История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Глубокое противоречие, сложившееся между объективной необходимостью эффективно использовать не только рабочее, но и свободное время для формирования личностных качеств рядового состава современной армии, флота и подразделений Министерства внутренних дел и реальным уровнем решения этой задачи, обусловило целесообразность социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработать систему формирования культуры досуга молодых военнослужащих.

Из этой цели вытекали задачи:

1. раскрыть взаимодействие армии и культуры;

2. изучить историю развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях;

3. выявить роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи.

Содержание

Введение 3
1. Армия и культура 7
2. История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях 14
3. Роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи 19
Заключение 22
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

армия.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     Препятствием  для решения этой задачи служит тот  факт, что большинство молодых  людей сегодня не приучены читать книги и газеты, ходить в театры и музеи, потребляют, в основном, западную видеопродукцию. Главное поэтому, считает В.В.Смирнов, найти пути влияния на сознание молодых людей.

     По  большому счету во всех своих бедствиях, кроме стихийных, виноват сам  человек. Самая страшная его вина - это равнодушие, считает депутат  законодательного собрания Оренбургской области, генеральный директор "Центра подростков" С.Б.Попцов.

     Решение в этих условиях задач воспитания, по мнению народного артиста России В.К.Бабятинского, состоит в "терапии" нравственных проблем культурой  и искусством, понимая при этом, что процесс воспитания не есть празднично-показная трескотня, отдельные концертики и отдельные выступления популярных артистов. Трудно, однако, переоценить эмоциональную силу прямого воздействия личности выдающихся деятелей искусств, их исполнительского мастерства на аудиторию, будь то, например, исполнение государственного гимна певцом "в живую", зарядившее футболистов на победу в отборочных матчах, или запрограммированный проигрыш при исполнении его фонограммы.

     Касаясь, в частности, военно-шефской работы В.К.Бабятинский говорит об уникальной способности культуры и искусства формировать высокую духовность при создании положительных образов и моделей поведения военнослужащих в повседневной и боевой действительности, повышать эффективность военной службы.

     Высоты  русской культуры - это не столько  эстетическое совершенство, сколько служение совести. Задача восстановления традиций, лежащих в основе культуры и определяющих ее содержание - это важный и благородный труд. И только через него путь в будущее. Самым благодарным материалом в целях приобщения молодежи к искусству является декоративно-прикладное искусство, которое по мысли О.Н.Ежовой, в состоянии решить широкий круг познавательных и воспитательных задач, а также вырабатывать навыки и умения, необходимые в такой работе, будить столь необходимое в жизни умение и желание трудиться и трудиться красиво.

     Включение ребят в исследовательскую творческую работу во время подготовки и проведения интеллектуальных, развлекательно-познавательных мероприятий, встречи и совместная творческая работа с мастерами народных промыслов обеспечивает соприкосновение со своей культурой, историей и творческим наследием.

     Следует добавить в этой связи о чрезвычайно  высоком воспитательном потенциале привлечения молодежи к участию  в художественной самодеятельности, из которой вышли многие выдающиеся советские артисты, такие патриоты России как певцы Нестеренко и Кобзон.

     Опыт  художественной самодеятельности используется ныне в проекте "Фабрика звезд". Указанное направление воспитания успешно реализуется в работе с контингентом осужденных в системе ГУИН Минюста России.

     Творчество - не исключительное состояние художественной, научной или изобретательской деятельности. Воспитательная деятельность также  должна включать момент творчества, который  характеризуется вдохновением - состоянием своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения в любой области человеческой деятельности.

     Нельзя  не согласиться с тем, что фундаментом  культуры в России стала литература, словесность. Пока русская литература ощущает свое единство и в географическом плане, и в историческом измерении, т.е. помнит свои истоки и традиции. Сегодня нам еще доступны и понятны пушкинские строки, еще не забыт язык русской классической литературы. Однако, по словам В.А.Кожемякина, когда читаешь наши школьные учебники, убеждаешься, насколько мы далеки от того, чтобы простым, доходчивым, ясным, понятным языком сказать каждому мальчишке, каждой девчонке, что нам есть чем гордиться, нам есть что защищать.

     Как считает В.К.Бабятинский, в стране есть огромный арсенал творческих учебных  заведений, обладающих языком общения, на котором разговаривают молодые  воины.

     В процессе воспитания необходимо быть предельно осторожными, ибо одно неосторожное слово может вызвать диаметрально противоположную реакцию, полагает профессор РАН Л.С.Рубан.

     Как правило, лучше запоминается короткая, хлесткая, резкая фраза.  
Сказанное подтверждает известное из психологии и педагогики требование к воспитательной деятельности: необходимость создания благоприятной рече-мыслительной среды общения с учетом сохранения эффектов первичности, новизны, взаимного тяготения, минимизации бессодержательного общения.

     Анализ  работы должностных лиц частей и  подразделений по организации воспитательной и культурно-досуговой работы с личным составом в предвыходные, выходные и праздничные дни, а также в вечернее время показывает, что данная проблема по-прежнему остаётся актуальной. Крайне слабо изучены руководящие документы, регламентирующие воспитательную работу. Не придаётся должное значение тому факту, что около 70%. случаев глумлений и издевательств, других негативных проявлений по отношению к военнослужащим младшего призыва приходится именно на конец недели, а также на вечернее время вследствие ослабления контроля за личным составом. Поэтому на одно из первых мест в вопросах воспитания выходят организациями качественное проведение с подчинёнными культурно-досуговых мероприятий.

     Практика  показывает, что осуществлять организацию  досуга личного состава необходимо не от случая к случаю и не в зависимости от проявлений общественной инициативы и самодеятельности, а постоянно и на профессиональном уровне.

     При организации культурно-досуговой  работы с военнослужащими, гражданским  персоналом и членами их семей полнее использовать воспитательные возможности военных учреждений культуры, армейских творческих коллективов, комнат досуга.

     Культурно-досуговую  работу направлять на воспитание у  личного состава высокой духовной культуры и нравственных качеств, гордости за своё Отечество, историю России, Российской армии.

     Практика  показывает, что там, где вдумчиво подходят к планированию и проведению культурно-досуговой работы, резко сокращается количество грубых дисциплинарных проступков, улучшается в целом состояние воинской дисциплины, повышаются организованность и порядок, снижается травматизм.

     Нельзя  забывать, что воспитательная работа носит цель сближения военнослужащих, сплочения воинских коллективов, создаёт такие условия, когда совершение происшествий и преступлений становится невозможным.

     Исходя  их изложенного, следует сделать  вывод, что организация отдыха в  подразделении позволяет с максимальной эффективностью учесть индивидуальные особенности воинов, их интересы и  запросы. Высокий уровень культурного досуга во многом зависит от инициативы и творчества заместителя командира по воспитательной работе. Чёткое планирование по месту и времени, своевременное инструктирование актива и оказание ему практической помощи - важные условия успешной организации и проведения культурного досуга.

     Значительное  место в практической работе должностных  лиц частей и подразделений  Армии России  уделено формированию и развитию личности военнослужащего, обладающего важнейшими качествами гражданина-патриота России и способного успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

     В этих целях, обеспечивается максимальное участие самодеятельных художественных коллективов и членов семей военнослужащих в проведении концертных программ, смотров, конкурсов, фестивалей. При этом практикуется проведение тематических вечеров и утренников, посвященных Дням воинской славы России,  в ходе которых широко освещается история и боевые традиции армии. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В работе  по  дальнейшему  укреплению морально – психологического состояния  личного  состава  Вооруженных  Сил   Российской   Федерации возрастает  значение организации досуга военнослужащих,  более полного использования  в  воспитательной  практике  возможностей  культуры   и искусства.

     Вооруженные Силы  Российской   Федерации   располагают   развитой культурно  -  досуговой сферой.  Благоприятные правовые условия для ее оптимального функционирования  открывает  Закон  Российской  Федерации "Основы  законодательства  Российской  Федерации  о культуре".  Однако имеющиеся возможности используются  не  в полную  меру.  Отстает от современных   требований   клубная практика.  Нуждаются в улучшении культурное  обслуживание  и   организация   досуга   личного   состава непосредственно в частях и подразделениях.

       Создание отвечающего современным  требованиям эффективного морально-психологического  обеспечения войск является актуальной  проблемой проводимой реформы  Вооруженных Сил Российской Федерации.  Составной частью этой деятельности  является повышение эффективности культурно-досуговой работы в воинских частях, подразделениях и на кораблях. Непосредственную работу среди военнослужащих, гражданского персонала армии и флота и членов их семей проводят армейские и флотские учреждения культуры. К ним относятся центральные учреждения культуры ВС РФ (Центральный Дом Российской Армии, Центральный Музей Вооруженных Сил, Центральный Академический Театр Российской Армии, Центральная Студия военных художников имени Грекова и Военный отдел Российской Государственной Библиотеки), видовые, окружные и гарнизонные Дома офицеров (ГДО), гарнизонные офицерские клубы (ГОКи), базовые матросские клубы (БМК) и клубы воинских частей.

     Большое воспитательное воздействие на личный состав оказывает культурно-досуговая  деятельность профессиональных и самодеятельных творческих воинских коллективов, работающих при вышеперечисленных воинских учреждениях культуры. Это - ансамбль песни и пляски имени А.А.Александрова, концертные ансамбли видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), самодеятельные творческие коллективы и группы военно-учебных заведений, воинских частей и кораблей.

     Концертные  творческие коллективы призваны обеспечить мобилизацию духовных сил военнослужащих, отвлечение их сознания от повседневных тягот и трудностей военной жизни, расширение культурного кругозора. Участие в самодеятельном художественном творчестве обеспечивает воєнно-служащим и членам их семей удовлетворение культурных потребностей и возможность творческого самовыражения.

     Культурно-досуговая  деятельность творческих воинских коллективов направлена на: а) воспитание у военнослужащих средствами культуры и искусства высокой духовности и нравственных качеств, чувства гордости за свое Отечество, за историю России и ее Вооруженных Сил; б) содействие своими формами и методами формированию у военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил морально-психологической и военно-профессиональной готовности к успешному решению задач военной службы и выполнению требований дисциплины; в) приобщение военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей к ценностям отечественной и мировой культуры, самодеятельному художественному творчеству; г) организацию культурного досуга военнослужащих в интересах поддержания на должном уровне их духовно-эмоционального и морально-психологического состояния.

     То, что было истинно великим останется  великим навсегда. Нельзя выпускать  из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.

     Сегодня, как никогда прежде, мы осознали необходимость исторического, философского, нравственного, эстетического анализа  состояния, уровня армейской культуры и ее материальной основы. Прежде всего важно раскрыть действительно обоснованную точку зрения на самую суть понятий – культуры и образованности, дать их теоретическое обоснование. И тут нелишним будет обратиться к нашей отечественной истории, к классике. Вспомним, например, высказывание на этот счет Н. Г. Чернышевского:  «Образованным  человеком  называется тот, кто.; приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и наконец у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление... Все эти три качества – обширности знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда, тот груб и тупоумен;  у кого нет благородных чувств, тот человек дурной» .

     Вооруженные силы и культурные учреждения армии, как никакая другая сфера, имеют, как говорится прямой выход на человека – его чувства, разум. На сегодняшний день нежелание молодежи не служить в Вооруженных силах является основной проблемой. Культурная же работа располагает весьма мощным механизмом духовного и эмоционального воздействия на личность будущего воина, на выработку у него высочайшей гражданственности и ответственности за судьбу Отчизны. И очень важно, чтобы этот арсенал действовал с максимальной отдачей. Когда-то великий философ Флоренский писал: «Культура есть среда растящая и питающая личность». Об этом мы не должны забывать.

Информация о работе История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях