Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: выявить особенности итальянской моды, как средства культурно-экономической экспансии.

Задачи исследования определены исходя из поставленной цели и включают:
изучить взаимодействие культур и проблемы культурной экспансии;
рассмотреть историю итальянской моды;
рассмотреть итальянскую моду, как средство культурно-экономической экспансии.
сделать вывод по исследованию

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава I. Взаимодействие культур и проблема культурной экспансии……...…6

1.1 Экспансия зарубежной культуры как явление.....................................6

1.2 Причины возникновения и формы проявления экспансии в сфере культуры…………………………………………………………………….8

1.3 Взаимопроникновение восточной и западной культур……...…….10

Глава II. История итальянской моды…………………………………………...14

2.1 Ткани, цвет, орнамент………………………………………………...20

2.2 Итальянский мужской костюм эпохи возрождения………………..22

2.3 Итальянский женский костюм эпохи возрождения………………...26

Глава III. Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии……………………………………………………………..…………..31

3.1 Итальянская мода в современном мире……………………………..31

3.2 Итальянская экспансия в мире моды………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы……………………………………...……37

Работа содержит 1 файл

Переделанная курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральский государственный университет имени  А.М.Горького

Факультет международных отношений

Кафедра теории и истории международных отношений 
 
 
 
 
 
 

ИТАЛЬЯНСКАЯ МОДА, КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЭКСПАНСИИ

Курсовая  работа 
 
 
 

Исполнитель: студентка 1 курса

Группы 102 (направление МО)

Криволапова Ксения Игоревна 

Научный руководитель:

Доцент  фил. наук

Табаренцева-Романова Ксения Михайловна 
 
 

Екатеринбург

2011

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава I. Взаимодействие культур и проблема культурной экспансии……...…6

    1.1 Экспансия  зарубежной культуры как явление.....................................6

    1.2 Причины возникновения и формы проявления экспансии в сфере культуры…………………………………………………………………….8

     1.3  Взаимопроникновение восточной и западной культур……...…….10

Глава II. История итальянской моды…………………………………………...14

     2.1 Ткани, цвет, орнамент………………………………………………...20

     2.2 Итальянский мужской костюм эпохи  возрождения………………..22

     2.3 Итальянский женский костюм эпохи  возрождения………………...26

Глава III. Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии……………………………………………………………..…………..31

     3.1 Итальянская мода в современном мире……………………………..31

     3.2 Итальянская экспансия в мире моды………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы……………………………………...……37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Экспансия (от лат. expansio — распространение, расширение) — территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры, или биологического вида.

      В отличие от биологической экспансии, которая предполагает расширение среды  обитания определенных биологических  видов (как правило, с вытеснением  из этой среды автохтонных видов), культурная экспансия характеризует расширение области применения культурных объектов — символов, смыслов и средств их выражения. При этом один биологический вид не вытесняет другой.

      Примером  культурной экспансии в противопоставлении экспансии биологической можно  назвать заимствование неандертальцами элементов искусства у людей современного типа.

      Культурная экспансия имеет место и в современном мире. В наше время наиболее известным примером является распространение американской культуры. При этом современная культурная экспансия основана не на биологическом, а на политико-экономическом превосходстве.

      Характерным отличием культурной и политико-экономической  экспансии от биологической является то, что они могут и зачастую проводится целенаправленно, сознательно. В этом случае можно вести речь не о стихийной экспансии, а о политике экспансионизма.

      Итальянцы придают одежде большое значение. Большинству из них сразу понятно, что идет им, а что нет. Возможно, это обусловлено тем, что они очень хорошо понимают язык тела, ведь часто движение им заменяют ответ, а уж про итальянский язык жестов знает весь мир. Но, тем не менее, по количеству модно одетых людей на улицах, Италия обойдет многие и многие страны мира.

      Италия  «подарила» миру целую плеяду именитых дизайнеров, знаменитых брендов, а вместе с ними и десятки тысяч прекрасных модных коллекций. Италия единственная в мире страна которая возвела понятие «итальянская мода» в ранг «короны мирового стиля в одежде». На Апеннинском полуострове уже стали возникать целые «модные империи». Взять того же Джорджио Армани (итал. Giorgio Armani), бизнес которого поистине сопоставим с целой империей, а сам он давно стал миллиардером и одним из самых богатых людей Италии. Но и кроме Армани, можно назвать десятки имен, или названий модных брендов одежды, которыми называются вещи в гардеробах миллионов жителей нашей планеты в самых разных ее уголках. Итальянцы опередили французскую моду, которая в середине прошлого века была популярна во многих странах. Но таких успехов, высот и вершин, каких достигла итальянская индустрия моды, уже вряд ли сможет достичь «легкая промышленность» какой-либо страны. Вряд ли когда-либо в обозримом будущем будут так популярны модные коллекции, разработанные и изготовленные, например, в Дании, или в Австралии. Может лет через 50 мода будет более унифицирована, может будет не столь важно, кто придумал тот или иной фасон и где это было изготовлено, но вряд ли кто-то сможет повторить тот фурор, который смогла произвести Италия в конце XX - начале XXI веков.

Итак, вопрос экспансии итальянской моды вызывают интерес и актуальны для исследования потому, что:

Во-первых, о моде постоянно говорят в средствах массовой информации.

Во  – вторых, мода изменчива, она не стоит на месте, поэтому о ней всегда будут говорить.

В – третьих, существует литература, которая рассматривает отдельно моду, отдельно культурно-экономическую экспансию, но почти не существует литературы о взаимосвязи этих понятий.

     Объектом исследования является культурно-экономическая экспансия в сфере моды.

     Предметом исследования является итальянская мода, как одно из средств экономики Италии.

          Цель данной курсовой работы: выявить особенности итальянской моды, как средства культурно-экономической экспансии.

     Задачи исследования определены исходя из поставленной цели и включают:

  • изучить взаимодействие культур и проблемы культурной экспансии;
  • рассмотреть историю итальянской моды;
  • рассмотреть итальянскую моду, как средство культурно-экономической экспансии.
  • сделать вывод по исследованию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Взаимодействие культур  и проблема культурной экспансии

1.1 Экспансия зарубежной культуры как явление 

      Термин  «экспансия» (лат. Expansio – расширение, распространение) первоначально использовался  преимущественно в экономической  и политической сферах для определения таких явлений, как вывоз товаров и капитала в другие страны, открытие там филиалов крупных корпораций и получение за счёт вышеперечисленных предприятий баснословной прибыли.

      Культурная  экспансия представляет собой расширение сферы влияния национальной культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Страна, которая заимствует чужое, называется страной – реципиентом, а страна, которая отдаёт своё, именуется страной – донором. 

      В отличие от модернизации, когда страна – реципиент целенаправленно пытается адаптировать чужие образцы, экспансия контролируется «снаружи», а не «изнутри».

      Культурное  новшество, которое заимствуется добровольно, как правило, ложится на частично подготовленную почву. При этом выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения.

      Однако  именно здесь и лежит основная сложность: на практике подсчитать все  плюсы и минусы, как правило, не удаётся. Возможны лишь приблизительные и, как показывает история, очень грубые прикидки. Цель данной работы – по возможности разобраться с вопросами распространения культурных инноваций между различными странами.

      Термин  «культурное сознание» принято  считать тождественным термину  «национальная идея». Однако единое культурное сознание в рамках одного государства не всегда будет национальным, ведь целый ряд государств являются многонациональными уже в процессе формирования.

      Таким образом, возникают новые, наднациональные культурные сущности, например, американская культура или советская культура. 
Развитие экономического и политического взаимодействия между странами неизбежно приводит к взаимодействию и между культурами, ведь на сегодняшний день ни одна страна не существует в вакууме. Кроме того, средства массовой коммуникации (телевидение, пресса) весьма способствуют взаимопроникновению культур. Благодаря им внутренние культурные инновации постоянно конкурируют с инновациями из других стран.

      Масштабные  культурные экспансии более развитых стран в менее развитые породили уникальный феномен – культурный протекционизм, ситуацию, когда правительство страны намеренно ограничивает своим гражданам доступ к иностранным средствам массовой информации. Делается это под целым спектром предлогов, от запрета «вражеской пропаганды» до «сохранения национальной культурной автономии». Наиболее опасной в этом смысле представляется обычно американская культура. Её часто обвиняют в пропаганде «американского образа жизни», насилия, морально-нравственных ценностей, чуждых народу страны – импортёра.

      «Претендуя  на доминирующее положение в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, свой образ жизни. Массовая культура, созданная по американским стандартам и пропагандирующая американский образ жизни, как нельзя лучше могла послужить этим целям.»1

      Прежде  чем приступить к более подробному анализу положительных и отрицательных  сторон культурной экспансии как  явления, необходимо рассмотреть причины  её возникновения и формы проявления, как в современном мире, так  и в ходе исторического развития цивилизации. 
 
 
 

1.2 Причины возникновения и формы проявления экспансии в сфере культуры 

     Как уже было сказано выше, ни одна страна в современном мире не существует в вакууме. Потому взаимопроникновение  культур – явление неизбежное. Кроме того, ритм жизни постоянно ускоряется, мир вокруг нас меняется как никогда быстро, и более того, всё говорит за то, что в будущем изменения будут происходить ещё быстрее. Человечество стремительно эволюционирует, и процесс эволюционного развития захватил не только науку и технику, но и социальную сферу, сферу государственного и организационного устройства. Что же говорить о культуре, которая просто обязана идти в ногу со временем и отражать эпоху во всех её проявлениях?  
Ускорение жизни, постоянный интерес к культурным новшествам не только своей страны, но и за рубежом – одна из причин явления культурной экспансии.

     Усиление  влияния средств массовой коммуникации – вторая причина «нашествия»  зарубежной культуры. К. Ясперс в своей  работе «Духовная ситуация времени» тщательно разрабатывает массовую психологию и приходит к выводу о том, что индивидуальное сейчас если не полностью подчинено массовому, то по крайней мере, в очень большой степени. «Для  расчлененной  в  аппарате  массы  главное  значение  имеет  фикция равенства. Люди сравнивают себя с другими, тогда как каждый может быть самим собой, только если он не сравним ни с кем. То,  что есть у другого,  я  тоже хочу иметь; то, что  может  другой, мог бы и я.»2 Эта психология рано или поздно должна была привести к тому, что каждого обывателя неизбежно «потянуло» к пресловутой «американской мечте».

     Мировая массовая культура создавалась по американским стандартам и была призвана «облегчить человеку процесс мышления до такой степени, чтобы в конце концов совсем выключить мышление», - так сформулировал их цели бывший шеф боннского идеологического центра Ганс Ян. Такое положение позволяет США широко использовать проникновение американской культурной продукции в качестве орудия идеологического господства.

     Таким образом, американская культура, сформировавшаяся и развивавшаяся как национальная, со второй половины XX в. посредством массовой культуры имеет тенденцию превратиться в наднациональную, подчиняя духовную жизнь народов стран мира идейному влиянию США, навязывая им американский образ жизни и мышления.

     Но  давайте вспомним, только ли сейчас проявилась эта проблема – проблема экспансии зарубежной культуры? Если оглянуться назад и совершить  небольшой экскурс в историю, то мы, конечно, упомянем, прежде всего, о реформах Петра. Прав ли был он, навязывая России образ жизни и культуру столь приглянувшихся ему западных стран? Пытаясь ответить на этот вопрос, обратимся к знаменитой работе Николая Бердяева «Русская идея». «Мысли Чаадаева о русской истории, о прошлом России выражены с глубокой болью, это крик отчаяния человека, любящего свою родину. Вот наиболее замечательные места из его письма: "Мы не принадлежим к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода". "Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед, прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это — естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая наша идея бесследно вытесняет старые". "Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок". Чаадаев был потрясен "немотой русских лиц". "Ныне мы составляем пробел в нравственном миропорядке".3

Информация о работе Итальянская мода, как средство культурно-экономической экспансии