История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Глубокое противоречие, сложившееся между объективной необходимостью эффективно использовать не только рабочее, но и свободное время для формирования личностных качеств рядового состава современной армии, флота и подразделений Министерства внутренних дел и реальным уровнем решения этой задачи, обусловило целесообразность социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработать систему формирования культуры досуга молодых военнослужащих.

Из этой цели вытекали задачи:

1. раскрыть взаимодействие армии и культуры;

2. изучить историю развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях;

3. выявить роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи.

Содержание

Введение 3
1. Армия и культура 7
2. История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях 14
3. Роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи 19
Заключение 22
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

армия.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     Чрезвычайно важно и то, что человек в  военном мундире во все времена  стоял в первых рядах российских писателей, художников и композиторов, деятелей театра и кино. Россиянин может по праву гордиться тем, что сделала армия для отечественной культуры. Поступать иначе - значит становиться Иваном, не помнящим родства или 
сознательно закрывать глаза на высокую духовную связь российского воинства с культурными традициями своего народа.      

     Значительные  заслуги имеют русские военные  в развитии отечественной музыкальной  культуры. В становление русской  музыкальной классики большой вклад  внесли "Пушкин русской музыки" Михаил Иванвич Глинка и его современник, гусарский офицер Александр Александрович Алябьев (1787— 1851).

     Участник  Отечественной войны 1812 г. композитор Алябьев вошел в мировую и  отечественную музыку прежде всего как автор знаменитого романса "Соловей", который до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Среди его сочинений оперы "Буря", "Волшебная ночь", "Рыбак и русалка" и др., балеты, камерно-инструментальная и театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова.

     Автором музыки гимна "Боже, Царя храни" является штабс-капитан жандармерии А.Ф. Львов, а первый учебник истории музыки и первый музыкальный словарь в России              были             написаны            полковником П.Д. Перепелицыным.

     Во  второй половине XIX в. в Петербурге формируется содружество русских композиторов, получившее название "Могучая кучка". В числе "великолепной пятерки", совершившей переворот в развитии не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными военными.

     Среди них генерал Цезарь Антонович  Кюи (1835— 1918) — профессиональный военный  инженер, крупнейший специалист своего времени в области фортификации, автор ряда научных статей и учебников, профессор  Военно-инженерной академии.

     Ц.А. Кюи — один из создателей и руководителей "Могучей кучки"  - помог становлению таких композиторов, как Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский и А.П. Бородин. Перу Ц.А. Кюи принадлежит 15 опер, более 200 романсов и камерных сочинений. Деятельность самого Кюи во многом способствовала реализации его пророчества о том, что "русские композиторы встанут во главе музыкального прогресса и музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху".

     Его товарищ по "Могучей кучке", один из наиболее исполняемых композиторов — Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908). Это профессиональный морской офицер, который по окончании Петербургского морского корпуса совершил трехгодичное кругосветное плавание на фрегате "Алмаз". Практически все 15 написанных им опер исполняются и сегодня ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Золотой петушок" и др.). Им создано 4 симфонии, симфоническая картина "Шехеразада", большое количество камерных сочинений и романсов.

     Именно  ему наше музыкальное искусство  обязано тем, что Военно-оркестровая  служба России — одна из ведущих  в мире. В 1873 — 1884 г. Н.А. Римский-Корсаков являлся инспектором военно-музыкальных  хоров морского ведомства (сегодня это начальник Военно-оркестровой службы ВМФ России). Он принципиально изменил саму природу и служебную деятельность военных оркестров. Своеобразной оценкой его работы стали слова музыкального критика В. В. Стасова: "Военные оркестры — проводники не одной только военной, но и всяческой музыки в массу народную".

     В школе гвардейских прапорщиков  получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направлений музыкального искусства XX в. Модест Петрович Мусоргский  (1839—1881).  Его  музыкальный  талант,  проявившийся уже в 6-летнем возрасте, расцвел в годы обучения в школе прапорщиков.

     Позже, уже познакомившись с коллективом "Могучей кучки" и став ее членом, он оставляет военную службу и  посвящает себя музыке. Им написаны оперы "Борис Годунов" и "Хованщина", вокальные циклы "Детская", "Без солнца", "Песни и пляски смерти", симфоническая картина "Ночь на Лысой горе", большое количество песен и романсов.

     Один  из величайших композиторов и пианистов XIX—XX в. Александр Николаевич Скрябин (1872—1915) первые музыкальные знания получил в Кадетском корпусе. Смелый новатор, он с помощью своей системы выразительных средств воплотил в музыке идеи и образы предреволюционного времени. Им созданы три симфонии, 10 фортепьянных сонат, другие поэмы, прелюдии, этюды для фортепьяно.

     В послереволюционное время традиции, заложенные великими предками, развивали  в армии прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы — военные оркестры и ансамбли песни и пляски. Основоположниками военно-музыкального искусства страны в советский период стали генерал-майоры С.А. Чернецкий (1881—1950), первый начальник Военно-оркестровой службы СА и ВМФ, и А.В. Александров (1883—1946), основатель и руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии (впоследствии назван его именем).

     Семен Александрович Чернецкий был  талантливым композитором и дирижером, родоначальником советского военного марша ("Марш танкистов", "Марш гвардейцев-минометчиков", марш "Парад"), автором произведений для воинских ритуалов ("Красная заря"), прекрасным организатором и педагогом.

     Александр Васильевич Александров был профессором Московской государственной консерватории, композитором, автором множества песен, в том числе "Священной войны", и музыки Государственного гимна СССР.

     С.А. Чернецкий и А.В. Александров явились  создателями не имеющих аналогов в мире профессиональных музыкальных военно-учебных заведений — Военно-дирижерского факультета (1935 г.) и Военно-музыкальной школы (1937 г., сегодня — Московское военно-музыкальное    училище).       Композитор-фронтовик Б. Фиготин написал песню на слова Ф. Лаубе, где говорится о роли военных музыкантов и военной музыки в жизни армии:

     Дирижеры  военные, капельмейстеры бравые, 

     С давних лет служба в армии стала вашей судьбой!

     В Измаиле с Суворовым и с  Петром под Полтавою

     Шла военная музыка на парады и в бой!  

     Сегодня никто не осмелится отрицать, что  воины Российской армии традиционно  глубоко связаны с могучей и вдохновляющей отечественной культурой. Являясь ее достойными носителями, они не остаются пассивными созерцателями и потребителями плодов цивилизации. Значительная их часть внесла достойный вклад в развитие российской культуры и духовное просвещение своего народа.

     Знать и приумножать лучшие традиции предшественников — задача молодежи, которая сегодня выполняет почетную обязанность защиты своего Отечества 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях 

     Война стала огромным испытанием и для  культурно-досуговой деятельности. С началом ее резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций, воинские части, призывные пункты, госпитали.

     Основной  формой работы с населением стали  беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между  сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны).

     Основными направлениями деятельности клубов и библиотек стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам), развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжелого труда. Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками.

     Широко  использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом  военных действий, «листовки-молнии»  и «боевые листки» об успехах  на фронте и трудовых достижениях  в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных и  наводили справки о судьбе родных. Музейные работники организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства.

     В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.

     Неизменным  средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность – были созданы  «фронтовые бригады», мобильные группы, способные выступать в условиях фронта и тыла. В их репертуаре преобладала  патриотическая тема. Самыми распространенными видами художественной самодеятельности были агитбригады, концертные бригады. Программы составлялись из произведений малых форм -  сценок, одноактных пьес, стихов, песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Вера Пашенная, Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утесов). Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах. В 1943 – 44 годах был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности (участвовало около 500 тысяч человек). А в 1945 был уже второй Смотр (900 тысяч человек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни («Катюша», «Землянка») и частушки.

     В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские  дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск – клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: полковник Чагин – профессор, доктор философских наук, капитан Базанов – кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др.

     При Главном политуправлении для  обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов. Армейские передвижные учреждения культуры в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводили разные мероприятия. Так, например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3 (руководитель – Г. Баделин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии. 
 
 
 
 

3. Роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи 
 

     Не  секрет, что высокие чувства патриотизма  всегда воспитывались на примерах высокохудожественной литературы, поэзии, кино, музыки и театра. По силе эмоционального воздействия, мощному духовному заряду патриотизма трудно переоценить значение фильмов патриотической направленности, в том числе о Великой Отечественной войне. Они воспитывают любовь к России, ее истории, к нашей армии, образу защитника Отечества. Эти мысли, высказанные В.В.Смирновым, начальником отдела Минкультуры России, лежат в основе важнейшего требования к воспитывающей деятельности - эмоционального воздействия необходимой интенсивности, порождающего переживания, связанные с получением новых знаний и впечатлений.

Информация о работе История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях