Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:17, контрольная работа
На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними.
Украшенные аппликацией
разнообразные бытовые
Возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В.Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Традиции народного искусства геометрической аппликации мастера взяли за основу своих изделий. Они разработали технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. В 1960-70-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В. Басалыга, Т. Алексеева, В. Котов и многие другие мастера и художники.
Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них, искусными руками современных мастеров и художников, выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц. Непревзойденными мастерами на протяжении многих лет в этом виде декоративно-прикладного искусства Беларуси остаются Л.Валеева, Л.Малахова, Р.Раманеня, В.Павлова.
Современная аппликация
соломкой обогащается новыми темами
и техниками. Популярны среди
современных мастеров и художников
темы декоративных панно с архитектурными
памятниками Беларуси. Разрабатываются
разнообразные сюжетные композиции
на темы народных праздников, сказок, поверий.
Поиск новых композиционных решений,
согласующийся со взглядами современного
человека его мировоззрением, отличает
работы современных мастеров и художников
от работ народных мастеров. В своих работах
авторы ищут новые декоративные приемы,
сочетая соломенную ленту с объемным плетением
из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.
Источники:
р
Более чем
за полувековой период Советской
Белоруссии одни виды народного искусства,
такие, как праздничная
домотканая одежда и узорная набойка по
холсту, почти исчезли, другие — вышивка
и керамика — продолжают жить, ограничивая
сферу своего бытования, третьи — узорное
ткачество, резьба, роспись по дереву и
полотну, художественная соломка — постоянно
обновляются и получают новое рождение.
Традиции белорусского
соломоплетения восходят к глубокой древности.
В прошлом из соломки изготавливались
преимущественно изделия утилитарного
назначения — разнообразные емкости для
хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего
обихода— сундуки, «шияны», севеньки,
дорожные сумки, кублы; предметы одежды
— шляпы, «коробочки» (головной убор),
калёшы и многое другое. Приемы плетения
выбирались самые простые. Жгуты золотистой
соломы переплетались коричневыми прутьями
лозы или белыми корнями ели (реже лутом
из ореха или вяза, суровыми нитками), придававшими
изделиям не только прочность, но и красоту
архитектонично-четких и ясных форм. Художественная
выразительность достигалась за счет
декоративных возможностей самого материала.
Но, пожалуй, наиболее
ярко и многообразно
Еще никто и
никогда не использовал
Обычная, но
искусно выплетенная соломка
в скромном интерьере сельской
церквушки даже при тусклом
свете лампады вдруг
Особой ажурностью
и филигранностью узоров
Единственным
креплением и основанием
Царские врата
XVIII в. Церковь дер. Лемешевичи
Искусство современного
белорусского соломоплетения развивается
как в виде домашнего художественного
творчества, так и в виде художественных
промыслов Управления художественной
промышленности и Художественного фонда
БССР. Оно продолжает традицию, выработанную
многовековым коллективным творчеством,
и вместе с тем обладает новыми чертами,
привнесенными индивидуальным творчеством
таких известных мастеров, как Гаврилюк
В. И., Головацкая Л. Г., Кулак М. В., Русакович
М. П., Ланцевич Я. Н., Артеменко Е. Г., Романюк
А. Л. и другие. Многие их работы экспонировались
на республиканских, всесоюзных, международных
выставках и отмечены дипломами и медалями.
Вера Ильинична Гаврилюк (р. 1901)—одна из
старейших мастериц. Родилась и выросла
в крестьянской семье, в удивительно живописном
и таинственном уголке — Беловежской
Пуще, в селе Высокое Каменецкого района
Брестской области. С детства полюбила
она незамысловатые соломенные куклы,
фантастических птиц и «пауков». Хорошо
зная жизненный уклад белорусской деревни,
ее песни, обычаи и обряды, Вера Ильинична
наполняет свои композиции персонажами
народных сказок; животными, обитателями
Беловежской Пущи; создает образы ушедшего
крестьянского быта. Красочными и нарядными
выглядят композиции «Колядки» (старинный
обычай колядования), «Старинная белорусская
свадьба», «Левон и Левониха» (персонажи
популярного белорусского танца «Левониха»)
и многие другие. В создании сложных композиционных
групп она использует не только разнообразные
способы плетения, но и колосья, соломку
в сочетании с цветными нитками, тканью,
берестой.
Л. Г. Головацкая.
Олень. 1979
Наибольшей декоративной
выразительности достигла
Царские врата.
Церковь деревни Лемешевичи
Талантливой мастерицей
соломоплетения в республике является
также Лидия Григорьевна Головацкая. Когда
в начале 70-х годов цех ручного узорного
ткачества при художественно-производственном
комбинате Художественного фонда БССР
был ликвидирован, Агафоненко предложила
Головацкой заняться соломкой. Попробовала,
кое-что получилось. Сейчас Лидия Григорьевна
с улыбкой вспоминает эти мучительные
месяцы раздумий и волнений, но тогда...
Это был выбор... «Сердцу не прикажешь,—
добавляет она, — учуяло теплоту янтарного
солнца и не смогло отпустить меня». Сегодня
Головацкая не представляет свою жизнь
без искусства художественной соломки.
Как истинный народный мастер, она вся
в своем творчестве, а ее изделия —внутренняя
потребность. Она постоянно ищет, фантазирует,
находит бесконечное разнообразие пластических
качеств соломки.
Царские врата.
XIX в. Церковь деревни Вавуличи
Чтобы обычная
соломка заговорила языком
Вначале осторожно
жнут серпом, чтобы не поломать,
затем режут от коленца до
коленца, одновременно
Фантазия мастера
неисчерпаема. Казалось бы, при заметном
однообразии изделий —
Л. Г. Головацкая. Пава. 1979
Головацкая в основном
выполняет две группы соломенных скульптурок.
Маленькие, около 10—15 сантиметров высотой,
фигурки-игрушки и крупные, около 30—90
сантиметров, декоративные скульптуры.
Маленькие фигурки плетет быстро и упрощенно,
выявляя декоративную ритмичность силуэта.
Природные качества материала здесь выступают
открыто и натурально. Обычный пучок соломы,
перевязанный в нескольких местах и согнутый
по концам, превращается в лошадку, козленка,
аиста и так далее.
Фактически здесь
сам материал диктует форму
и требует от мастера
Несколько иначе
подходит Головацкая к «поведению»
соломки в крупных изделиях. В них она
демонстрирует виртуозные технические
приемы и способы декорировки. Часто сочетает
прямую соломку с колосьями, аппликацией
и плетением. Кроме витушки, туловище посыпается
«сечкой» — мелко нарезанной соломкой,
фактуру оперения птиц имитируют маленькие
пучки раздробленной или косо срезанной
соломы. Длинные стебли — перья хвостов,
усыпаются пушистыми кружками «глазков»
из раздробленной соломки или заполняются
коленцами. Весьма эффектны новые приемы
украшения хвостов птиц — зубчатая плоско
сплетенная или прямая с частыми перевязями
соломка.
Т. И. Агафоненко. Пава. 1978
Выразительность
композиции построена на
Удачей Головацкой
являются также сплетенные из соломки
головы народных типажей для манекенов
традиционной национальной одежды, экспонируемой
в Музее народных художественных промыслов
Белоруссии в Заславле. Здесь мастерица
исходила из принципов плетения, которыми
руководствовались народные мастера в
начале XX века при изготовлении образов
персонажей рождественских празднеств.