Искусство эпохи барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:29, реферат

Описание работы

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.

Работа содержит 1 файл

kontrol'naya1.doc

— 860.00 Кб (Скачать)

1. ВВЕДЕНИЕ

       

     Один  из главенствующих стилей в европейской  архитектуре и искусстве конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций  и национальных государств (главным  образом абсолютных монархий). Барокко  воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

     Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного,  гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу.

 

1. 1. Термин

 

     В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

           Существует несколько  версий происхождения термина:

     1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

     2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);

     3) от итальянского barocco — причудливый, странный;

     В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной  эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

     В 50-е годы XIXв. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

     В 80-е годы XIXв. происходит настоящее  “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого  художественного явления.

     В 20е годы XXв. происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес  к местным, национальным вариантам  барокко. Дается периодизация, устанавливаются  исторические границы.

2. СТИЛЬ

2.1. Общая характеристика

     Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.

     В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.). В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).

     Самыми  видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

     Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

2.2. Искусство Италии

2.2.1. Архитектура

           Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии - это время медленного заката многовекового блистательного искусство. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно:

           1. Усиление черт  изобразительности; в частности, в композициях фасадов:

           а) фасад становится декорацией, связанной со зданием  в качестве одной из картин в сюите  зрительных ощущений от общего (“Фасад есть не что иное, как обман” - Милиция);

           б) фасад - как изображение  несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна – то как пролеты, то как изобразительный элемент (дворец Цуккары, окна - раскрытая пасть чудовища).

           2. Стилизация одних  форм под другие (церковь Сант-Иво Баррамини. План здания выполнен в форме пчелы).

           3. Излишества различного  рода (детализация, обилие украшений).

     Представители:

           Барромини Франческо. Для его работ типично:

           1. Дробность массы  здания;

           2. Дематериализация  каменных масс;

           3. Динамизм решений;

           4. Богатая внутренняя  отделка: золото, полудрагоценные  камни... Например: церковь Св. Карло  алле квадро фонтане в Риме. 
 

     

     Бернини Лоренцо. Для его работ типично:

     1. Изящество в сочетании с математическим  расчетом;

     2. Мастерская работа с фактурой  камня;

     3. Использование оптических эффектов.

     Например: лестница в папском дворце в Ватикане, церковь Сант-Андреа дель Квиринале (овал в плане здания).

     Будучи  великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и скульптором. Наиболее известные работы:

       “Давид” - динамизм (тело повернуто  вокруг своей оси), напряженность  мускулов, экспрессия лица. 

           “Алтарь св. Терезы”  в церкви Санта-Мария делла Витториа: “... стена алтарного полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой  силой. Из-за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным снопом озаряют это видение”. (Липатов.)

2.2.2. Скульптура

           Вообще, в скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Фигуры выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой, за которую можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись - скульптуру. Крупным скульптором был Антонио Канова, первые работы которого являются отражением стиля барокко. Характерен выбор сюжетов, связанных с библейской, мифологической тематикой героического или драматического плана. Его работы отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”). Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.

     2.2.3. Живопись

           Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен:

           Себастьяно Риччи. Для его произведений характерно:

     1) мифологические, библейские, исторические  сюжеты;

     2) эффектное, театральное, помпезное изображение;

     3) обязательное присутствие архитектурного  фона;

     4) яркость, контрастность колорита;

     5) динамика изображения.

     Например: “Сотник перед Христом”. 

           Другим блистательным  мастером барокко был Джованни Батисто  Тьеполо - художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”. 

           К стилю барокко  относится творчество Алессандро Маньяско, но в его произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма. Характерно:

           1. Гиперболизм в  изображении;

     2. Искажение пропорций;

     3. Мрачная, холодная красочная гамма;

     4. Нервный, “пляшущий” мазок.

Выдающимся  живописцем барокко был Караваджо. Его черты:

Информация о работе Искусство эпохи барокко