февраля 1564 г. восьмидесяти девяти лет после непродолжительной  болезни, свалившей его в разгаре  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Позднее Возрождение

       Следующий этап в культуре  Возрождения - Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в по конец XVI - первые годы XVII вв.

     Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен “Индекс запрещенных книг”, впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В “Индекс” вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1540-1600), автор знаменитого сочинения “О бесконечности, Вселенной и мирах”.

     Многие  живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы  отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь “манеру” великих  деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле  маньеризма, были Понтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронензе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.

     Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               
 
 
 

     Заключение

       Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

     Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.

     Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы 

     
  1. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
  2. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М.,1996.
  3. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Маркова. М., 1995.
  4. Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Инфа-М Форум, 2000.
  5. Шишова Н. В. История и культурология. М.: Логос, 1999.
  6. С.М.Стам. Корифеи Возрождения. Саратов, 1991
  7. Лев Любимов. Искусство Западной Европы. Москва «Просвещение», 1996
  8. Д. Чизхолм. Мировая история в датах. Москва, «Росмэн», 1994

Информация о работе Эпоха Возрождения