Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:14, автореферат
Объект исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность личности.
Предмет исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность российских государственных служащих.
Цель диссертационного исследования – раскрыть содержание по-нятия информационно-коммуникативной компетентности государствен-ных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения ин-формацией и знаниями в условиях современных социокультурных
изменений.
Автор обращает внимание на то, что в условиях постоянно совершенствуемых информационных технологий государственный служащий не сможет справиться с огромным потоком информации, не обладая для этого новыми навыками сбора, поиска, обобщения, передачи, хранения информации. Вот почему в процессе реформирования современного общества большое значение следует уделять образованию государственных служащих, поскольку повысить эффективность деятельности структур государственной службы способен лишь специалист, включенный в процесс обучения и освоения изменений, связанных с происходящими реформами.
Процесс становления информационной культуры государственных служащих во многом зависит от активного пополнения тезауруса личности, как освоенного человеком объема структурированного знания в виде понятий и смысловых отношений между ними, ибо богатый тезаурус является условием адекватного восприятия информации. Если тезаурус недостаточен, то специалист не сможет не только поставить нужную задачу, но и запросить требуемую информацию, даже имея совершенные компьютерные технологии и информационные системы.
По мнению диссертанта, основная цель совершенствования обучения государственных служащих в сфере информационной культуры состоит в осмыслении и продуцировании управленческой информации; в росте их информационно-коммуникативной компетентности, уровня деловых качеств; освоения новых форм общения, адекватных динамике происходящих изменений. Наряду с этим для государственных служащих крайне важными становятся знания, умения и навыки по проектированию социокультурного пространства.
В работе показывается, что формирование информационной культуры государственных служащих должно осуществляться не только в рамках опережающего (А.Д. Урсул), но и в рамках непрерывного образования. Только специальное информационное образование обеспечит государственному служащему реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, имеющимся в библиотеках, информационных центрах, архивах.
Диссертант полагает, что формирование информационной культуры государственных служащих в условиях информатизации общества и изменений, происходящих в системе государственного управления, должно в себя включать:
– профессиональную переподготовку в системе высшего и послевузовского образования, основанную на обучении новым информационным технологиям;
– специализированные курсы по информационной культуре;
– самообразование как путь повышения восприимчивости к инновациям и развитию способностей быстрого освоения новых информационных форм.
Во втором параграфе «Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих: принципы и методы достижения» рассматриваются новые формы информационно-коммуникативного взаимодействия государственных служащих, возникающие в современных условиях под влиянием социокультурных изменений.
Автор отмечает, что интерактивность становится новым типом коммуникации и межличностного общения. Телеконференции, web-форумы, встречи с руководителями, «планерки» Правительства, обсуждение проблем между руководителями регионов, прямые брифинги с населением, общение посредством электронной почты, коммуникации в ICQ, по сути, есть новые формы коммуникации в истории культуры конца ХХ – начала ХХI века. Диссертант полагает, что информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих должна включать еще и компетенции в новых формах общения. Получить информацию из электронных источников сумеет каждый, но использовать ее с учетом ответственности, например, в системе государственного управления, сможет далеко не каждый государственный служащий.
В работе обращается внимание на поднятый Ф. Фукуямой вопрос доверия относительно социокультурных проблем, представленный в работах Н. Лумана как вопрос доверия к современному знанию и к той информации, которая поступила и была заложена в компьютер. Сегодня во всех сферах общественной жизни даже знания экспертов могут быть подвергнуты сомнению. Человек, включенный в такие сферы деятельности, как научная, управленческая, достаточно часто обращается за получением информации (как знания) в различные поисковые системы Интернета. Однако при использовании такого рода знания (информации) ему невозможно придать авторитетность, так как оно не персонифицировано. Однако обращение к «неразличенному полю», если дело касается не скорости переработки информации, но утверждения самой коммуникации как «процессирования дифференциации знания и незнания», остается неотменимым (А.Глухов, О.Никифоров).
Таким образом, информационно-коммуникативная компетентность государственного служащего в условиях развития новейших информационных технологий предполагает, в первую очередь, умение селекции нового типа знания, формирование культуры работы с новыми источниками информации, включая Интернет, а также возможность «общения» с экраном в интерактивном режиме как с целью реализации своих идей, используя преимущества виртуального мира, так и с целью познания нового.
В третьем параграфе «Развитие информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих как части их профессиональной культуры» автор предлагает пути совершенствования информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, которые оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг в системе государственного управления.
Диссертантом предлагается программа учебного курса «Основы формирования информационно-коммуникативной компетентности личности», цель которого – подготовка государственных служащих к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях развития информационных технологий. Данный курс направлен на решение следующих задач:
– формирование информационного мировоззрения (системы взглядов человека на мир информации и место человека в нем) личности в условиях современных социокультурных изменений;
– приобретение знаний и умений по информационному обеспечению профессиональной деятельности в системе государственного управления.
Отличительными особенностями курса являются полидисциплинарный характер, прагматическая направленность обучения, алгоритмизация представления материала.
Смысловая конструкция модулей курса состоит из четырех частей: «Особенности культуры в глобальном информационном пространстве»; «Информатизация культуры и информационные технологии», «Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих: сущность и структура», «Специфика формирования информационно-коммуникативной компетентности в системе государственного управления».
Автор высказывает предположение, что внедрение данного учебного курса или его отдельных модулей в образовательный процесс позволит государственным служащим не только осмыслить понятие «информационно-коммуникативная компетентность личности», но и сформировать представление о степени развития своей информационно-коммуникативной компетентности, определить для себя пути ее дальнейшего формирования.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей работы.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях.
Публикации в изданиях, входящих в перечень рецензируемых изданий ВАК РФ:
1. Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в современных условиях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2006. – № 3. – 0,5 п.л.
Научные статьи и тезисы:
1. Захарова О.А. Современный мир и информационная безопасность // Информационная безопасность государства: учебно-методическое пособие (в соавторстве) / Под ред. В.М. Герасимова, А.А. Прохожева, Б.П. Елисеева – М.: Мысль, 2003. – 16,0 п.л.; авторский вклад – 1,0 п.л.
2. Захарова О.А. Информационная культура: сущность и понятие // Теория и практика культуры. Альманах. Выпуск 2 / Под общ. ред.
В.К. Егорова. – М: Издательство РАГС, 2004. – 0,5 п.л.
3. Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях социокультурных изменений // Математика. Компьютер. Образование: тезисы докладов XI международной конференции. – Москва - Ижевск: R&C Dynamica, 2004. – 0,2 п.л.
4. Захарова О.А. Концепции информационного общества в теоретических основаниях культурной политики зарубежных стран // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира: тезисы докладов III международной конференции. – М., 2004. – 0,5 п.л.
5. Захарова О.А. Информационная культура государственных служащих в условиях социокультурных изменений // Единое информационное пространство России: федеральный и региональный компоненты: материалы международной конференции. – Краснодар, 2004. – 0,2 п.л.
6. Захарова О.А. Формирование информационной культуры в системе образования государственных служащих // Высшее образование для XXI века: доклады и материалы научной конференции. / Отв. ред. И.М. Ильинский – М.: Издательство Мос. гум. ун-та, 2004. – 0,4 п.л.
8. Захарова О.А. Теоретические основания концепций информационного общества // Теория и практика культуры. Альманах. Выпуск 3 / Под общ. ред. В.К. Егорова – М.: Издательство РАГС, 2005. – 0,5 п.л.
9. Захарова О.А. Становление современной информационной культуры // Теория и практика культуры. Альманах. Выпуск 4 / Под общ. ред. В.К. Егорова – М.: Издательство РАГС, 2006. – 0,5 п.л.
10. Захарова О.А. Информационная среда как основа формирования информационной культуры // Вестник РАГС при Президенте РФ (электронное издание). – 2008. – № 2. – регистрационный номер 0420800043/0034
11. Захарова О.А. Приоритетные направления и механизмы развития информационной культуры // Россия: ключевые проблемы и решения: сборник научных статей. – М.: РАГС, 2009. – 0,5 п.л.
12. Захарова О.А. Расширение информационно-коммуникативного пространства культуры в аспекте современных социокультурных изменений // Вестник РАГС при Президенте РФ (электронное издание). – 2009. – № 1.
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата культурологии
Захаровой Оксаны Александровны
Тема диссертационного исследования
Информационно-коммуникативная
компетентность государственных служащих
в условиях современных
социокультурных изменений
Научный руководитель
Астафьева Ольга Николаевна
Подписано в печать «___» _____ 2007 г. Тираж 80 экз.
Усл.п.л. 1,2
Российская академия государственной службы
при Президенте РФ
Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № _____
119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84.
[1] Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. – М.: Центр образовательной политики, 2003.