Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выявить особенности итальянской моды, как средства культурно-экономической экспансии.
Задачи исследования определены исходя из поставленной цели и включают:
изучить взаимодействие культур и проблемы культурной экспансии;
рассмотреть историю итальянской моды;
рассмотреть итальянскую моду, как средство культурно-экономической экспансии.
сделать вывод по исследованию
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Взаимодействие культур и проблема культурной экспансии……...…6
1.1 Экспансия зарубежной культуры как явление.....................................6
1.2 Причины возникновения и формы проявления экспансии в сфере культуры…………………………………………………………………….8
1.3 Взаимопроникновение восточной и западной культур……...…….10
Глава II. История итальянской моды…………………………………………...14
2.1 Ткани, цвет, орнамент………………………………………………...20
2.2 Итальянский мужской костюм эпохи возрождения………………..22
2.3 Итальянский женский костюм эпохи возрождения………………...26
Глава III. Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии……………………………………………………………..…………..31
3.1 Итальянская мода в современном мире……………………………..31
3.2 Итальянская экспансия в мире моды………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………...……37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральский
государственный университет
Факультет международных отношений
Кафедра
теории и истории международных отношений
ИТАЛЬЯНСКАЯ МОДА, КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ
Курсовая
работа
Исполнитель: студентка 1 курса
Группы 102 (направление МО)
Криволапова
Ксения Игоревна
Научный руководитель:
Доцент фил. наук
Табаренцева-Романова
Ксения Михайловна
Екатеринбург
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Взаимодействие культур и проблема культурной экспансии……...…6
1.1 Экспансия
зарубежной культуры как
1.2 Причины
возникновения и формы проявления экспансии
в сфере культуры…………………………………………………………
1.3 Взаимопроникновение восточной и западной культур……...…….10
Глава II. История итальянской моды…………………………………………...14
2.1
Ткани, цвет, орнамент………………………………………………...
2.2
Итальянский мужской костюм
2.3
Итальянский женский костюм
Глава
III. Итальянская мода, как средство
культурно-экономической
3.1 Итальянская мода в современном мире……………………………..31
3.2 Итальянская экспансия в мире моды………………………………...34
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………...……
Введение
Экспансия (от лат. expansio — распространение, расширение) — территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры, или биологического вида.
В отличие от биологической экспансии, которая предполагает расширение среды обитания определенных биологических видов (как правило, с вытеснением из этой среды автохтонных видов), культурная экспансия характеризует расширение области применения культурных объектов — символов, смыслов и средств их выражения. При этом один биологический вид не вытесняет другой.
Примером культурной экспансии в противопоставлении экспансии биологической можно назвать заимствование неандертальцами элементов искусства у людей современного типа.
Культурная экспансия имеет место и в современном мире. В наше время наиболее известным примером является распространение американской культуры. При этом современная культурная экспансия основана не на биологическом, а на политико-экономическом превосходстве.
Характерным отличием культурной и политико-экономической экспансии от биологической является то, что они могут и зачастую проводится целенаправленно, сознательно. В этом случае можно вести речь не о стихийной экспансии, а о политике экспансионизма.
Итальянцы придают одежде большое значение. Большинству из них сразу понятно, что идет им, а что нет. Возможно, это обусловлено тем, что они очень хорошо понимают язык тела, ведь часто движение им заменяют ответ, а уж про итальянский язык жестов знает весь мир. Но, тем не менее, по количеству модно одетых людей на улицах, Италия обойдет многие и многие страны мира.
Италия «подарила» миру целую плеяду именитых дизайнеров, знаменитых брендов, а вместе с ними и десятки тысяч прекрасных модных коллекций. Италия единственная в мире страна которая возвела понятие «итальянская мода» в ранг «короны мирового стиля в одежде». На Апеннинском полуострове уже стали возникать целые «модные империи». Взять того же Джорджио Армани (итал. Giorgio Armani), бизнес которого поистине сопоставим с целой империей, а сам он давно стал миллиардером и одним из самых богатых людей Италии. Но и кроме Армани, можно назвать десятки имен, или названий модных брендов одежды, которыми называются вещи в гардеробах миллионов жителей нашей планеты в самых разных ее уголках. Итальянцы опередили французскую моду, которая в середине прошлого века была популярна во многих странах. Но таких успехов, высот и вершин, каких достигла итальянская индустрия моды, уже вряд ли сможет достичь «легкая промышленность» какой-либо страны. Вряд ли когда-либо в обозримом будущем будут так популярны модные коллекции, разработанные и изготовленные, например, в Дании, или в Австралии. Может лет через 50 мода будет более унифицирована, может будет не столь важно, кто придумал тот или иной фасон и где это было изготовлено, но вряд ли кто-то сможет повторить тот фурор, который смогла произвести Италия в конце XX - начале XXI веков.
Итак, вопрос экспансии итальянской моды вызывают интерес и актуальны для исследования потому, что:
Во-первых, о моде постоянно говорят в средствах массовой информации.
Во – вторых, мода изменчива, она не стоит на месте, поэтому о ней всегда будут говорить.
В – третьих, существует литература, которая рассматривает отдельно моду, отдельно культурно-экономическую экспансию, но почти не существует литературы о взаимосвязи этих понятий.
Объектом исследования является культурно-экономическая экспансия в сфере моды.
Предметом исследования является итальянская мода, как одно из средств экономики Италии.
Цель данной курсовой работы: выявить особенности итальянской моды, как средства культурно-экономической экспансии.
Задачи исследования определены исходя из поставленной цели и включают:
Глава I. Взаимодействие культур и проблема культурной экспансии
1.1
Экспансия зарубежной
культуры как явление
Термин
«экспансия» (лат. Expansio – расширение,
распространение) первоначально использовался
преимущественно в
Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния национальной культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Страна, которая заимствует чужое, называется страной – реципиентом, а страна, которая отдаёт своё, именуется страной – донором.
В отличие от модернизации, когда страна – реципиент целенаправленно пытается адаптировать чужие образцы, экспансия контролируется «снаружи», а не «изнутри».
Культурное новшество, которое заимствуется добровольно, как правило, ложится на частично подготовленную почву. При этом выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения.
Однако именно здесь и лежит основная сложность: на практике подсчитать все плюсы и минусы, как правило, не удаётся. Возможны лишь приблизительные и, как показывает история, очень грубые прикидки. Цель данной работы – по возможности разобраться с вопросами распространения культурных инноваций между различными странами.
Термин «культурное сознание» принято считать тождественным термину «национальная идея». Однако единое культурное сознание в рамках одного государства не всегда будет национальным, ведь целый ряд государств являются многонациональными уже в процессе формирования.
Таким
образом, возникают новые, наднациональные
культурные сущности, например, американская
культура или советская культура.
Развитие экономического и политического
взаимодействия между странами неизбежно
приводит к взаимодействию и между культурами,
ведь на сегодняшний день ни одна страна
не существует в вакууме. Кроме того, средства
массовой коммуникации (телевидение, пресса)
весьма способствуют взаимопроникновению
культур. Благодаря им внутренние культурные
инновации постоянно конкурируют с инновациями
из других стран.
Масштабные культурные экспансии более развитых стран в менее развитые породили уникальный феномен – культурный протекционизм, ситуацию, когда правительство страны намеренно ограничивает своим гражданам доступ к иностранным средствам массовой информации. Делается это под целым спектром предлогов, от запрета «вражеской пропаганды» до «сохранения национальной культурной автономии». Наиболее опасной в этом смысле представляется обычно американская культура. Её часто обвиняют в пропаганде «американского образа жизни», насилия, морально-нравственных ценностей, чуждых народу страны – импортёра.
«Претендуя на доминирующее положение в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, свой образ жизни. Массовая культура, созданная по американским стандартам и пропагандирующая американский образ жизни, как нельзя лучше могла послужить этим целям.»1
Прежде
чем приступить к более подробному
анализу положительных и
1.2
Причины возникновения
и формы проявления
экспансии в сфере культуры
Как
уже было сказано выше, ни одна страна
в современном мире не существует
в вакууме. Потому взаимопроникновение
культур – явление неизбежное.
Кроме того, ритм жизни постоянно
ускоряется, мир вокруг нас меняется как
никогда быстро, и более того, всё говорит
за то, что в будущем изменения будут происходить
ещё быстрее. Человечество стремительно
эволюционирует, и процесс эволюционного
развития захватил не только науку и технику,
но и социальную сферу, сферу государственного
и организационного устройства. Что же
говорить о культуре, которая просто обязана
идти в ногу со временем и отражать эпоху
во всех её проявлениях?
Ускорение жизни, постоянный интерес к
культурным новшествам не только своей
страны, но и за рубежом – одна из причин
явления культурной экспансии.
Усиление влияния средств массовой коммуникации – вторая причина «нашествия» зарубежной культуры. К. Ясперс в своей работе «Духовная ситуация времени» тщательно разрабатывает массовую психологию и приходит к выводу о том, что индивидуальное сейчас если не полностью подчинено массовому, то по крайней мере, в очень большой степени. «Для расчлененной в аппарате массы главное значение имеет фикция равенства. Люди сравнивают себя с другими, тогда как каждый может быть самим собой, только если он не сравним ни с кем. То, что есть у другого, я тоже хочу иметь; то, что может другой, мог бы и я.»2 Эта психология рано или поздно должна была привести к тому, что каждого обывателя неизбежно «потянуло» к пресловутой «американской мечте».
Мировая массовая культура создавалась по американским стандартам и была призвана «облегчить человеку процесс мышления до такой степени, чтобы в конце концов совсем выключить мышление», - так сформулировал их цели бывший шеф боннского идеологического центра Ганс Ян. Такое положение позволяет США широко использовать проникновение американской культурной продукции в качестве орудия идеологического господства.
Таким образом, американская культура, сформировавшаяся и развивавшаяся как национальная, со второй половины XX в. посредством массовой культуры имеет тенденцию превратиться в наднациональную, подчиняя духовную жизнь народов стран мира идейному влиянию США, навязывая им американский образ жизни и мышления.
Но давайте вспомним, только ли сейчас проявилась эта проблема – проблема экспансии зарубежной культуры? Если оглянуться назад и совершить небольшой экскурс в историю, то мы, конечно, упомянем, прежде всего, о реформах Петра. Прав ли был он, навязывая России образ жизни и культуру столь приглянувшихся ему западных стран? Пытаясь ответить на этот вопрос, обратимся к знаменитой работе Николая Бердяева «Русская идея». «Мысли Чаадаева о русской истории, о прошлом России выражены с глубокой болью, это крик отчаяния человека, любящего свою родину. Вот наиболее замечательные места из его письма: "Мы не принадлежим к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода". "Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед, прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это — естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая наша идея бесследно вытесняет старые". "Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок". Чаадаев был потрясен "немотой русских лиц". "Ныне мы составляем пробел в нравственном миропорядке".3
Информация о работе Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии