Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:14, автореферат
Объект исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность личности.
Предмет исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность российских государственных служащих.
Цель диссертационного исследования – раскрыть содержание по-нятия информационно-коммуникативной компетентности государствен-ных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения ин-формацией и знаниями в условиях современных социокультурных
изменений.
– определить ведущие принципы и подходы к повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности российских государственных служащих как части их информационной культуры в условиях современных социокультурных изменений;
– разработать и предложить рекомендации по совершенствованию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в Российской Федерации.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили аппарат культурологии, социальной и культурной антропологии, социальной философии, социальной информатики, семиотики. Концептуализация категории «информационно-коммуникативная компетентность» личности в условиях современных социокультурных изменений стала возможной благодаря обращению к междисциплинарному подходу; использованию системного, функционального, структурного принципов теоретического анализа.
Для решения культурологических задач исследования большое значение имеют концепция диалогической коммуникации М.М. Бахтина; теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса; типология культур Ю.М. Лотмана; теория информационного общества Т. Стоуньера, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, М. Кастельса; теория культурной грамотности Э. Хирша; концепция социокультурной компетентности А.Я. Флиера.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– рассмотрены характерные тенденции глобализирующегося информационного пространства рубежа XX – XXI веков – информатизация, компьютеризация, технологизация, виртуализация, медиатизация, – которые усложняют и динамизируют социокультурную среду. При этом они не только расширяют возможности для развития человека, но одновременно обостряют сложнейшие проблемы социокультурного характера, связанные со способностью адаптироваться к трансформациям современного мира;
– раскрыты сущность нового типа культуры – информационной культуры – и ее особенности, обусловленные изменениями характера создания, доступа, хранения, использования и передачи информации, способов коммуникации, а также символического ряда культуры, с помощью которого в процессе коммуникации передается накопленное знание и усваивается новая информация;
– концептуализирована информационно-коммуникативная компетентность как одна из составляющих информационной культуры; раскрыта специфика введенной в научный оборот категории «информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих»; выявлены ее системообразующие структурные компоненты – когнитивный, мотивационный, коммуникативный, рефлексивный, технологический;
– показано, что процесс становления информационно-коммуникативной компетентности личности обусловлен сложностью феномена «информационная культура» и определяется сферами ее функционирования – специализированная (сфера профессиональной деятельности), обыденная (сфера повседневности); видами и формами (мультимедиа, экранная культура, сетевая культура, виртуальная реальность; гипертекст и т.д.);
– обоснована целесообразность повышения уровня информационной культуры и информационно-коммуникативной компетентности путем включения государственных служащих в процесс непрерывного образования, поскольку повысить эффективность деятельности структур государственной службы способен лишь специалист, творчески осваивающий изменения, происходящие в информационном пространстве;
– предложены рекомендации по совершенствованию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в их профессиональной культуре; разработана программа учебного курса «Основы формирования информационно-коммуникативной компетентности личности», цель которого – подготовка государственных служащих к осуществлению эффективной инновационной профессиональной деятельности, успешной самореализации в условиях информатизации и компьютеризации общества.
Теоретическая значимость исследования определяется новыми подходами в культурологических изысканиях, основанных на комплексном использовании знаний смежных наук в изучении феномена информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений. Полученные результаты могут применяться для дальнейших научных исследований в области теории и истории культуры, философии культуры, прикладной культурологии.
Практическая значимость исследования определяется концептуализацией информационно-коммуникативной компетентности личности как показателя уровня информационной культуры, введением в культурологический оборот категории «информационно-коммуникативная компетентность» личности, а также возможностью использования результатов работы:
– в дальнейшем изучении проблемы информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих с целью формирования культурологической концепции «социокультурной компетентности»;
– при чтении учебных курсов и лекций по теории культуры, культурологии, философии культуры;
– в системе повышения квалификации государственных служащих, а также в процессе проведения аттестаций и квалификационных экзаменов;
– при разработке проектов реформирования системы государственного управления.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы были апробированы автором в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях. Среди них: ежегодная межвузовская аспирантская конференция «Государство и государственное управление в XXI веке» (Калининград, 2003 г.); XI международная конференция «Математика. Компьютер. Образование» (Дубна, 2004 г.); научная конференция «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2004 г.); международная конференция «Единое информационное пространство России: федеральный и региональный компоненты (Краснодар – Геленджик, 2004 г.); III международная конференция «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира» (Москва, 2004 г.); ежегодная межвузовская аспирантская конференция «Россия: тенденции и перспективы развития (Москва, 2004 г.), а также на круглом столе «Философские и психологические вызовы динамики современной культуры» в рамках VIII международного конгресса по философии и культуре (телемост Россия – США, Москва, 2005 г.); на научно-методологических семинарах «Культура и культурная политика» (Москва, РАГС при Президенте РФ,
2003 – 2007 гг.).
Выводы, методические рекомендации, сформулированные в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором 11 научных работах, общим объемом 5,0 п.л.
Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 10 октября 2006 г. (протокол № 3) и была рекомендована к защите на заседании диссертационного совета
Д – 502.006.07 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 01 февраля 2007 г. (протокол № 1).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются исходные методологические установки, объект, предмет, цели и задачи исследования, раскрываются научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, апробация ее результатов.
Первая глава диссертации «Теоретические основания исследования информационно-коммуникативной компетентности личности как составляющей информационной культуры в контексте социокультурных изменений» посвящена анализу базового понятийного аппарата и культурологических категорий, имеющих основополагающее значение для изучения информационно-коммуникативной компетентности.
В первом параграфе первой главы «Современные социокультурные изменения: расширение информационно-коммуникативного пространства культуры» на концепциях, сложившихся в отечественной и зарубежной науке, выявляются методологические подходы к анализу современного информационного пространства и динамики культуры в контексте научно-технического развития.
Автором отмечается, что под современными условиями социокультурных изменений подразумевается вся совокупность изменений, связанных с развитием и внедрением новейшей компьютерной техники и информационных технологий (как следствия научно-технического прогресса, расширения масштабов знания), которые оказывают существенное влияние на социальную и культурную сферы жизни.
Говоря об информационном пространстве, диссертант исходит из исторической преемственности процесса информатизации, имеющего глобальный характер и охватывающего все стороны общественной жизни, кардинальным образом преобразующего тексты и смыслы культуры, образ и стиль жизни человека, трансформирующего всю социально значимую деятельность и повышающего ее эффективность на основе применения современных информационно-коммуникативных систем и технологий. Это позволяет в целом разделять идею «информационных взрывов» (Д.С. Робертсон), признавать огромное значение наращивания объемов и динамики информационных ресурсов для культурного развития.
Обобщив основные теоретические положения концепций информационного общества зарубежных и отечественных исследователей – Д. Белла, И. Масуды, Т. Стоуньера, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, П. Дракера, М. Кастельса, Ю. Хабермаса, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна, Д.С. Черешкина, Н.Н. Моисеева и др., – автор сосредотачивает внимание на следующих основных чертах глобального информационного общества (информационного пространства), позволяющих характеризовать его как:
– общество нового типа, формирующееся в результате новых глобальных социокультурных преобразований, основой которых являются непрерывное развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий;
– общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;
– общество, с одной стороны, способствующее взаимопроникновению культур, а с другой, – открывающее сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации и выражения своей культурной самобытности.
Диссертант придерживается широкой трактовки информационного общества как несопоставимого по масштабу и сложности феномена современного мира, целостность которого образуется в результате взаимодействия интенсивно развивающейся технической сферы и внедрения технологических инноваций. Это позволяет преодолевать пространственные ограничения; трансформирует экономическую систему; влечет преобразования в социальной и культурной сферах и т.д.
На основании проведенного диссертантом анализа научной литературы (В.С. Жидков, В.М. Розин), делается вывод о том, что в современном информационном пространстве необходимо интенсивно развивать новую информационную культуру, которая перестраивает не только сферу экономики, управления, образ жизни и характер коммуникации, но и влияет на человеческую ментальность, самосознание и поведение человека (П.П. Гайденко, Е.И. Ярославцева).
Диссертант рассматривает новый тип культуры – информационную культуру – с позиции историческо-
Анализ различных точек зрения на понятие «информационная культура», содержащихся в работах И.М. Андреевой, Л.А. Василенко, М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, А.А. Гречихина, К.К. Колина, Н.В. Лопатиной, С.М. Оленева, И.Н. Рыбаковой, Э.П. Семенюка, О.Б. Скородумовой, И.Г. Хангельдиевой, позволяет автору сделать вывод о том, что поиск адекватного определения предполагает исходить из синергии составляющих данной категории – «информация» и «культура», а также качественно новых аспектов, появляющихся в результате их взаимосвязи и взаимовлияния. Диссертант считает, что такая методологическая установка позволяет избежать конфронтации двух полярных подходов – гуманитарного и технократического.
Использование понятия «информационная культура» в прикладном значении раскрывает лишь часть той информационной культуры, которая формирует социокультурное пространство. Этот тезис позволяет автору сделать вывод о том, что использование информационной культуры как фундаментального понятия заключает в себе исторические механизмы самоадаптации к меняющейся информационно-коммуникативной среде, которые позволяют активизировать социальную практику, оставлять в прошлом отжившие традиции, утверждая вместо них новые поведенческие нормы и духовные ценности информационного мира.
В работе отмечается, что возникновение нового типа культуры в условиях глобального информационного пространства связано, прежде всего, с изменением:
– характера создания, доступа, хранения и передачи информации. Современные поисковые системы за секунды по заданным словам находят нужный фрагмент в потоке информации, сопоставимой с книгой в тысячу страниц. В настоящее время оцифровываются тексты, визуальная и звуковая информация; создаются электронные библиотеки, художественные порталы;
– способов коммуникации, что выражается в их принципиальной интерактивности. В процессе интерактивных компьютерных коммуникаций появляются новые возможности для повышения творческой активности человека, в том числе и государственных служащих;
– языков и кодов культуры, с помощью которых в процессе коммуникации передается накопленное знание и усваивается новое. В культуре, основанной на письменной фиксации информации, кодирование опиралось на принципы системности, детерминизма, объективности. В основе культуры информационного общества заложена возможность одновременного выбора нескольких вариантов кодирования, восприятия и творческой переработки информации. Это связано с появлением такого понятия, как «гипертекст» – определенной нелинейной последовательности фрагментов текста, находящихся на разных уровнях и соединенных гиперссылками.