Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:14, автореферат

Описание работы

Объект исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность личности.
Предмет исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность российских государственных служащих.
Цель диссертационного исследования – раскрыть содержание по-нятия информационно-коммуникативной компетентности государствен-ных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения ин-формацией и знаниями в условиях современных социокультурных
изменений.

Работа содержит 1 файл

Avtoreferat.doc

— 168.50 Кб (Скачать)


24

 

На правах рукописи

 

 

 

 

Захарова Оксана Александровна

 

 

информационно-коммуникативная

компетентность государственных служащих

в условиях современных

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

 

 

Специальность: 24.00.01 — теория и история культуры

(культурология)

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2007


Работа выполнена на кафедре теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте Российской
Федерации

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

доктор философских наук, профессор

Астафьева Ольга Николаевна

 

 

 

Официальные оппоненты:

 

доктор культурологии, профессор

Кириллова Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

доктор культурологии, профессор

Шлыкова Ольга Владимировна

 

 

 

Ведущая организация:

 

Институт повышения квалификации

работников телевидения и радиовещания

 

 

 

 

Защита диссертации состоится 15 марта 2007 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д – 502.006.07 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, дом 84, ауд. 3330 (I УК).

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (I УК).

 

 

Автореферат разослан 12 февраля 2007 года.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук, профессор                                                        Г.Д. Чесноков


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования.

Актуальность исследования связывается с необходимостью научного анализа масштабных социокультурных изменений, происходящих под воздействием процессов информатизации и компьютеризации. Обновление информационной среды влечет за собой формирование новых культурных потребностей и интересов, активизирует адаптационные механизмы человека, расширяет поиск адекватных коммуникативных практик.

Становится очевидной неоднозначность научно-технических открытий и последствий социокультурных изменений. С одной стороны, раздвигаются рамки доступа индивидов к любой информации, обнаруживаются новые перспективы для развития науки и образования, позволяющие человеку достойно отвечать на исторические вызовы времени, обусловленные динамизмом современных цивилизационных процессов. С другой стороны, формирующиеся с помощью технических средств медиа-пространства и компьютерные информационно-коммуникативные среды настолько сложны для освоения, что их подлинная роль в динамике культуры, степень влияния на человека, возможность сохранения целостной личности остаются не до конца проясненными.

Включение человека в социокультурную ситуацию, требующую от него креативности, мобильности, открытости к освоению технических систем и информационно-коммуникативных технологий, редко рассматривается в работах социально-гуманитарного профиля как междисциплинарная проблема, в основном узкоспециализировано – в рамках отдельных дисциплин. Недооценивается необходимость повышения уровня информационной культуры человека, непрерывного развития его когнитивных и коммуникативных способностей в условиях кардинальных социокультурных изменений.

В связи с этим представляется актуальным обращение к исследованию информационно-коммуникативной компетентности личности как одной из основных составляющих информационной культуры. С позиций культурологического подхода, информационно-коммуникативная компетентность личности рассматривается как часть социокультурной компетентности человека, позволяющая ему существовать в мире культуры – мире символов и знаков, социальных кодов, паттернов поведения и общения. В настоящей работе информационно-коммуникативная компетентность личности выступает как возможность человека, с одной стороны, ориентироваться в динамичной социокультурной среде и в пространстве разных культур; с другой – наращивать объемы информации и знаний, выстраивать собственный стиль коммуникаций, отличающийся повышенной личностной активностью, новыми принципами взаимодействия в условиях современных социокультурных трансформаций.

Достижение определенного уровня информационно-коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности человека, в том числе и в системе российской государственной службы, представляется важным в контексте освоения инновационного стиля деловой культуры, устанавливающего новые стандарты, правила и нормы управленческой деятельности. Это продиктовано появлением «Web-стиля работы», «Web-стиля управления», стремительным развитием интерактивных и мультимедийных технологий; разработкой и реализацией специальных программ и проектов (например, «Электронная Россия», «Электронная подпись»); перспективой активного функционирования «Электронного правительства».

Значимой делает тематику диссертационного исследования проведение административной реформы государственного управления, направленной на повышение эффективности функционирования структур государственной службы Российской Федерации. Ее результативность во многом определяется людьми, обладающими информационно-коммуникативной компетентностью, способными повлиять на ход принятия управленческих решений, придать деятельности структур государственной службы инновационный характер. Исходя из этого, возрастает потребность включения государственного служащего в систему непрерывного образования, связанную с повышением деловой культуры и профессионализма, информационной грамотности и компетентности; обучения его социальным технологиям деловой коммуникации и новым формам интерактивного взаимодействия, адекватным динамике происходящих социокультурных изменений.

Изучение культуры информационного взаимодействия в обновляющемся социокультурном пространстве – самостоятельное направление зарубежных и отечественных культурологических исследований. Коммуникативный и компетентностный подход занимают одно из центральных мест в работах философско-культурологического направления, активно разрабатываются в социально-гуманитарном знании. Между тем специальных научных трудов, в которых бы исследовались проблемы социокультурной компетентности в целом и информационно-коммуникативной компетентности в частности, в отечественной культурологии еще не создано. Информационно-коммуникативная компетентность как категория культуры только начинает осмысливаться в социальных и гуманитарных науках – социальной и культурной антропологии, педагогике, акмеологии. Исходя из этого, обращение к философско-культурологическим аспектам пока еще мало изученной проблемы также обусловливает актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Многоаспектный характер и сложность проблемы диссертационного исследования потребовали обращения к обширному кругу научной литературы, в котором можно выделить три основных блока.

Первый блок включает исследования, раскрывающие динамику современных социальных и культурных изменений, тенденции формирования новых смыслов бытия (работы И.Ю. Алексеевой, О.Н. Астафьевой, А.С. Ахиезера, Б.А. Вороновича, К.Х. Делокарова, Л.Н. Москвичева, В.М. Розина, П.А. Сорокина, К.Б. Соколова, Н.А. Хренова, В.Н. Шевченко, П. Штомпки). Работы общеметодологической направленности, дополненные философско-культурологическими исследованиями, составили представления диссертанта о теоретических основах становления глобального информационного общества, помогли осмыслить проблемы развития человека в динамике социокультурных изменений (Д. Белл, И. Масуда, Т. Стоуньер, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс, Ю. Хабермас, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин, М.Ю. Тихонов и др.).

Второй блок научных трудов связан с обращением к проблеме обоснования нового типа культуры – информационной культуры, которая создает возможности для включения личности в новое информационно-коммуникативное пространство. Анализ различных аспектов информационной культуры, связанных с открывающимися перед человеком перспективами в различных сферах деятельности, представлен в многочисленных работах современных отечественных культурологов (И.М. Андреева, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, Н.Е. Добрынина, В.С. Жидков, Ю.С. Зубов, Н.В. Лопатина, С.Т. Махлина, С.М. Оленев, Б.А. Семенковер, И.Г. Хангельдиева и др.). Решению задач развития информационной культуры государственных служащих посвящены работы Л.В. Василенко, Ю.С. Зубова, Н.В. Макаровой, Т.А. Поляковой, И.Н. Рыбаковой, Н.А. Слядневой и др.

Третий блок научных трудов, наиболее значимый для исследования категории «информационно-коммуникативная компетентность» личности, являющейся одной из основных составляющих информационной культуры, немногочислен. К ним можно отнести работы разных научных направлений – философских, социологических, культурологических, педагогических. Рассматривая понятие «информационно-коммуникативная компетентность», автор диссертационного исследования помимо информационного и коммуникативного подходов, обращается к семиотическому подходу, сложившемуся в философско-культурологическом знании в трудах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Б. Барта, Ж. Бодрийяра, а также современных отечественных исследователей – Д.Б. Гудкова, А.П. Садохина, В.Т. Клокова и др. Среди основных культурологических работ, где рассматриваются проблемы культурной компетентности как результата социализации и инкультурации, отметим исследования Э.А. Орловой и А.Я. Флиера.

Вопросы компетентности государственных служащих занимают одно из важных мест в научных разработках Л.Н. Захаровой, А.И. Ионовой, А.И. Пономарева, Ю.А. Тихомирова и др. Теоретические подходы к исследованию информационно-коммуникативной составляющей государственного управления содержатся в исследованиях П.И. Визира, В.Е. Козловского, В.А. Кулинченко, Ю.И. Матвеенко. В них подчеркивается, что в периоды социокультурных трансформаций особое внимание уделяется формированию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, развитию системы непрерывного образования. Вклад в изучение данной проблемы также внесли Я.А. Ваграменко, Т.И. Тимофеева, А.Ю. Уварова, В.Ф. Шолохович и другие исследователи.

Компетентностный подход в образовании находит свое решение в работах А.Н. Афанасьева, А.Г. Бермуса, Э.Ф. Зеера, Ю.Г. Татура, Ю.В. Фролова, В.Д. Шадрикова. Теоретические аспекты медиаобразования в современном обществе с позиций культурологического анализа представлены в монографиях Н.Б. Кирилловой, К.К. Колина, Б.М. Сапунова и др.

Несмотря на достигнутый уровень разработки вопросов, сопряженных с темой диссертации, в целом в настоящий период ощущается недостаток работ по проблематике информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в современных условиях. Представленное исследование является попыткой восполнить данный пробел.

Объект исследования – информационно-коммуникативная компетентность личности.

Предмет исследования – информационно-коммуникативная компетентность российских государственных служащих.

Цель диссертационного исследования – раскрыть содержание понятия информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения информацией и знаниями в условиях современных социокультурных
изменений.

 

 

Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

– выявить особенности современного информационно-коммуникативного пространства, складывающегося в результате кардинальных социокультурных изменений, и характерные черты нового типа культуры – информационной культуры;

– раскрыть суть культурологической категории «информационно-коммуникативная компетентность» как одной из составляющих информационной культуры личности и выделить основные компоненты в структуре данной категории;

– показать влияние процессов информатизации и компьютеризации социокультурной среды на становление информационно-коммуникативной компетентности личности;

Информация о работе Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений