Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:47, реферат
Целью данного реферата является показать сущность культуры эпохи Возрождения как глубокого культурного переворота в истории человечества. Обратив особое внимание на переходный характер возрожденческой культуры и объяснить сущность этого перехода. Показать, что фоном ренессансной культуры было христианство. С другой стороны, большое влияние на становление возрожденческой культуры оказала античная культура.
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
1. Понятие «Возрождение» и периодизация эпохи_______________5
2. Раннее Возрождение_____________________________________7
2.1 Брунеллески__________________________________________9
3. Высокое Возрождение___________________________________13
3.1 Браманте____________________________________________13
4. Титаны Ренессанса____________________________________15
4.1 Леонардо да Винчи_________________________________15
4.2 Рафаэль Санти______________________________________19
4.3 Микеланджело______________________________________25
5. Позднее Возрождение_________________________________36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________40
...Почти пятнадцать лет (с 1520 г.) работал Микеланджело над усыпальницей Медичи во Флоренции - по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.
Дело шло об увековечении памяти не былых знаменитых Медичи, а тех представителей этого рода, которые открыто установили во Флоренции монархическое правление, двух рано умерших и ничем не примечательных герцогов. Портрет был чужд Микеланджело. Обоих герцогов он изобразил аллегорически в виде военачальников в блестящих доспехах, одного как будто мужественного, энергичного, но безучастного, пребывающего в покое, другого - погруженного в глубокое раздумье. А по бокам - фигуры “Утра”, “Вечера”, “Дня” и “Ночи”.
Внутренняя напряженность и в то же время щемящее сомнение, предчувствие обреченности - вот что выражают все эти фигуры. Печаль разлита во всем и ходит от стены к стене.
В тридцатых годах XVI столетия папа Павел III поручил Микеланджело написать на алтарной стене все той же Сикстинской капеллы евангельскую сцену “Страшного суда”. Над этой фреской почти в двести квадратных метров Микеланджело работал (с некоторыми перерывами) шесть лет.
Центром
идущего по кругу движения Микеланджело
делает фигуру Христа. И чем внимательнее
вглядываешься в общую
Уже при жизни Микеланджело его “Страшный суд” вызвал яростные нападки сторонников контрреформации.
Позднее творчество Микеланджело отмечено тревогой, сознанием бренности бытия, углублением в скорбные мечтания и думы, порой отчаянием.
В его фресках в ватиканской капелле Паолина некоторые образы поражают своей выразительностью, могучей и острой, но в целом - раздробленностью композиции, спадом общей направляющей воли, торжествующего героического начала - эти сцены свидетельствуют о душевном надломе их создателя. Мысли Микеланджело все чаще обращены к смерти, и, как он сам говорит в одном из своих стихотворений, ни кисть, ни резец уже не приносят ему забвения.
“Кто
хочет найти себя и насладиться
собою, - пишет он, - тот не должен
искать развлечений и удовольствий.
Он должен думать о смерти! Ибо лишь
эта мысль ведет нас к
Мыслью о смерти, как бы ее созерцанием, проникнуты последние его скульптуры, например “Пьета” (Флоренция), в которой жизнеутверждающая мощь прежних лет сменяется щемящей душевной болью. Подлинно беспредельны трагическая выразительность и страстная одухотворенность всей группы.
Другая группа, “Пьета Ронданини” (Милан), подчеркивает одиночество и обреченность; с каким усилием Богоматерь поддерживает вытянутое тело Христа, какими бесплотными, уже нереальными кажутся в своей мучительной выразительности их скорбные, прижатые друг к другу фигуры. Над этой группой Микеланджело еще работал за шесть дней до смерти.
Не находя забвения ни в кисти, ни в резце, Микеланджело все чаще прибегает в последние два десятилетия своей жизни к карандашу. В графических этюдах этой поры исчезает прежняя микеланджеловская твердая линия, в легкой световой тени он едва намечает фигуры, изливая в поразительно мягком рисунке свои глубокие, тихой грустью или глубоким страданием отмеченные переживания.
Но
в одном искусстве Микеланджело
остается верен идеалам своих
прежних лет - это искусство архитектура.
Тут его вера в безграничную творческую
мощь художника вновь проявляется
полностью. Не надо изображать видимый
мир; великий порыв, упорно наполняющий
его душу, пусть находит свое выражение
не в чувственной реальности, - она
слишком обманчива! - а в сцеплении,
борьбе и победе стройных и устойчивых
сил, имена которым колонна, карниз,
купол, фронтон. Тут нет измены тому
идеалу человеческой красоты, которому
он верил и поклонялся, ибо, Микеланджело
утверждал зависимость
Хотя Микеланджело поздно обратился к архитектуре, он и в этом искусстве прославил свое имя. Ему мы обязаны усыпальницей Медичи; интерьером библиотеки Лауренцианы (тоже во Флоренции, первой публичной библиотеки в Европе) со знаменитой лестницей, что, по словам В.Н.Лазарева, подобна “потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема”, и чьи криволинейные ступени кажутся нам вечно подвижными в своем как бы неудержимом чередовании. Он занимался грандиозной реконструкцией древнеримской площади Капитолия с установлением посредине античной конной статуи императора Марка Аврелия, увенчал огромным карнизом, шедевром ренессансного зодчества, палаццо Фарнезе в Риме.
Над сооружением нового грандиозного собора св.Петра, которым папское государство желало прославить свое могущество, работали поочередно знаменитейшие архитекторы того времени: Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший. В 1546 г. руководство работами перешло к Микеланджело.
Купол собора св.Петра - венец архитектурного творчества Микеланджело. Как и в совершеннейших созданиях его кисти и резца, бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов, все заполняющее движение властно и органически включены в замкнутое целое идеальных пропорций.
Микеланджело
скончался 18 февраля 1564 г. восьмидесяти
девяти лет после непродолжительной
болезни, свалившей его в разгаре
работы.
5.Позднее Возрождение
Следующий этап в культуре Возрождения - Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в по конец XVI - первые годы XVII вв.
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен “Индекс запрещенных книг”, впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В “Индекс” вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1540-1600), автор знаменитого сочинения “О бесконечности, Вселенной и мирах”.
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь “манеру” великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронензе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.
Гуманистическое
движение было общеевропейским явлением:
в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии
и быстро распространяется по всем западноевропейским
странам. Каждая страна имела свои особенности
в становлении культуры Возрождения, свои
национальные достижения, своих лидеров.
Заключение
Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.
Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.
Деятели
Возрождения сформулировали новые взгляды
на общественную жизнь. Библейские рассказы
о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев
в Земле Обетованной, учение Августина
(Аврелия) о церкви как царстве божьем
на земле уже никого не устраивали. Деятели
Возрождения попытались изобразить нужное
человеку общество без всяких упоминаний
Библии или учения святых отцов. Для них,
деятелей Возрождения, общество - это необходимая
среда жизни человека. Оно не на небе, не
дар божий, а на земле и результат человеческих
усилий. По их мнению, общество, во-первых,
должно строиться с учетом природы человека;
во-вторых - для всех людей; в-третьих -
это общество далекого будущего. Наибольшее
влияние на историю философской мысли
и на исторические судьбы европейских
народов оказало учение деятелей Возрождения
на государственное устройство. Это их
учение о монархии и о коммунистическом
строе. Первое из них было идейной основой
утвердившегося позже Абсолютизму, а второе
- способствовало созданию различного
рода коммунистических теорий, в том числе
и марксистского коммунизма.
Список
литературы