История соломоплетения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними.

Работа содержит 1 файл

Соломка.docx

— 669.56 Кб (Скачать)

Как делать аппликацию из соломы

1. Занятие предполагает  наличие клея (обычно используется  клей ПВА, т.к. он не оставляет  после себя каких-либо заметных  следов, то есть почта прозрачный  после высыхания), поэтому желательно  рабочее место застелить бумагой,  для предохранения ваших столов.  

2. Кисточка для  приклеивания больших деталей,  пластиковая тоненькая (диаметром  не более миллиметра) полочка  или спица для нанесения малого  объема клея.

3. Пинцет для взятия  и удержания мелких деталей.  И вообще это не заменимая  ни чем принадлежность и руки  остаются чистыми от клея.

4. Ножницы - желательны  не тугие и с прямыми концами.  Также могут понадобиться и  полукруглые ножницы. 

5. Две тряпочки. Одна  абсолютно сухая, а вторая немного  влажная. 

6. Калька для приклеивания  соломенных лент.

7. Последний, но  очень важный пункт. Для фона  вам потребуется материал, который  должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может  быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым или  подобрать подходящий лист шпона. 

Кроме всего этого  оборудования вам понадобятся альбомы, с цветными и простыми карандашами. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и все то что необходимо вам для последующих работ.

Аппликации простым  или со сложным сюжетом, большим  количеством деталей выполняется  по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и  соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять  его общей композиции. Хорошо продуманная  композиция, т.е. размещение того, что  надо изобразить, - залог успеха аппликации. В эскизе вам надо нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и  предметов в пространстве (для  чего используется перспектива), достигается  согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы  масштабов и пропорций, а также  ритм, иногда симметрия). При составлении  эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Но вам придется придерживать некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой. Самое сложное  в аппликации из соломы - это наклеивание  соломенных лент. До наклеивания их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в  другое, темно-коричневые в третье и  т.д. Затем разрезают их на отрезки  нужного размера, вырезают из эскиза изображения, например: листок, разрезают  его по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Далее вам понадобиться достаточно большой груз, под которым  высушивают части аппликации. Когда  наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения. Заготовленные таким образом  изображения раскладывают на фоне и  смотрят, проверяют все ли так  как надо или хотелось. Далее если вам все понравилось, промазывают  с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под  грузом. В готовой аппликации допустимо  тонирование мелких деталей и орнаментов выжиганием. Аппликации из соломы, помещенные под стекло и окантованные, долго сохраняются. 
 
 

Соломка стала  уникальным для Беларуси материалом. За последние четыре десятилетия  развитие современных ремесел соломоплетения и аппликации соломкой, от патриархальных форм и приемов достигло уровня профессионального искусства.

 Работы из соломки  белорусских мастеров хранятся  в музеях России и Беларуси, США и Великобритании. Белорусское  декоративно-прикладное искусство  стало узнаваемо, благодаря работам  белорусских мастеров соломки.

 Развитие соломоплетения и аппликации соломкой, высокий художественный уровень работ современных мастеров, позволили включить эти ремесла в курсы преподавания высших и средних специальных художественных и педагогических учебных заведений. По всей республике существуют сотни кружков для детей и взрослых, по обучению этим ремеслам. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Солома –  побочный продукт при выращивании  зерновых культур. Пригодна на корм скоту или используется в качестве подстилки. Так считают многие. Но – не все…  
 

 

Податливость, легкость в обработке, доступность. Эти качества природного материала не могли быть не замечены. Именно они сделали  солому прекрасным поделочным материалом в умелых руках мастеров, позволяя создавать из неё, в зависимости  от утилитарного назначения, самые  невероятные и востребованные вещи.  

Наличие этого материала  в различных уголках нашей  планеты наложило свой отпечаток  на развитие различных техник и приёмов  работы с ним. Этим промыслам уже  не одна сотня лет. И за столь продолжительное  время их существования появилось  множество необычных способов применения соломы как материала для творчества. 
 

Табакерка, инкрустированная соломкой 

Аппликация, инкрустация, интарсия, в том виде, в каком  она нам известна, использует шпон, сделанный из распущенной и расправленной  соломы. Технология обработки и наклеивания  соломенного шпона ничем не отличается от технологии обработки и наклеивания  деревянного шпона.  

Первые упоминания об аппликациях из соломки относятся  к временам древней Египетской цивилизации. Более поздние работы относятся  к Римскому периоду. Аппликация из соломки  была широко распространена в Великобритании во времена войны с Наполеоном. Многие военнопленные были прекрасными  мастерами по работе с соломкой и  во время своего заточения создавали  красивые вещи с применением аппликации, которые затем продавали местному населению. В наши дни многие из работ  сохранились, до сих пор радуют глаз и являются предметом коллекционирования. 

Вышивка соломой  по ткани

 
 

Вышивка по ткани которая может соперничать с вышивкой золотыми нитями 

Вышивка соломкой по ткани – вовсе необычная сфера  применения соломки. Стежки при вышивании  соломенными полосками и косичками  точно такие же, как при вышивании  обычной нитью, но результат применения такого необычного для этого вида рукоделия материала, восхищает  даже бывалых вышивальщиц. Работы старых мастеров, выставленные в музее Виктории и Альберта в Лондоне, до сих пор  восхищают посетителей своим  великолепием. 

Вышивка соломой  по сетке 
 
 

Вышивка по сетке  с использованием соломки 

Для вышивки можно  использовать различные тканевые основы: шёлк, атлас, сетку, органзу, муслин, хлопчатобумажные ткани. Ею украшают не только картины или панно, она использовалась в украшении праздничной одежды обычных крестьян, которым не доступна была вышивка золотыми нитями используемая в костюмах знати. 

 

Панно из различных  элементов, выполненных из соломки 

Из соломенных форм, выполненных в различных техниках, создаются симметричные узоры, цветочные  орнаменты, которые используются при  оформлении различных панно, которые  могут достойно украсить любое, даже современное жилище. 
 
 

Скатерть швейцарских  мастеров. Над её созданием трудились  шесть семей 

Но самое распространённое применение соломки – плетение. Мастера плетения, могли изготовить из соломки различные по своему назначению вещи – от простой детской игрушки  или соломенных шляпок для дам, до прекрасных салфеток, панно, женских  украшений, которые смело можно  было называть произведением искусства  и помещать в музеях. 

Достигнув своего апогея к середине 19 века, плетение из соломки  было известно практически в каждой семье. Изделия из соломки занимали прочное место в европейских  домах моды. Производство соломенных шляп было предметом национальной торговли. Развивались и совсем необычные  техники плетения – плетение соломенных кружев, применяемых для ювелирных  украшений. Складывались целые национальные школы мастеров плетения, не похожие  ни на какие другие. 

Особенно широко соломка использовалась для плетения дамских шляпок, которые заняли прочное  место в европейских домах  моды. По мере того как интерес к  плетению возрастал, для изготовления соломенной тесьмы, используемой при  плетении дамских шляпок, в Швейцарии  в 1840 году была придумана первая прялка, управляемая вручную, которая позволяла  скручивать полоски соломки в  невероятно прочные соломенные косички. С приходом эры фабричного производства начали строиться целые фабрики  для удовлетворения всё возрастающих потребностей вечно изменчивой моды. Весь двадцатый век фабрики выпускали большое количество соломенной тесьмы и других деталей, необходимых для изготовления шляп. 

Однако мода переменчива, и начиная с 1950-х годов соломенные шляпы стали терять свою популярность. С приходом новых синтетических  материалов на современный рынок  и машинной обработки, ручное производство изделий стало постепенно угасать  и, к сожалению, практически исчезло. Изделия «золотого века» плетения из соломки теперь возможно встретить  разве что в национальных музеях. Воленский национальный музей, расположенный в Швейцарии, до сих пор хранит замечательную коллекцию работ старых мастеров. 

Искусство, которое  знали в каждой семье, теперь является достоянием немногих, пытающихся сохранить  и передать мастерство другим. Но чем  сильнее развивается современная  промышленность, тем уникальнее и востребованнее становятся произведения мастеров-одиночек, сумевших сохранить необычные ремёсла. 
 
 
 
 
 
 

АППЛИКАЦИЯ - НЕМНОГО  ИСТОРИИ 

   В декоративно-прикладном  искусстве многих народов мира  встречаются изделия украшенные  узорами, которые составлены из  кусочков соломенной ленты. Самые  старые из изделий украшенных  аппликацией соломкой и хранящиеся  в музеях, относятся к 18- началу 19 веков. В это время стало  активно проявляться стремление  сельских жителей украсить свой  быт декоративными изделиями.  Сельские мастера, ориентируясь  на изделия профессионального  искусства, создавали свои произведения  из доступных материалов, придумывая  собственные технологии.

Свое происхождение  искусство аппликации соломкой ведет  от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись  для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками  ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы  народные мастера заменили не менее  красивой, но дешевой и доступной  соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти  не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так  возникла аппликация соломкой.

 Во времена  своего возникновения и развития  аппликация соломкой применялась  для украшения двух родов изделий:  из дерева - мебель, небольшие деревянные  бытовые вещи и из ткани  - настенные ковры. Разное качество  и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево  и небольшая поверхность, во  втором, мягкая ткань и значительные  размеры ковра, привели к образованию  двух направлений в аппликации  соломкой: аппликации геометрическими  элементами и аппликации криволинейными  элементами.

Плавные линии и  очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические  россыпи орнаментальных геометрических. Так же несхожи и технологии их изготовления.

 Чтобы получить  большие элементы криволинейных  композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали  одну к другой на бумагу. Затем,  из полученных пластов, вырезали  элементы необходимых форм и  размеров.

 Геометрические  элементы, для композиций, выполняемых  в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной  ленты. Ее небольшая ширина  и прямые волокна не позволяли  получать какие-либо другие формы  и размеры.

 В технике криволинейной  аппликации соломкой изготавливали  большие настенные ковры, на  которых симметрично размещали  изображения голубей, оленей, букетов,  которые обрамляли гирляндами  из побегов растений, листьев,  бутонов и цветов.

Стилизованными растительными  узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, детские игрушки.

 Народные мастера,  чтобы придать своим изделиям  больше нарядности и праздничности  использовали подкрашенную в  яркие цвета соломку. Украшенные  аппликацией деревянные поверхности  покрывали лаком, для увеличения  цветового контраста между узором  из соломки и темным фоном,  а так же для закрепления  соломки на поверхности.

Информация о работе История соломоплетения