Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:17, контрольная работа
На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними.
По-своему развиваются
традиции народной соломки в
творчестве мастеров, постоянно
живущих в сельской местности.
К новогодним праздникам во
многих деревнях Гродненщины и Витебщины
женщины пожилого возраста делают традиционных
птиц и «пауков», сундуки («куфэрки») и
шкатулки. Птицы Г. И. Ермакович из деревни
Заозерье Глубокского района Витебской
области впечатляют предельной простотой
формы, продиктованной пластическими
качествами соломки. Их нельзя поставить
на плоскость, у них четко выражены грани
крыльев, туловища, в силуэте преобладают
горизонтальные линии. Они подвешиваются
к потолку крестьянской избы или дополняют
украшение «паука». Такие птицы связаны
с древней традицией, ибо постоянно фигурировали
в верованиях и обрядах белорусов. Например,
в представлениях белорусского крестьянина
млечный путь — это «птушачая дорога»
(птичья дорога), по которой птицы летят
на зиму в «вырай» (на юг).
К. М. Русакович.
Мастерица из деревни Рухово
Особенно широко
используется
Композиционное
и орнаментальное решение
К. М. Русакович.
Ковер. 1976
Простота, особое
чутье ритмики соломенного
Сегодня, кроме
однотонных золотистых, руховские мастерицы
К. М. Русакович, Н. М. Пилюк, М. М. Русакович
и другие делают полихромные ковры. Соломку
красят в яркие цвета: зеленый, желтый,
красный, добавляют золотистую фольгу,
белую бумагу. Эти ковры во многом теряют
ту привлекательность и рукотворность,
которая характерна для неокрашенных
ковров. В них появились черты жанровости,
они выглядят несколько пестро, а подчас
и крикливо.
Искусство белорусской
соломки находится сейчас на
новом этапе своего развития
и продолжает традиции
М. Ф. Романюк
1985 г.