Искусство эпохи барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:29, реферат

Описание работы

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.

Работа содержит 1 файл

kontrol'naya1.doc

— 860.00 Кб (Скачать)

2.8.3. Оратории

      Большое значение имеет Гендель как великий  реформатор ораторий, привнесший новый социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя неизменно выразительна, действенна, контрастна, изобразительно-картинна, образно-конкретна. Трактует хор как действенную, живописную, драматическую краску. Основной формой сольного пения остается ария, которая не всегда персонифицируется. Очень важна партия оркестра, дифференцированная, детализированная. Герой его ораторий - гиперболический образ, слитый с народной массой. В результате и библейский сюжет объединяется с народной трактовкой. Основные типы: героические драмы (“Самсон”, “Саул”), героические дифирамбы (“Мессия”), оратории-обличения (“Валтасар”), лирические (пасторали, сказки, идиллии, утопии).

      В отличие от Баха, ближайшие поколения  не забыли Генделя: его слава продолжала расти в XVIIIв, его произведения исполнялись в Европе. Его музыка и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие.

2.9. Музыка барокко  (выводы)

 

      Таким образом, барокко живет в музыкальном  обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации... Музыка барокко - огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы Г.Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко - “необарокко” - в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос - излюбленная фигура барочной риторики).

      “Что  смерть благочестивым”

                        (фон Хоффмансвальгау),

      “Что  молодость, почет, искусность, блеск  наград?”

                                                (Грифиус),

      “Что  мне это квинтэссенция праха?”

                                   (Шекспир)

Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке:

      1) жанрово-танцевальное, вплоть до  звукоизобразительной программности  (“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям  (кантаты Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде);

      2) мажор и минор (заслуга барокко  в выделении этих двух противоположных  ладов);

      3) гигантские композиции (“Страсти”,  Мессы, оратории...) и лаконичные  номера;

      4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);

      5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность, рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем - подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир - одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус);

      6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии...;

      7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия  барочных жанров заметно выделяется  жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.

В эстетике барокко музыка определялась через  точные науки с целью:

      1) служения Богу;

      2) украшения человеческой жизни.

      “Музыкальная  композиция - это математическая наука, посредством которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”

                                                            Вальтер.

2.10. Литература барокко

 

      Стиль барокко нашел свое выражение  и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к  единению, то и в литературе можно  наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный  алебастр, спадая с вышины

Есть  сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно  тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним  из камня столб - подставкой служит он.

                              Жорж де Скюдери

               “Аларих, или побежденный  Рим” 1654

К стилю  барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”,... Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

      В то же время происходит возрождение  героики, особенно во французском романе:

      1) Мадлен де Скюдери  “Артамен  или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

      2) “Мещанский роман” (1666г.)  Антуана  Фюретьера;

      3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он - ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов)

2.11. Театр

 

Своеобразное  претворение стиль барокко получил  в театре. Данному жанру присущи:

      1) условность, витиеватость стиля;

      2) своеобразный язык с включением простонародных слов;

      3) динамика действия;

      4) сложная композиция;

      5) напыщенность, аффектация.

На сцену  вышли новые драматурги: Тирсо  де Малина (“Дон Хиль - зеленые штаны” - комедия положений; “Севильский  цирюльник или каменный гость”) и Педро Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г., “Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира” 1675). Основные черты:

      1) борьба духа и тела, добродетели  и порока в личности героя  и во внешнем конфликте драмы;

      2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением;

      3) обнажение жизненных противоречий.

2.12. Русское искусство  барокко

 

      Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIII в. Именно в  формах барокко усваивалась классическая традиция западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени.

           Русскому искусству XVIII в.  всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

     Реформы, проведенные Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским,  просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

     XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

     По  прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским   коллекциям  размахом  и  роскошью.

     В конце XVII в. в храмовой архитектуре  возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов; ЗИМНИЙ  ДВОРЕЦ  в  Санкт-Петербурге,  памятник  архитектуры  русского барокко. Построен в 1754 - 62 В.В. Растрелли. Он был резиденцией российских императоров, с июля по ноябрь 1917 -  Временного  правительства.  Мощное каре с внутренним двором;  фасады  обращены  к  Неве,  Адмиралтейству  и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчеркивает пышная  отделка фасадов и помещений.  В  1918  часть,  а  в  1922  все  здание  передано Эрмитажу; СМОЛЬНЫЙ  МОНАСТЫРЬ  (бывший   Воскресенский   Смольный   монастырь), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге. В  ансамбль  входят  собственно монастырь, построенный в стиле барокко (1748  -  64,  архитектор  В.В. Растрелли; интерьер собора и корпуса келий - 1832 - 35, архитектор В.П.Стасов), и Смольный институт благородных девиц, первое в России  женское среднее общеобразовательное учебное заведение (1764 - 917).

Информация о работе Искусство эпохи барокко