Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: выявить особенности итальянской моды, как средства культурно-экономической экспансии.

Задачи исследования определены исходя из поставленной цели и включают:
изучить взаимодействие культур и проблемы культурной экспансии;
рассмотреть историю итальянской моды;
рассмотреть итальянскую моду, как средство культурно-экономической экспансии.
сделать вывод по исследованию

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава I. Взаимодействие культур и проблема культурной экспансии……...…6

1.1 Экспансия зарубежной культуры как явление.....................................6

1.2 Причины возникновения и формы проявления экспансии в сфере культуры…………………………………………………………………….8

1.3 Взаимопроникновение восточной и западной культур……...…….10

Глава II. История итальянской моды…………………………………………...14

2.1 Ткани, цвет, орнамент………………………………………………...20

2.2 Итальянский мужской костюм эпохи возрождения………………..22

2.3 Итальянский женский костюм эпохи возрождения………………...26

Глава III. Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии……………………………………………………………..…………..31

3.1 Итальянская мода в современном мире……………………………..31

3.2 Итальянская экспансия в мире моды………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы……………………………………...……37

Работа содержит 1 файл

Переделанная курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     Так ли смертельно влияние запада будет рассмотрено чуть ниже. Подводя итог, вышесказанному, можно сказать, что культурная экспансия, как явление имеет довольно глубокие корни и стечением времени развивается и охватывает всё больше сфер и территорий.

     Государство может принять это явление  или попытаться насильственным образом  оградить своих граждан от чужеземного  влияния. Средства массовой коммуникации всецело способствуют развитию данного явления, появляется новый термин «массовая культура», вслед за ней возникает и «массовое мышление». Вернёмся к работе К.Ясперса. «Сегодня  государству даны две крайние  возможности.  Либо  оно предоставляет  полную  свободу в деле воспитания, дает требованиям массы утратить  свою  силу, пытаясь в  борьбе с ними установить аристократическую форму воспитания. Либо государство  овладевает  воспитанием,  незаметно  и  насильственно формируя  его  в  своих  целях. Тогда  возникает  единообразное  воспитание, парализующее  духовную  свободу»4. Итак, что же такое «культурная экспансия» - неизбежное зло или осознанная необходимость? Для этого рассмотрим все плюсы и минусы этого явления.   
 

1.3  Взаимопроникновение восточной и западной культур 

      С незапамятных времён сложилась традиция «сталкивать лбами» культуры востока и запада. Несомненно, такое сравнение напрашивается само собой и имеет право на существование.

      В знаменитой теории Н.Я.Данилевского о так называемых «культурно-исторических типах» совершенно чётко обозначено это противопоставление. «Запад и Восток, Европа и Азия представляются нашему уму какими-то противоположностями, полярностями. Запад, Европа составляют полюс прогресса, неустанного усовершенствования, непрерывного движения вперёд; Восток, Азия – полюс застоя и коснения, столь ненавистных современному человеку. Это историко-географические аксиомы, в которых никто не сомневается, и всякого русского правоверного последователя современной науки дрожь пробирает при мысли о возможности быть причисленным к сфере застоя и коснения.»5

      Со свойственным ему чувством юмора, Данилевский, конечно же, не причисляет себя к «правоверным последователям современной науки». Он считает, что Россия успешно сочетает в себе традиции и Запада и Востока, принимая их как «удобрение» для своей богатейшей почвы. Такой способ воздействия Н.Я.Данилевскому представлялся совершенно правильным, необходимым и неизбежным. «Наконец, есть ещё способ воздействия цивилизации на цивилизацию. Это тот способ, которым Египет и Финикия действовали на Грецию, Греция – на Рим, Рим и Греция – на германо-романскую Европу. Это есть действие, которое мы уподобим влиянию почвенного удобрения на растительный организм, или, что то же самое, влиянию улучшенного питания на организм животный. За организмом оставляется его специфическая образовательная деятельность; только материал, из которого он должен возводить своё органическое здание, доставляется в большем количестве и в улучшенном качестве, и результаты выходят великолепные; притом всякий раз – результаты своего рода, вносящие разнообразие в область человеческого развития, а не составляющие бесполезного повторения старого»6.

      Таким образом, взаимопроникновение культур является весьма плодотворным фактором их развития. Из многовекового культурного опыта существования различных цивилизаций, стран и наций существует множество примеров такого плодотворного воздействия. И в этом смысле точка зрения Н.Я. Данилевского несомненно имеет право на существование. Отводить России роль некоего проводника между Востоком и Западом действительно несколько наивно. «Какую же роль предоставляет нам Европа на всемирно-историческом театре? Быть носителем и распространителем европейской цивилизации на Востоке, - вот она та возвышенная роль, которая досталась нам в удел, роль, в которой родная Европа будет нам сочувствовать… к великому услаждению и умилению наших гуманитарных прогрессистов. С Богом – отправляйтесь на Восток!»7

      Эта ирония совершенно оправдана, ведь влияние восточной культуры и особенно восточной философии на европейскую весьма велико. Россия здесь занимает как бы промежуточное положение, но, с другой стороны на русской почве совершенно органично приживаются (если пользоваться терминологией Н.Я.Данилевского) как западная культура, так и восточная. И плоды такого рода прививок могут оказаться весьма и весьма интересными и даже, если хотите, самобытны, вопреки всем предостережениям противников культурной экспансии во всех её проявлениях.  

      Прорастание культурных зёрен древнейшей восточной цивилизации на укоренившейся европейской почве также принесло, как известно, весьма интересные плоды.

      Стоит вспомнить хотя бы художников постимпрессионистов. Культура Востока не просто становится «модной» в Европе, она начинает звучать по-новому, приобретает новые краски, новые смыслы, и при этом не теряется ни самобытность европейской культуры, ни значимость восточной.   Можно также вспомнить такое уникальнейшее явление мировой культуры, как индийское кино. Несомненно, традиция снимать фильмы не является коренной традицией индийского народа, более того, круг сюжетов и образов явно навеян пресловутым Голливудом и американской киноиндустрией. Однако, успешно пережив прививку далёких западных соратников по искусству, создатели уникального индийского кино сумели в своих фильмах воплотить не американскую, а свою родную, индийскую мечту.

      Таким образом, можно получить еще один наглядный пример не разрушительного, а созидательного воздействия чужеземной культуры.   Можно привести и обратный пример. В американском кино возникает совершенно новый жанр с приходом Брюса Ли. Восточные единоборства безумно интересны, экзотичны, необыкновенно красивы для американцев, что даёт толчок развитию жанра боевика. Так странно привилась восточная культура на американской почве. И, тем не менее, не вдаваясь в подробности данного жанра и излишние рассуждения о его художественной ценности, стоит признать, что прививка прошла успешно и восточная культура породила совершенно новое явление в американской культуре.   Возникает такое ощущение, что при взаимопроникновении именно столь различных между собой западной и восточной культур происходит именно взаимообогащение для обеих сторон. Вероятно, причина именно в том, что эти культуры находятся практически на разных полюсах друг относительно друга и не могут быть чрезмерно навязаны одна другой. Всё равно в процессе экспансии произойдёт адаптация и возникнет новое интересное явление.  

      Такое проявление культурной экспансии, несомненно, можно и должно считать положительным во всех отношениях.   Однако есть и ещё как минимум один положительный аспект: нужно отдельно остановиться на теории великого русского философа Владимира Соловьёва, который верил в то, что рано или поздно человечество должно стать единым организмом, преодолев не только территориальные и языковые барьеры, но и культурные в том  числе.  
 
 
 
 

Глава II. История итальянской моды 

      Европа  в конце XV— начале XVI веков являет нам один из первых примеров уже  общеевропейской моды. Все страны начинают перенимать итальянский стиль в одежде.

      Итальянская культура становится столь притягательной потому, что именно в Италии начинается сравнимый с греческой классикой  взлет духовной жизни — начинается эпоха Возрождения, эпоха гуманизма, воспевшая человека, освобожденного от жестких религиозных догматов, открывающего и познающего окружающий мир, свободную творческую личность, человеческое достоинство. Античность стала для итальянских гуманистов идеалом, и они стремились возродить образы античности в повседневной жизни. Это оказало влияние и на костюм, несмотря на то, что в итальянской культуре сохранялись и элементы средневекового рыцарского идеала. Гармония пропорций, совершенно иной образ человека, стремление подчеркнуть в костюме индивидуальность человека - все это стало совершенно новым по сравнению с жестко регламентированным костюмом средневековья. Невозможно говорить о какой-то особой специальной форме одежды эпохи Возрождения, можно лишь проследить тенденции в развитии костюмных форм, так как особого костюма эпохи Возрождения не существовало. Выбор платья диктовался кошельком, модой, рангом и декретом правительства.

      Мода  Ренессанса, связанная с  осознанием человеком своей индивидуальности, зародилась, прежде всего, в Италии - колыбели эпохи Возрождения. Италия еще в период средневековья принадлежала к наиболее цивилизованным и культурным странам Европы, где живы были традиции античной культуры, и она очень хорошо понимала свою историческую значимость. Мерилом качества произведения искусства здесь была античность. Вера в обновление и возрождение этого незабываемого периода, вероятно, сильнее всего жила во Флоренции, которая была не только центром культурной и общественной жизни страны, но также славилась своим экономическим процветанием, связанным с производством тканей и модных изделий. Условия для возникновения новой моды — моды Ренессанса - здесь были самые благоприятные. Наиболее важной чертой новой моды является то, что она не обнажала человеческого тела и его отдельных частей, как античная культура, не подчеркивала их, как натуралистически ориентированная готика в период своего наивысшего расцвета, а сумела понять его как нечто пластически целое. При всей индивидуальности, которая присуща этой моде, она сумела создать тип - идеал одежды для женщины и мужчины эпохи Ренессанса, который явился образцом для всех слоев общества.

         Общая гуманистическая идея Возрождения со своим открытием человека, с воспоминаниями об античном мире находит выражение в ренессансной моде, в её ритмичном членении платья, в умеренном подчеркивании основных частей тела. Новая мода отвергла от прошлого всё, что не отвечало её гармоничному пониманию симметрии и умеренности, она также сумела избежать излишне экстравагантных деталей в моде предшествующего периода.

      Итальянская мода отказалась от неестественного положения пояса, иногда расположенного слишком низко на бедрах, иногда - слишком высоко над талией, отвергла длинные остроносые башмаки, глубокие остроконечные вырезы платья, вытянутые углами рукава, и все высокие шляпы. Вместо всего этого мода Ренессанса установила новые каноны, которые соответствовали тогдашним идеалам, больше того, она продиктовала точные правила красоты, которые действительны до сих пор: высокая фигура, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы, красные губы, благородные движения и статная фигура.

      Одежда  отражала социальное положение, не являясь  самовыражением личности. Людям полагалось одеваться соответственно общественному  положению. Законы, ограничивающие право  приобретения роскоши, принятые еще в Средневековье, изменявшиеся на протяжении всего периода Возрождения, предотвращали ношение самых дорогих тканей людям низшего сословия, недопустимой считалась ситуация, когда бюргер выглядел бы как граф. Так же нелепо, если не опасно, было бы для короля выглядеть подобно крестьянину.

      На  итальянский мужской костюм почти  не оказывали влияние военные  доспехи, так как ведущей общественной силой в XIV — XV вв. были пополаны (купцы  и ремесленники). Этот костюм был  более объемным, чем в других европейских странах (джуббоне, фарсетто, джорнеа, догалине, котта, симара и т.п.). Должностные лица и представители некоторых профессий (врачи, адвокаты, купцы), как и в других странах, носили длинные одежды. Своеобразие итальянского костюма заключалось и в том, что одежда имела разрезы по конструктивным линиям (проймам, локтевым швам, на груди), сквозь которые выпускали белую полотняную нижнюю рубаху, что создавало особый декоративный эффект. Гармоничные пропорции и конструктивные разрезы итальянской одежды будут заимствованы портными других стран в конце XV — первой половине XVI вв. 

      Изящный вкус и практичность в одежде обнаруживали только итальянцы, особенно итальянки. Они сумели, вопреки воздействию  различных направлений моды, сохранить  свой собственный вкус и в покрое одежды, и в сочетании красок. Одежда казалась итальянцам необходимым дополнением природной красоты. Женская красота была возведена в культ: ее воспевали поэты, художники воспроизводили женскую красоту и занимались женскими туалетами, моделирование одежды вообще привлекало внимание и талант выдающихся художников.

      Знатнейшие  люди обращают внимание на женские  туалеты и покровительствуют  им: нередко послы иностранных  держав в Италии в донесениях своим  королям подробно описывают женские  наряды. Одежда казалась итальянцам необходимым дополнением природной красоты.

      В Италии того времени имелись определенные различия в костюмах жителей разных областей, так что иногда трудно говорить о всеобщей итальянской  моде. В то время как северные области Италии находились под влиянием Франции, южные временно сохраняли самостоятельность, а Венеция испытывала влияние Востока.

      Главной законодательницей итальянской  моды в XV веке была Флоренция, а в XVI — Венеция. В конце XIV века на моду Италии влияли отчасти французские  готические моды, однако, как уже было сказано,  они никогда не имели тех крайних, экстравагантных форм, которые были характерны для «бургундских мод». Итальянцы, даже щеголи, носили всегда умеренную по ширине и длине одежду, избегая особой утрировки ее форм.

      Уже в XV веке в Италии распространяется влияние античной традиции в форме  и покрое одежды, в манере ее носить. Так, например, члены магистратов  и сановники большей частью носили длинную верхнюю одежду со складками  и очень широкими рукавами, нередко  встречался также солидный просторный плащ.

      В конце XV и начале XVI веков в Италии вырабатывается новый идеал красоты, который проявляется в восприятии красоты человеческого тела и  в манере одеваться и двигаться. В эстетике гуманистов возникло понятие  о «гармоничном человеке». Выступая против аскетизма и средневековой морали, эстетика Возрождения не противопоставляла тело духу, а выдвигала идею их единства. Красота стала считаться таким же благом, как здоровье и сила.

      Очень показательно описание идеальной женской  красоты, данное в трактате Аньоло Фиренцуолы «О красоте женщин»: «... Волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же, как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения... Плечи должны быть широкими... На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми ...». 

Информация о работе Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии