Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:34, курсовая работа
Глубокое противоречие, сложившееся между объективной необходимостью эффективно использовать не только рабочее, но и свободное время для формирования личностных качеств рядового состава современной армии, флота и подразделений Министерства внутренних дел и реальным уровнем решения этой задачи, обусловило целесообразность социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработать систему формирования культуры досуга молодых военнослужащих.
Из этой цели вытекали задачи:
1. раскрыть взаимодействие армии и культуры;
2. изучить историю развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях;
3. выявить роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи.
Введение 3
1. Армия и культура 7
2. История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях 14
3. Роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи 19
Заключение 22
Список использованной литературы 26
Чрезвычайно
важно и то, что человек в
военном мундире во все времена
стоял в первых рядах российских
писателей, художников и композиторов,
деятелей театра и кино. Россиянин может
по праву гордиться тем, что сделала армия
для отечественной культуры. Поступать
иначе - значит становиться Иваном, не
помнящим родства или
сознательно закрывать глаза на высокую
духовную связь российского воинства
с культурными традициями своего народа.
Значительные заслуги имеют русские военные в развитии отечественной музыкальной культуры. В становление русской музыкальной классики большой вклад внесли "Пушкин русской музыки" Михаил Иванвич Глинка и его современник, гусарский офицер Александр Александрович Алябьев (1787— 1851).
Участник Отечественной войны 1812 г. композитор Алябьев вошел в мировую и отечественную музыку прежде всего как автор знаменитого романса "Соловей", который до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Среди его сочинений оперы "Буря", "Волшебная ночь", "Рыбак и русалка" и др., балеты, камерно-инструментальная и театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова.
Автором музыки гимна "Боже, Царя храни" является штабс-капитан жандармерии А.Ф. Львов, а первый учебник истории музыки и первый музыкальный словарь в России были написаны полковником П.Д. Перепелицыным.
Во второй половине XIX в. в Петербурге формируется содружество русских композиторов, получившее название "Могучая кучка". В числе "великолепной пятерки", совершившей переворот в развитии не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными военными.
Среди них генерал Цезарь Антонович Кюи (1835— 1918) — профессиональный военный инженер, крупнейший специалист своего времени в области фортификации, автор ряда научных статей и учебников, профессор Военно-инженерной академии.
Ц.А. Кюи — один из создателей и руководителей "Могучей кучки" - помог становлению таких композиторов, как Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский и А.П. Бородин. Перу Ц.А. Кюи принадлежит 15 опер, более 200 романсов и камерных сочинений. Деятельность самого Кюи во многом способствовала реализации его пророчества о том, что "русские композиторы встанут во главе музыкального прогресса и музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху".
Его
товарищ по "Могучей кучке",
один из наиболее исполняемых композиторов
— Николай Андреевич Римский-
Именно
ему наше музыкальное искусство
обязано тем, что Военно-оркестровая
служба России — одна из ведущих
в мире. В 1873 — 1884 г. Н.А. Римский-Корсаков
являлся инспектором военно-
В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направлений музыкального искусства XX в. Модест Петрович Мусоргский (1839—1881). Его музыкальный талант, проявившийся уже в 6-летнем возрасте, расцвел в годы обучения в школе прапорщиков.
Позже, уже познакомившись с коллективом "Могучей кучки" и став ее членом, он оставляет военную службу и посвящает себя музыке. Им написаны оперы "Борис Годунов" и "Хованщина", вокальные циклы "Детская", "Без солнца", "Песни и пляски смерти", симфоническая картина "Ночь на Лысой горе", большое количество песен и романсов.
Один из величайших композиторов и пианистов XIX—XX в. Александр Николаевич Скрябин (1872—1915) первые музыкальные знания получил в Кадетском корпусе. Смелый новатор, он с помощью своей системы выразительных средств воплотил в музыке идеи и образы предреволюционного времени. Им созданы три симфонии, 10 фортепьянных сонат, другие поэмы, прелюдии, этюды для фортепьяно.
В послереволюционное время традиции, заложенные великими предками, развивали в армии прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы — военные оркестры и ансамбли песни и пляски. Основоположниками военно-музыкального искусства страны в советский период стали генерал-майоры С.А. Чернецкий (1881—1950), первый начальник Военно-оркестровой службы СА и ВМФ, и А.В. Александров (1883—1946), основатель и руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии (впоследствии назван его именем).
Семен Александрович Чернецкий был талантливым композитором и дирижером, родоначальником советского военного марша ("Марш танкистов", "Марш гвардейцев-минометчиков", марш "Парад"), автором произведений для воинских ритуалов ("Красная заря"), прекрасным организатором и педагогом.
Александр Васильевич Александров был профессором Московской государственной консерватории, композитором, автором множества песен, в том числе "Священной войны", и музыки Государственного гимна СССР.
С.А. Чернецкий и А.В. Александров явились создателями не имеющих аналогов в мире профессиональных музыкальных военно-учебных заведений — Военно-дирижерского факультета (1935 г.) и Военно-музыкальной школы (1937 г., сегодня — Московское военно-музыкальное училище). Композитор-фронтовик Б. Фиготин написал песню на слова Ф. Лаубе, где говорится о роли военных музыкантов и военной музыки в жизни армии:
Дирижеры военные, капельмейстеры бравые,
С давних лет служба в армии стала вашей судьбой!
В Измаиле с Суворовым и с Петром под Полтавою
Шла военная музыка на парады и в бой!
Сегодня никто не осмелится отрицать, что воины Российской армии традиционно глубоко связаны с могучей и вдохновляющей отечественной культурой. Являясь ее достойными носителями, они не остаются пассивными созерцателями и потребителями плодов цивилизации. Значительная их часть внесла достойный вклад в развитие российской культуры и духовное просвещение своего народа.
Знать
и приумножать лучшие традиции предшественников
— задача молодежи, которая сегодня выполняет
почетную обязанность защиты своего Отечества
2. История
развития агит-бригад и художественного
творчества в армейских частях
Война стала огромным испытанием и для культурно-досуговой деятельности. С началом ее резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций, воинские части, призывные пункты, госпитали.
Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны).
Основными направлениями деятельности клубов и библиотек стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам), развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжелого труда. Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками.
Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, «листовки-молнии» и «боевые листки» об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных и наводили справки о судьбе родных. Музейные работники организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства.
В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.
Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность – были созданы «фронтовые бригады», мобильные группы, способные выступать в условиях фронта и тыла. В их репертуаре преобладала патриотическая тема. Самыми распространенными видами художественной самодеятельности были агитбригады, концертные бригады. Программы составлялись из произведений малых форм - сценок, одноактных пьес, стихов, песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Вера Пашенная, Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утесов). Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах. В 1943 – 44 годах был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности (участвовало около 500 тысяч человек). А в 1945 был уже второй Смотр (900 тысяч человек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни («Катюша», «Землянка») и частушки.
В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск – клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: полковник Чагин – профессор, доктор философских наук, капитан Базанов – кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др.
При
Главном политуправлении для
обслуживания фронтов был создан
специальный агитпоезд; такие поезда
были организованы и на отдельных фронтах.
Агитмашины были включены в штаты фронтовых
и армейских домов культуры, во главе коллектива
агитмашины находился лектор. Машина была
специально оборудована, в ней имелась
киноустановка, радиоприемник, библиотечка
художественной, военной литературы, музыкальные
инструменты, средства наглядной агитации.
Часто при агитмашине был коллектив художественной
самодеятельности, иногда в очередную
поездку направлялась на фронт фронтовая
бригада артистов-профессионалов. Армейские
передвижные учреждения культуры в перерывах
между боями, на привалах, в госпиталях
проводили разные мероприятия. Так, например,
после освобождения г. Солнечногорска
туда приехала агитмашина № 3 (руководитель
– Г. Баделин). На улицах еще слышалась
стрельба, а коллектив агитмашины во главе
с батальонным комиссаром П. Рожковым
разместился в двух километрах от переднего
края и в течение нескольких часов непрерывно
выступал перед выходившими из боя подразделениями
44 кавалерийской дивизии.
3.
Роль самодеятельного творчества в воспитании
патриотических чувств у современной
молодежи
Не
секрет, что высокие чувства
Информация о работе История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях