История и культура японцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Японцы издревле занимались охотой, морским промыслом, животноводством, но большая часть населения веками возделывала рисовые поля. Трудовые навыки, привычки, система поведения формировали у японцев такие черты, как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к согласованным действиям в группе, а также готовность четко выполнять указания признанного лидера группы.
В то же время приток культурных влияний извне, в основном из Китая и через Китай из более отдаленных стран, в частности из Индии и Центральной Азии, в той или иной мере продолжается; это были как достижения в материальной сфере, новые технологии и с\х культуры, так и новые компоненты духовной культуры, в частности различные направления буддийской и конфуцианской мысли.

Содержание

Происхождение японцев и формирование государства Япония…………...3
ІІ. Япония в наши дни…………………………………………………………...5
ΙΙΙ.Традиционное японское жилище……………………………………………7
ΙV.Традиционная японская одежда…………………………………………….8
V. Японский язык………………………………………………………………..10
VІ. Религия, боги, идолы Японии:
1. Синто……………………………………………………………………… 11
2.Народные верования………………………………………………….........14
VІІ. Икебана …………………………………....................................................17
VІІІ.Чайная церемония………………………………………………………. ..20
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 58.05 Кб (Скачать)

 

 

Пермский государственный  институт искусства и 

культуры

 

 

 

 

Реферат

по этнологии

Тема:

«История и культура

Японцев»

                                                          Студентки Ι курса

                                                             группы МК-11

                                                                  очного отделения

                                                                  Братчиковой К.В.

 

 

Пермь, 2009

Содержание

                                                                                                                        с.

І. Происхождение японцев и формирование государства Япония…………...3

ІІ. Япония в наши дни…………………………………………………………...5

ΙΙΙ.Традиционное японское жилище……………………………………………7

ΙV.Традиционная японская одежда…………………………………………….8

V. Японский язык………………………………………………………………..10

VІ. Религия, боги, идолы Японии:

  1. Синто……………………………………………………………………… 11

     2.Народные верования………………………………………………….........14

VІІ. Икебана …………………………………....................................................17

VІІІ.Чайная церемония………………………………………………………. ..20

Список литературы…………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

Ι.Происхождение японцев  и формирование государства Япония

 

Современная Япония расположена  на архипелаге, который тянется с  севера на юг вдоль восточного побережья  Азиатского континента; ее главные  острова: Хоккайдо - на севере, Хонсю  и Сикоку - в центре и Кюсю - на юге. Кроме них имеется также  более трех островов. Площадь Японии - около 400 тыс.кв. км, население-120 миллионов  человек. Почти 80% суши японского архипелага покрыто горами, среди которых  много вулканов. Природа на японских островах нередко выступает как  грозная разрушительная сила. Извержения вулканов, землетрясения, наводнения, горные обвалы и ураганы испокон  веков сопутствовали жизни японцев; природные катаклизмы не в последнюю  очередь способствовали выработке  таких национальных качеств как  мужество, терпеливость, самообладание, сноровка.

Японцы издревле занимались охотой, морским промыслом, животноводством, но большая часть населения веками возделывала рисовые поля. Трудовые навыки, привычки, система поведения  формировали у японцев такие  черты, как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к согласованным действиям  в группе, а также готовность четко  выполнять указания признанного  лидера группы.

Вопросы этногенеза японцев  и в настоящее время все  еще вызывают споры, рождая самые  противоречивые гипотезы и теории. Принято считать, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Сильный рост волос на лице и теле, меньшая выраженность у них монголоидных черт по сравнению со всеми их соседями (японцами, нивхами Сахалина, корейцами) в прошлом давали повод некоторым европейским антрополагам говорить о генетической связи айнов с европеоидными типами. Однако ныне установлено, что айны имеют общее происхождение с прочими монголоидами Восточной Азии, но обособились от них очень рано, еще до окончательного оформления типичных черт монголоидного облика. Предки айнов и родственные им племена, носители культуры дзёмон("веревочный узор") некогда занимали всю Японию, включая острова Рюкю. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и на юге Хонсю айнское население смешивалось с австронезийскими племенами, родственным населению Тайваня и Филиппин. Археологические сведения показывают, что у них был свайный тип жилища, отличный от айнских тростниковых наземных хижин и полуземлянок. В это время стало распространяться примитивное земледелие, в основном корнеплодное (ямс, таро).

В середине 1 тысячелетия  до нашей эры на Японские острова  проникают так называемые протояпонские  племена. С их приходом на островах появились домашние животные - лошадь, корова, овца, к этому периоду  относится и возникновение культуры поливного риса. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние. В 6-5вв до н. э. этнический и культурный облик Японии подвергся  существенному изменению. Из Южной  Кореи сюда по морю переселились родственные  древним корейцам племена ва (в другом чтении ямато), которые привнесли много новых культурных достижений-гладкостенную керамику, изготовлявшуюся на гончарном круге, металлургию бронзы и железа, навыки разведения крупного рогатого скота и др. Они интенсивно ассимилировали местное австронезийское и айнское население, передали ему свой протояпонский язык, отдаленно родственный древнему корейскому, и создали в юго-западной Японии несколько десятков небольших княжеств. В китайских источниках эти княжества именуются "царствами". В конце 3- начале 4в. н.э. произошло объединение этих "царств" в единое древнеяпонское государство, постепенно расширявшееся на север за счет покорения и вытеснения айнских племен (эбису, эмиси).

К 6-7вв. островное население  восприняло из Кореи, а также из Китая  элементы китайской и корейской  культуры. Началось распространения  заимстврванного из Китая буддизма, а также письменности на китайском языке. Страна начала именоваться Ниппон или Нихон (японское произношение названия жи бень,т.е."исток солнца"), а верховный правитель принимает сохраняемый и до ныне титул "небесного государя"-тэнно(кит. Тянь хуан). К концу 8в. н.э. потомки племен ва-ямато, покоренных айнов Центрального Хонсю (эмиси), разрозненных групп переселенцев из Китая и Кореи (буддийских монахов, торговцев, ремесленников) окончательно слились в раннесредневековую японскую народность. С этого времени и вплоть до 19в. Япония практически не испытывала ни крупных войн и завоеваний, ни новых существенных переселений.

В то же время приток культурных влияний извне, в основном из Китая  и через Китай из более отдаленных стран, в частности из Индии и  Центральной Азии, в той или  иной мере продолжается; это были как  достижения в материальной сфере, новые  технологии и с\х культуры, так  и новые компоненты духовной культуры, в частности различные направления буддийской и конфуцианской мысли.

Период с конца 12в. и  до Буржуазной революции Мэйдзи 1868г. можно назвать эпохой классического феодализма в Японии. В это время власть императора стала чисто номинальной, реально же от его имени правили военные правители – сёгуны, представители соперничавших между собой за власть влиятельных княжеских династий. В эпоху правления сёгунов из династии Токугава(1603-1876) был положен конец  междоусобным войнам. Это был период не только наиболее спокойного развития японской экономики и культуры, но и наибольшей международной изоляции Японии, когда в страну ежегодно разрешалось прибывать только одному торговому кораблю из Голландии и строго ограниченному числу кораблей из Китая. Плавания же японцев за пределы архипелага были вообще запрещены. Именно в это время, в 17-18 веке, окончательно сложились те черты японской традиционной культуры, которые в той или иной мере продолжают сохраняться в повседневном быту японцев и по сей день.

Национальная психология способствовала развитию централизованного  государства. Япония быстрыми темпами  реорганизовала промышленность, ввела  усовершенствования в с/х, реформировала  общественное устройство. Самурайский  воинский дух побуждал народные массы  к борьбе за "доблесть нации". За 3-4 десятилетия Япония шагнула далеко вперед. Буржуазные отношения получили интенсивный прогресс после того, как страна вышла на капиталистический  путь развития.

 

ΙΙ.Япония в наши дни

 

Япония - гористая и лесистая страна. Почти 130 млн. ее жителей сосредоточены  всего лишь на 20% территории, на узких  приморских равнинах и в предгорьях, а 80% (372 тыс. кв. км.) земель имеют очень  редкое население. До начала индустриализации (конец 19 в.) Япония была на 90% крестьянской страной. Сегодня в с/х занято всего лишь 7% населения, но основные направления с/х остались те же. Это  в первую очередь пашенное земледелие – рисоводство, отчасти разведение др. зерновых культур, садоводство и  огородничество. Практически ушло в  прошлое очень важное еще полвека  тому назад шелководство, зато появились  современные фермы, специализирующиеся на птицеводстве, мясном и молочном животноводстве, которого раньше в  Японии не было вовсе. Если в середине 20 века японские крестьяне пахали на коровах и лошадях и все  работы производились ручными орудиями старинного типа, то сейчас для всех работ, включая посадку рисовой рассады, существуют специальные механизмы, довольно миниатюрные, поскольку размеры крестьянских наделов очень малы, обычно не более 1 га на семью.

 Более 80% современного  населения Японии проживают в  городах, причем половина из  них – в гигантском мегаполисе, протянувшемся полосой сплошной  застройки вдоль южного побережья  Центральной Японии более чем  на 500 км и включающем такие  города, как Токио, Иокогама, Нагоя,  Осака, Кобе и десятки городов  поменьше. Впрочем, большинство жителей  деревни не участвует в с/х,  а предпочитает ездить на работу  в ближайшие города. Полтора –  два часа езды от дома до  работы в один конец – довольно  обычное явление Японии. Хотя  личных автомашин в Японии  очень много, часто бывает намного  экономнее и быстрее добираться  до места работы общественным  транспортом, более всего пригородными  электричками, сеть которых очень  густа, а движение организовано  исключительно четко. 

До 30% населения заняты в  сфере обслуживания, 25 – в торговле, 25 – в промышленности, около 10% - в  строительстве. Японцы много работают и мало отдыхают. Рабочая неделя в большинстве случаев шестидневная, продолжительность ежегодного отпуска  – всего от 7 до 15 дней. Но и этот отпуск берут обычно «кусочками», присоединяя  их к праздничным дням.

Социальный состав японцев  в целом типичен для наций  капиталистической эпохи. Вместе с  тем здесь сохраняется пережиток  архаической кастовой системы. Униженное, неполноправное положение в японском обществе занимают касты баракумин, или эта (около 3 млн. человек). Они проживают в особых поселках и выполняют непрестижную работу (мусорщики, кожевники и др.).

В старину в деревне  можно было видеть крестьянские дома весьма солидных размеров, так как  семьи были большими, да и много  трудовых процессов  производилось  в пределах дома или в подсобных  помещениях усадьбы. Под одной крышей часто совмещались жилой дом, кухня, хлев и конюшня. Но в наше время  японцы живут очень тесно. Невелики по размерам и городские квартиры в многоэтажных домах, и частные  домики в пригородах, да и современные  крестьянские жилища тоже довольно миниатюрны. В настоящее время Япония - одна из самых однородных по этническому  составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы.

 

                                      ΙΙΙ.Традиционное японское жилище

 

Традиционное японское жилище – это дом на невысоких (до 1 м) сваях, снаружи закрытых стеной, так  что внешне он не кажется свайным; ряд столбов поддерживает крышу, обычно соломенную или черепичную; стены лишены несущих функций, они  сделаны из легкого материала  – досок, фанерок, обмазанной глиной, и отштукатуренной дранковой  решетки и т.д., охватывают лишь часть  периметра здания и очень малую  часть внутренних перегородок. Остальные  проемы перекрываются скользящими  в пазах пола и потолка ширмами  – снаружи дощатыми ставнями (амадо), за ними – легкими решетчатыми ширмами (сёдзи), оклеенными прозрачной промасленной бумагой, а внутри дома – рамовыми ширмами (фусума), обтянутыми белым картоном. Это позволяет превратить дом в полуоткрытую, насквозь продуваемую беседку в жаркие дни, или же, пергородив его на несколько изолированных «закутков» и полностью закрыв снаружи, утеплить таким образом на ночь или в ненастную погоду.

Войти в дом можно как  прямо со двора через открытую на юг веранду (энгава), так и через кухню (дайдокоро), имеющую земляной пол на уровне двора. Пол веранды – дощатый, а в жилом помещении покрыт обшитыми плотной циновкой соломенными матами (татами). Все ширмы и маты стандартных размеров, поэтому легко заменяются и служат модулем и единицей измерения жилища. Маты – татами имеют размер примерно 1х2 м. Маленькое помещение может быть площадью всего в 2 – 3 татами, большое – в 15 – 20. Эти же структурные элементы присутствуют и в квартирах городского типа, где они сочетаются с постоянными (несъемными) междукомнатными перегородками и дверьми европейского типа. При входе в японский дом обувь обязательно снимают и по татами ходят в одних носках, а по дощатому полу - в тапочках.

В индивидуальных домах новейшей постройки промасленная бумага заменяется стеклом, картон – пластиком, деревянные рамы – рамами из уголкового алюминия. Это ведет не только к лучшей звуковой и визуальной изоляции соседей друг от друга, но и к их большей социальной разобщенности. В деревянно –  картонную раму можно без особых церемоний постучаться, слегка отодвинуть ее и окликнуть хозяев; постучаться  в глухую дверь с европейской  ручкой – как психологически, так  и реально – сложнее. В новых  домах традиционные дерево, штуковая обмазка, черепица заменяются древесно – стружечными щитами, имитирующими бетон, пластиком, гофрированным шифером или металлом; часть пола застилается не татами, а ковровым покрытием. Современный жилой интерьер во многом еще сохраняет традиционные черты, но доля европейских компонентов в нем постепенно становится все значительнее.

Мебели в традиционном японском доме мало, люди сидят и спят прямо на циновочном полу, подстилая под себя плоские подушки и матрасы, которые – при отсутствии в них необходимости – могут быть убраны в стенные шкафы. Низенький обеденный столик (цукуэ) тоже по использовании может быть убран в кладовку или просто прислонен к стене (обычно для экономии места). В современном интерьере, однако, стали обычны европейские столы, стулья, кресла, а в последние годы 20 века некоторые семьи стали обзаводиться даже кроватями, ранее в японских домах полностью отсутствовавшими.

Японский дом рассчитан  прежде всего на обеспечение тени, прохлады и вентиляции в жарком и  влажном климате, а не на обогрев  в течение короткой и мягкой зимы. Поэтому зимой в нем используются переносные жаровни (хибати) или очаг (ирори), отапливаемые древесным углем. В наше время их заменяют электрические и газовые обогреватели, которые тоже в основном эффективны, только если находиться непосредственно рядом с ними, помещение в целом они согревают плохо. В заводских цехах, офисных помещениях, больших отелях действует либо центральное отопление, либо – чаще – используется кондиционер.

Информация о работе История и культура японцев