Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:17, контрольная работа
На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними.
На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.
На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление.
Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.
Сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Как и любая другая судьба она знала и периоды расцвета, и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях.
Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII- начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени, на изготовление которых не всегда находилось в нелегкой повседневности крестьянской жизни.
Соломенные бытовые
изделия для хранения продуктов,
зерна, которые были незаменимы в
крестьянском быту на протяжении многих
веков хоть и медленно, но тоже стали
вытесняться современными изделиями.
Хотя по прочности они могли
ЯндексДирект
Свадебные платья 2011!!!Коллекции
2010-2011 в одном месте от 25 салонов!
г. Минск, Беларусь www.gorko.by
Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. В современном соломоплетении появились Имена. И это одна из его отличительных черт от соломоплетения прошлого - безымянного, не оставившего для истории ни одного имени мастера.
Родоначальницей современного соломоплетения стала Вера Ильинична Гаврилюк (1904—1986). Она возродила древнейшие приемы изготовления соломенных фигурок, которые еще сохранялись в памяти сельских жителей .
Вера Ильинична
стала основательницей
Такие, казалось бы, не сочетаемые качества соломки, как неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами большие творческие просторы.
«Колядники». Автор
— Вера Гаврилюк. 1972 г. Соломка, нитки
В отличие от ремесла прошлых столетий, возникшего и развившегося в сельской среде, центрами современного соломоплетения в наши дни стали города, а занимающиеся этим искусством люди, как правило очень далеки от сельского хозяйства. Соломка для них стала материалом, при помощи которого они выражают свои чувства и мысли, проявляют мир и выказывают свое отношение к нему. Утратившее свое первоначальное бытовое ритуальное назначение, соломоплетение сохраняется и развивается вашими современниками как одно из величайших культурных и духовных наследий, доставшееся нам от ваших предков, демонстрируя великолепную гамму своих декоративных свойств. Беларусь — одна из немногих стран мира, где соломоплетение получило интенсивное современное развитие. В большинстве развитых стран Западной Европы, Америки, Азии плетение соломки перешло в разряд хобби. Любители и энтузиасты этого искусства во всем мире занимаются сохранением его традиций. Члены национальных гильдий соломоплетения собираются на международные встречи и фестивали, проводят мастер-классы, на которых изучают особенности национальных школ соломоплетения. В 2001 году мастера из Англии, Америки, Австралии и Венгрии посетили Беларусь. Уровень работ белорусских мастеров и художников, работающих с соломкой, был расценен ими как эталон современного искусства соломоплетения, сохранившего и развившего яркую национальную индивидуальность.
Для знакомства
с белорусскими мастерами и
национальной школой
Белорусское искусство
соломоплетения, благодаря работам художников,
мастеров, искусствоведов, достойно входит
в сокровищницу достижений мировой художественной
культуры. Развитие его не останавливается
сегодня, оно завоевывает новых поклонников,
привлекая к талантливым учителям талантливых
учеников.
Первые упоминания об аппликациях из соломки относятся к временам древней Египетской цивилизации. Более поздние работы относятся к Римскому периоду. Аппликация из соломки была широко распространена в Великобритании во времена войны с Наполеоном. Многие военнопленные были прекрасными мастерами по работе с соломкой и во время своего заточения создавали красивые вещи с применением аппликации, которые затем продавали местному населению.
Наличие этого материала в различных уголках нашей планеты наложило свой отпечаток на развитие различных техник и приёмов работы с ним. Этим промыслам уже не одна сотня лет.
Вышивка по ткани
соломкой, может соперничать с
вышивкой золотыми нитями. Вышивка
соломкой по ткани – вовсе необычная
сфера применения соломки. Стежки при
вышивании соломенными
Вышивка по сетке с использованием соломки. Для вышивки можно использовать различные тканевые основы: шёлк, атлас, сетку, органзу, муслин, хлопчатобумажные ткани. Ею украшают не только картины или панно, она использовалась в украшении праздничной одежды обычных крестьян, которым не доступна была вышивка золотыми нитями используемая в костюмах знати.
Панно из различных элементов, выполненных из соломки. Из соломенных форм, выполненных в различных техниках, создаются симметричные узоры, цветочные орнаменты, которые используются при оформлении различных панно, которые могут достойно украсить любое, даже современное жилище.
Но самое распространённое применение соломки – плетение. Мастера плетения, могли изготовить из соломки различные по своему назначению вещи – от простой, детской игрушки или соломенных шляпок для дам, до прекрасных салфеток, панно, женских украшений, которые смело можно было называть произведением искусства и помещать в музеях.
Достигнув своего апогея к середине 19 века, плетение из соломки было известно практически в каждой семье. Изделия из соломки занимали прочное место в европейских домах моды. Производство соломенных шляп было предметом национальной торговли. Развивались и совсем необычные техники плетения – плетение соломенных кружев, применяемых для ювелирных украшений. Складывались целые национальные школы мастеров плетения, не похожие ни на какие другие.
Особенно широко
соломка использовалась для плетения
дамских шляпок, которые заняли прочное
место в европейских домах
моды. По мере того как интерес к
плетению возрастал, для изготовления
соломенной тесьмы, используемой при
плетении дамских шляпок, в Швейцарии
в 1840 году была придумана первая прялка,
управляемая вручную, которая позволяла
скручивать полоски соломки в
невероятно прочные соломенные косички.
С приходом эры фабричного производства
начали строиться целые фабрики
для удовлетворения всё возрастающих
потребностей вечно изменчивой моды.
Весь двадцатый век фабрики
Однако мода переменчива и начиная с 1950-х годов соломенные шляпы стали терять свою популярность. С приходом новых синтетических материалов на современный рынок и машинной обработки, ручное производство изделий стало постепенно угасать и, к сожалению, практически исчезло. Искусство, которое знали в каждой семье, теперь является достоянием немногих, пытающихся сохранить и передать мастерство другим. Но чем сильнее развивается современная промышленность, тем уникальнее и востребованнее становятся произведения мастеров-одиночек, сумевших сохранить необычные ремёсла. Они до сих пор радуют глаз и являются предметом коллекционирования.
Очень интересны и востребованы работы из аппликации соломой. Расскажу как добиться результата в работе и сделать подделки для украшения интерьера.
Горячий способ аппликации из соломы. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент - выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60-80 оС и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.
Холодный способ аппликации из соломы. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
Иногда вам может
потребоваться более темный или
более светлый цвет соломы. Которые
отсутствуют в имеющихся
Тонирование / окрашивание соломы. Коричневые и темно коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатели (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии розоватый оттенки. Для окраски соломы в яркие тона - красный, синий и др. - применяются анилиновые красители, которыми красят ткани. Для окраски соломы можно применять и морилку.