История соломоплетения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними.

Работа содержит 1 файл

Соломка.docx

— 669.56 Кб (Скачать)

 По-своему развиваются  традиции народной соломки в  творчестве мастеров, постоянно  живущих в сельской местности.  К новогодним праздникам во  многих деревнях Гродненщины и Витебщины женщины пожилого возраста делают традиционных птиц и «пауков», сундуки («куфэрки») и шкатулки. Птицы Г. И. Ермакович из деревни Заозерье Глубокского района Витебской области впечатляют предельной простотой формы, продиктованной пластическими качествами соломки. Их нельзя поставить на плоскость, у них четко выражены грани крыльев, туловища, в силуэте преобладают горизонтальные линии. Они подвешиваются к потолку крестьянской избы или дополняют украшение «паука». Такие птицы связаны с древней традицией, ибо постоянно фигурировали в верованиях и обрядах белорусов. Например, в представлениях белорусского крестьянина млечный путь — это «птушачая дорога» (птичья дорога), по которой птицы летят на зиму в «вырай» (на юг).  
 

 К. М. Русакович.

 Мастерица из  деревни Рухово

 Особенно широко  используется плоскораспрямленная соломка в аппликации и инкрустации. Даже трудно перечесть все изделия, изготовляемые народными мастерами белорусской деревни. Но наиболее самобытно и творчески многообразно это искусство выразилось в оформлении рамок для фотографий и «дыванов» (ковров). Например, в деревне Рухово Стародорожского района Минской области целая группа женщин занимается изготовлением соломенных ковров. Почти в каждом доме этой и окрестных деревень можно встретить такие ковры над кроватями, на видных местах стен крестьянской избы. Не фабричным и даже не домотканым коврам, более утилитарным и долговечным, отдают предпочтение местные жители. И на вопрос, зачем нужно тратить столько времени на соломку, отвечают просто: «Это красивее, веселее». Причин этого предпочтения много, и цель данной статьи не в раскрытии их, а в доказательстве живучести и преемственности традиций художественной соломки в современном быту, в неиссякаемости творческих способностей и эстетических потребностей жителей села в ручных изделиях.  

 Композиционное  и орнаментальное решение руховских соломенных ковров близко к решению узорнотканых ковров, но главный, центральный мотив, заключенный в венок цветов, тот же, что и в рассмотренной соломенной скульптуре. Стилизованные птицы или звери, обращенные друг к другу головами, восседают на ветках фантастических растений, вокруг которых— узорочье звезд, цветов, листьев. Все это вырезается из плоской соломки и наклеивается на черную льняную или хлопчатобумажную ткань, натянутую на прямоугольный подрамник.  
 

 К. М. Русакович.

 Ковер. 1976

 Простота, особое  чутье ритмики соломенного узора  свойственно работам К. М. Русакович. Ее ковры обладают исключительной цельностью. Птицы или зверюшки в центре ковра напоминают не столько декоративную соломенную пластику, сколько резьбу «вильчаков» (охлопней крестьянских домов) или фигуры, украшавшие в прошлом местные ковши и солонки.  

 Сегодня, кроме  однотонных золотистых, руховские мастерицы К. М. Русакович, Н. М. Пилюк, М. М. Русакович и другие делают полихромные ковры. Соломку красят в яркие цвета: зеленый, желтый, красный, добавляют золотистую фольгу, белую бумагу. Эти ковры во многом теряют ту привлекательность и рукотворность, которая характерна для неокрашенных ковров. В них появились черты жанровости, они выглядят несколько пестро, а подчас и крикливо.  

 Искусство белорусской  соломки находится сейчас на  новом этапе своего развития  и продолжает традиции крестьянского  искусства прошлого, хотя и перестает  создаваться исключительно сельскими  мастерами. Наряду с мастерами,  прошедшими школу традиционного  соломоплетения и аппликаций с детства, здесь работают мастера, получившие навыки в среднем возрасте в городе. Наблюдается усиление декоративного начала, тяготение к сюжету, к чисто декоративным формам. Меняется ассортимент соломенных изделий, круг сюжетов и образов не только в творчестве разных мастеров, но и в работах одного и того же мастера. Многое зависит от места, где живет мастер (город или деревня), условий труда, возраста. Традиция художественной соломки живет и заметно развивается.  

М. Ф. Романюк

1985 г.

Информация о работе История соломоплетения