Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:34, курсовая работа
Глубокое противоречие, сложившееся между объективной необходимостью эффективно использовать не только рабочее, но и свободное время для формирования личностных качеств рядового состава современной армии, флота и подразделений Министерства внутренних дел и реальным уровнем решения этой задачи, обусловило целесообразность социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработать систему формирования культуры досуга молодых военнослужащих.
Из этой цели вытекали задачи:
1. раскрыть взаимодействие армии и культуры;
2. изучить историю развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях;
3. выявить роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи.
Введение 3
1. Армия и культура 7
2. История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях 14
3. Роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи 19
Заключение 22
Список использованной литературы 26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Армия и культура | 7 |
2. История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях | 14 |
3. Роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи | 19 |
Заключение | 22 |
Список использованной литературы | 26 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Осуществляемая ныне реформа Вооруженных Сил Российской Федерации решает широкий комплекс задач, предусматривающий их приведение в соответствие со сложившимися в стране к началу XXI века социальными, научно-техническими, военно-стратегическими, организационно-управленческими требованиями.
Государство и общество видят сегодня необходимость коренного преобразования структуры Вооруженных Сил, их технической оснащенности, профессионального мастерства личного состава, системы управления частями и подразделениями, взаимодействия родов войск, нравственно-психологической готовности военнослужащих к выполнению своего гражданского долга. Личностные качества солдата, матроса, милиционера в формирующемся информационном обществе XXI века становятся факторами национальной безопасности, и это предопределяет настоятельную потребность с первых дней воинской службы создать им такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их физических сил, интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.
Многовековая история русской армии позволила сложиться оправдавшим себя традициям военно-технической и тактической подготовки солдат и офицеров. С начала XIX века благодаря утвердившейся системе взаимного обучения и реализации иных форм общекультурного развития солдат, армия стала существенным фактором преодоления неграмотности и малограмотности населения. Особую роль в духовной жизни страны играл офицерский корпус, в первую очередь офицеры флота, неотъемлемыми качествами которых выступали высокий интеллект, эстетическая культура, непреложное следование кодексу чести. Русский офицер, как правило, был начитан, мог поддержать беседу, умел отлично танцевать, владел шпагой, словом, кистью, музыкальным инструментом, обладал умениями и навыками организации досуга.
Все
эти качества, естественно, закладывала
семья, но они закреплялись и развивались
в военно-учебных заведениях, культивировались
непосредственно в воинских частях и подразделениях.
К сожалению, после 1917 года, когда на командные
посты Красной Армии пришла масса людей,
не получивших необходимой общекультурной
подготовки, многие традиции, связанные
с обеспечением воинской культуры, в том
числе культуры досуга, были утеряны. Еще
хуже обстояло дело с рядовым составом.
Если в ЗО-80-е годы среди солдат, матросов
и милиционеров осуществлялась определенная
культурно-просветительная работа, способствовавшая
духовному наполнению их свободного времени,
то в последнее десятилетие, когда Вооруженные
Силы РФ переживали глубокий кризис, проблемы
поддержания боеспособности, решения
элементарных экономических вопросов
и преодоление «дедовщины» оттеснили культурно-досуговую
деятельность на задний план. А между тем,
эффективность реформы Вооруженных Сил,
в первую очередь, зависит от людей,
от их гражданской и нравственно-эстетической
позиции, от их психологической готовности
к реализации новых социальных требований,
от их профессионализма и культуры, соответствующих
критериям информационного общества XXI
века.
Теория
досуга представляет важное направление
современной философии, социологии, экономики,
культурологии, социальной психологии,
педагогики. В трудах отечественных и зарубежных
ученых с достаточной полнотой раскрыта
сущность досуга как социально-педагогической
категории, отражающей деятельность человека
в свободное
время, обеспечивающую рекреацию и его
дальнейшее физическое и духовное развитие.
Усилиями С.Г. Струмалина, Г.А. Прудынского в 20-50-е годы, а в последствии М.А. Ариарского, В.И. Бестужева-Лады, ДМ. Генкина, Б.А. Грушина, А.Д.Жаркова,Г.А. Евтеевой, Т.Г.Киселевой, Ю Д Красильникова, Ю.Н. Кротовой, Н.Ф. Максютина, Б.Г. Мосалева, И.А. Новиковой, БД Парыгина, В.С.Садовской, Э.В. Соколова, Ю.А.Стрельцова, В.Я. Суртаева, А.А. Сукало, Б.А. Титова, BE. Триодина, В А Дцова и ряда других исследователей в России были теоретически осмыслены и практически решены многие социально-экономические, социологические, социально-психологические и культурологические аспекты досуга.
Самой уязвимой в исследованиях проблем досуга остается организация свободного времени военнослужащих. При всей ее актуальности, в 90-е годы XX века не появилось ни одной научной публикации, в которой раскрывались бы педагогические аспекты формирования досуговой культуры солдата, матроса или милиционера.
Глубокое противоречие, сложившееся между объективной необходимостью эффективно использовать не только рабочее, но и свободное время для формирования личностных качеств рядового состава современной армии, флота и подразделений Министерства внутренних дел и реальным уровнем решения этой задачи, обусловило целесообразность социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработать систему формирования культуры досуга молодых военнослужащих.
Из этой цели вытекали задачи:
1. раскрыть взаимодействие армии и культуры;
2. изучить историю развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях;
3. выявить роль самодеятельного творчества в воспитании патриотических чувств у современной молодежи.
Изучение теории и истории проблемы, многолетний опыт службы в Вооруженных Силах и данные поисково-констатирующего этапа исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу, исходящую из того, что формирование молодого воина, отвечающего требованиям информационного общества XXI века, не может более ограничиваться рамками общекультурного развития и военно-технической подготовки, а должно, наряду с ними, включать и формирование досуговой квалификации как неотъемлемого качества личности.
За полтора-два года пребывания в Вооруженных Силах молодой солдат, матрос или милиционер может сформировать в себе досуговую культуру, однако методика решения этой задачи принципиально отлична от методики формирования общекультурного уровня и профессионального мастерства.
Усвоение традиционных воинских качеств строится по вектору от требований общества - к личности, которую вовлекают в систему сложившихся знаний, умений и навыков. Овладение досуговой квалификацией идет от личности, ее наклонностей, способностей, дарований и иных особенностей - к обществу, которое она может обогатить своим социально-культурным творчеством. Формирование воинского мастерства строится на принципах безусловной обязательности, постижение культуры досуга - на принципах педагогики сотворчества, в рамках которой и офицер, направляющий педагогический процесс, и молодой солдат выступают субъектами культурно-досуговой деятельности.
Объектом исследования послужили молодые военнослужащие армии, флота и милиции, вовлеченные в различные формы культурно-досуговой деятельности.
Предметом исследования стал социально-педагогический процесс формирования культуры досуга молодых солдат, матросов и милиционеров.
Гипотезой
исследования является предположение
о том, что формирование нравственно-эстетической
культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой
деятельности в армейской, флотской и
другой военной среде может быть эффективно
решено, при условии системного подхода,
предполагажщего взаимосвязь и взаимодействие
военных учреждений культуры с обучением
и воспитанием военнослужащих основам
воинского мастерства;
1.
Армия и культура
Армия, как и общество, не может жить без культуры. Она пользуется достижениями науки и техники. Армию невозможно представить без музыки, художественной литературы, театра, кино, живописи и других видов искусства.
Но и культура не существует без армии. Защита Отечества — это защита и его культуры, всего, что создано народом, его веры, традиций, обычаев. Не менее важно и то, что наша армия всегда являлась носительницей и важнейшим источником культуры. Российские военные, и прежде всего офицеры, внесли неоценимый вклад в раз-питие отечественной культуры. Традицией российской армии всегда было воспитание людей не только беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, но и высокообразованных, думающих, творческих — личностей. Их деятельность проявилась во всех областях российской культуры.
Правомерно сказать, что армия - это духовный сгусток общества, опора отечественной духовности. Культура и армия — не антиподы, как иногда утверждается, а явления взаимосвязанные, неразделимые.
Гордость отечественной культуры, А.С. Пушкин, по мнению одного из героев Отечественной войны 1812 г. полковника Липранди, был "создан для поприща военного". Пушкин страстно хотел быть на поле чести, там, где сражался Отдельный кавказский корпус, где в военных мундирах служили Отечеству "лицейские, еромоловцы, поэты". В кругу боевых офицеров Пушкин всегда чувство-пал себя своим человеком. Гордостью за русское воинство и суровым предупреждением врагам звучат его слова: "Страшись, о рать иноплеменных, России двинулись сыны".
Армия воспитала не только полководцев, но и руководителей русской науки, академиков адмиралов Литке и Врангеля, композиторов офицеров Римского-Корсакова, Мусоргского, океанолога адмирала Макарова, генералов медицинской службы Пирогова, Боткина и Склифосовского, офицеров — создателей русской стали и булата Аносова и Обухова, отряд офицеров — горных инженеров, на которых держалась отечественная металлургия, создателя железных дорог генерала Мельникова, офицеров топографов, переложивших на карту всю огромную территорию нашей Родины. Эта связь русской культуры с армейской средой закономерна.
Армия, военная служба — один из самых мощных вдохновляющих источников художественного творчества писателей и поэтов, композиторов и живописцев, скульпторов и архитекторов, ученых-естествоиспытателей и т.д.
Ратные люди всегда были героями произведений, составляющих славу российской культуры. Носители этой культуры — былинные богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Все русские князья были воинами, и их изображения на стенах храмов напоминали соотечественникам о святости военного долга. Земледелец также всегда знал, что воинская дружина — гарантия сохранности его дома, его веры, традиций и культуры.
Россия всегда почитала святых — ратников. Языческая Русь чтила Святослава, христианская Россия причислила к лику святых Александра Невского, его сына Даниила Московского, позднее - Дмитрия Донского. К святому российскому воинству принадлежат князья Щеня и Михаил Воротынский. На этапе императорской России наступила эпоха "светлейших князей" — Суворова, Кутузова и других патриотов земли Русской.
Наша армия всегда была носительницей благородных устремлений. Во всех военно-учебных заведениях мира военную науку постигают по трудам англичанина Ллойда, швейцарца Жомини, немца Клаузевица. Все три всемирно известных авторитета в разное время были боевыми офицерами русской армии. Автор полонеза "Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс" Осип Козловский молодым офицером сбежал из родной Польши и пошел волонтером в русскую армию. Явление это не случайное. Во всем мире знали о высоких нравственных устремлениях русского воинства, о том, что "воюет росс за общее благо, за свой, за ваш, за всех покой".
Спокойная сила и правота звучали в пьесах генерала А. Сумарокова на сцене театра Сухопутного кадетского корпуса. Неумирающий тип русского воина через многие десятилетия талантливо воплотился в красноармейце Сухове из замечательного фильма "Белое солнце пустыни".
Армия во все времена нуждалась в культуре, вдохновляющем начале трудного и опасного дела служения Родине. Славянские воины с древности использовали вдохновляющую силу искусства для подготовки к сражениям. С незапамятных времен известны боевые игры и воинственные пляски, предшествовавшие битве. На этапе Древнерусского государства возникают специальные ритуалы, непременным элементом которых стала музыка. В начале XVIII в. военно-церемониальная музыка прочно входит в жизнь русской армии, в систему ее боевой подготовки и воспитания. Выдающийся русский полководец А.В. Суворов, говоря о роли военной музыки, указывал "Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил". Русских воинов вдохновляли и благословляли перед битвой святые русские иконы, мудрое "Слово о полку Игореве", бессмертная суворовская "Наука побеждать", наполненные жизненной силой картины Репина и Левитана. Летописец замечает, что "Троица" создавалась Рублевым, "дабы воззрением на святую троицу" преодолеть страх перед любым врагом великой Руси, выстоять и победить. Святые иконы, как и знамена, в битвах находились впереди воинов. Пречистая божья матерь всегда считалась покровительницей Руси. Ее образ сливался в сознании вояка с образом матери, с образом Родины. Икона Донской богоматери вдохновляла воинов на Куликовом поле и в Казанском походе Ивана Грозного. Икона Смоленской божьей матери была рядом с ними на Бородинском поле. Достижения мировой и отечественной культуры, российская духовность находили в лице нашей армии надежную защиту от любых посягательств недругов России и разрушителей культурных ценностей.
Информация о работе История развития агит-бригад и художественного творчества в армейских частях