Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:14, автореферат

Описание работы

Объект исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность личности.
Предмет исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность российских государственных служащих.
Цель диссертационного исследования – раскрыть содержание по-нятия информационно-коммуникативной компетентности государствен-ных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения ин-формацией и знаниями в условиях современных социокультурных
изменений.

Работа содержит 1 файл

Avtoreferat.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Во втором параграфе «Информационно-коммуникативная компетентность личности: сущность и структура» диссертант концептуализирует данное понятие, раскрывает специфику категории «информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих» и выделяет ее структурные компоненты.

Современная научная разработка проблемы компетентности дает возможность выделить два среза – индивидуальное и социальное – в данном понятии; позволяет конкретизировать его, рассматривая, во-первых, в качестве индивидуальных способностей личности к эффективной реализации на практике специальных профессиональных знаний; во-вторых, как результат целесообразной и рациональной деятельности общества по разработке определенных требований и регламентаций в сфере деловой культуры.

Таким образом, компетентность – это доскональное постижение сути своего дела, основ выполняемой работы; способность понимания внутренней логики функционирования и развития различных систем, связей и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей, как обладание глубокими профессиональными и сопутствующими им знаниями (Л.И. Пономарев). Компетентность предполагает не только сформированные умения, но и постоянное обновление знаний, а также мобильность и готовность применить эти знания в конкретных ситуациях для того, чтобы успешно функционировать в обществе.

Ряд исследователей считают, что компетентность представляет собой сумму двух слагаемых: компетенции и личных и деловых качеств человека (А.И. Ионова). Автор разделяет данную точку зрения и считает, что компетентность – это обладание человеком соответствующими компетенциями, включающими и его личностное отношение к предмету деятельности. Однако в теоретическом знании термины «компетентность» и «компетенция» еще не устоявшиеся, поэтому зачастую используются как синонимы.

Диссертант рассматривает информационно-коммуникативную компетентность личности как одну из основных составляющих информационной культуры. В то же время это понятие близко, но не тождественно понятию социокультурной компетентности. В качестве общих характеристик выступают:

 

а) путь достижения (социализация, инкультурация и т.д.);

б) результат и показатели (способность человека адаптироваться в социуме: идентификация и самоидентификация и т.д.).

В новом типе общества проблема овладения человеком информационно-коммуникативной компетентностью является одной из наиболее важных. Диссертант считает, что, говоря об информационно-коммуникативной компетентности личности, нельзя не учитывать определенных аспектов семиотического подхода в культурологических исследованиях (А.П. Садохин, Д.Б. Гудков). С точки зрения семиотики, культура – это некий объем знаний (информации), которую вырабатывает человечество для адекватной интерпретации того, что говорят и делают люди. При этом данная информация проявляет себя в артефактах, репрезентирующих определенные формы и модели данной интерпретации. В свою очередь, сумма артефактов образует знаковую систему, функционирование которой внутри культуры и за ее пределами приводит к обмену информацией. Что касается лингвокультурологических исследований (В.Т. Клоков, М.А. Кравченко, В.В. Красных), опирающихся на семиотический подход, то в них, с одной стороны, раскрывается понимание того, что представляет собой данная информация, т.е. те модели, с помощью которых осуществляется контакт общества с миром, а с другой – как данная информация материализуется, иначе говоря, фиксируется и получает способность к тому, чтобы быть переданной и полученной членами общества.

Информационно-коммуникативная компетентность личности предполагает не только освоение традиций культуры, образцов и стилей поведения, мира символов, идей и ценностей, но и формирование у человека знаний, дающих видение вещей в определенной форме и смысловом контексте. Такое концептуальное знание выступает конструктивно-организующим началом, формирующим информационно-коммуникативную компетентность индивида, благодаря которой возможно становление личности в конкретном социуме.

Вследствие возникающих кооперативных эффектов в сложных антропо-социо-культурных системах (М.С. Каган) от человека требуется понимание специфики современных социальных моделей, умение ориентироваться в полифонических дискурсах (Интернет-среда, медиа-пространство и т.п.), возникающих в эпоху совершенствования информационно-коммуникативных технологий, возрастания степени их воздействия на человека. Исходя из этого, информационно-коммуникативная компетентность предполагает одновременно и творческое усвоение личностью социокультурного опыта и традиций, и открытость личности инновациям.

Проведенный анализ позволяет диссертанту сделать вывод о том, информационно-коммуникативная компетентность зависит не только от объективных характеристик – объема знаний и умений создания и использования информационных продуктов, овладения новыми коммуникативными практиками и пр., но и от личностных характеристик – когнитивных и социальных установок, интересов и ценностей каждой личности.

В структуре категории «информационно-коммуникативная компетентность» автор выделяет следующие компоненты:

– когнитивный (готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);

– мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);

– коммуникативный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);

– рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности);

– технологический (понимание принципов работы и возможностей информационных технологий).

В работе показывается, что основные тенденции, связанные с развитием глобального информационного общества, оказывают влияние на информационную культуру государственных служащих в двух основных направлениях: происходит глобализация индивидуального сознания личности и вследствие этого – рост требований к уровню информационно-коммуникативной компетентности государственного служащего в условиях трансформации современного общества.

Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих Российской Федерации является сформированной человеком способностью использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения создания, сохранения и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности в системе российской государственной службы.

Диссертантом подчеркивается, что уровень информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих проявляется в следующем:

– знание источников информационных ресурсов, необходимых для профессиональной деятельности, особенностей информационных потоков, новых информационных технологий, способов взаимодействия человека в социуме;

– умение работать с различными видами информации; извлекать ее из различных источников; воспринимать, понимать, оценивать полученную информацию;

– конкретные навыки по использованию компьютерных информационных технологий.

В периоды социокультурных изменений динамика численности государственных служащих, информационно–коммуникативно–компетентных, адекватно реагирующих на инновации, снижается, так как процессы информационного взаимообмена не всегда гарантируют общности понимания.

Соответственно, возрастает значение системы образования как интегрирующего социокультурного института, который формирует картину мира, передает не только основы логико-рациональной деятельности, но и способствует выстраиванию новых ценностно-смысловых порядков. Достигнутая в процессе обучения информационно-коммуникативная компетентность государственного служащего может свидетельствовать о становлении личности, способной к успешной самореализации в системе государственного управления.

Третий параграф «Информатизация и компьютеризация социокультурной среды как условия становления информационно-коммуникативной компетентности личности» посвящен рассмотрению процесса информатизации культуры под влиянием новейших информационных технологий в современных условиях и становлению информационно-коммуникативной компетентности личности как результата трансформаций, происходящих в обществе.

Согласно предложенной Ю.М. Лотманом типологии культур, процесс смены типа коммуникации влечет за собой изменение культурных типов в истории. Современный период характеризуется наступлением нового этапа развития культуры, связанного с внедрением новейших информационных технологий. В работе показывается, что трансформации, происходящие в информационно-коммуникативном поле современной культуры, свидетельствуют о закреплении в обществе различных форм нового типа культуры. На их основе выстраивается новая организация антропо-социо-культурных систем (М.С. Каган), формирующая под влиянием процессов информатизации иную культурную парадигму в обществе.

Диссертант более подробно останавливается на рассмотрении одной из форм информационного типа культуры – экранной культуры (иначе – «компьютерная культура», «электронная культура», «видеокультура»). На основании проведенного им анализа автор трактует понятие «экранная культура» как формирующийся тип культуры эпохи постиндустриальной цивилизации, связанный с развитием коммуникационных технологий и использованием электронных технических средств создания, передачи, восприятия и генерирования информации, обуславливающий трансформацию структуры мышления, воздействующий на ментальные уровни сознания, способы бытия человека в культуре. Появление и распространение экранной культуры приводит к изменению картины мира.

Возможность дистанционной трансляции информации, меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с потребителем информации – характерные черты экранной культуры. Она способствует диверсификации и мультипликации источников образования.

Очевидно, что образование в условиях господства экранной культуры перестает быть средством усвоения готовых знаний, становясь способом информационного обмена личности с окружающими людьми. На эффективность восприятия информации влияют способность личности воспринимать данную информацию, ее социальные и культурные установки.

В условиях развития информационных технологий происходит синтезирование информации в единстве ее вербальной, визуальной и звуковой составляющих. В результате формируется другой тип информационных ресурсов – мультимедиа. Автор подчеркивает, что мультимедиа, как и каждый новый феномен культуры, создает наряду с перспективами, ряд определенных проблем. Так, при его несомненных преимуществах – как интерактивного средства обучения (возможность сочетания логического и образного способов освоения информации; активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности и т.п.) – нельзя не отметить факты усиления мозаичности современной культуры; проявления эклектичности в сфере научного познания в противовес системному мировоззрению; ориентации на репродуцирование вместо творческого подхода; снижения интереса к книжной культуре и т.д. (Н.Б. Кириллова, О.В. Шлыкова).

По мнению диссертанта, новизна ситуации проявляется в том, что в современной культуре одновременно сосуществуют два противоречивых процесса: с одной стороны, информатизация культуры закладывает основы для формирования глобально мыслящего субъекта, расширения его информационно-коммуникативной компетентности; с другой – в результате действия множества разнообразных процессов возрастает фрагментарность, «информативность» личности. Человек подвергается угрозе «культурного шока» в пространстве, казалось бы, собственной культуры – это проявляется в ускорении темпов жизни, нестабильности, мимолетности, фрагментарности коммуникаций.

Противоречия выражаются и в том, что глобальное информационное пространство открывает широкие просторы для развития человека, использующего информационные ресурсы посредством различных технических форм. Компьютерная грамотность раздвигает рамки доступа индивидов к любой информации, обнаруживает новые перспективы для глобализации образования, постижения разных видов и форм информационной  культуры, позволяет человеку достойно отвечать на исторические вызовы времени, обусловленные динамизмом современных процессов. Нельзя не принимать во внимание сложность и неоднозначность формирующихся с помощью технических средств медиа-пространств, компьютерных информационно-коммуникативных сред (в том числе компьютерной виртуальной реальности). В связи с этим их подлинная роль и объемы в контексте культуры, степень влияния на человека, возможность сохранения целостной личности остаются не до конца ясными.

Таким образом, в работе делаются выводы о том, что новые глобальные информационные технологии не только открывают невиданные до того возможности для развития человека, его информационно-коммуникативной компетентности, но одновременно ставят перед ним и культурой сложнейшие проблемы общефилософского характера, связанные с дегуманизацией культуры, рационализацией мышления, технологичностью жизни.

Изменения, связанные с процессами информатизации, технологизации, виртуализации и медиатизации культурного пространства, расширяя способы передачи социокультурного опыта, одновременно исключают ряд традиционных для становления личности социокультурных технологий. Это направляет поиск в новое русло и ведет не только к решению задачи адаптации человека к иным жизненным ситуациям, но и к новому пониманию мира, выстраиванию собственных перспектив творческой самореализации в контексте происходящих трансформаций, в первую очередь, путем формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности.

Во второй главе «Тенденции и перспективы развития информационно-коммуникативной компетентности в системе государственной службы Российской Федерации» внимание автора сосредоточено на проблеме совершенствования и дальнейшего динамичного развития информационной культуры и информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих.

Первый параграф «Формирование информационной культуры в системе образования государственных служащих» посвящен вопросам информационной подготовки государственных служащих в современном обществе.

Диссертант приходит к заключению, что необходимость включения компетентностного подхода в систему образования определяется происходящей в последние десятилетия сменой образовательной парадигмы («в условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений»[1]), а также неуклонно нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования» (А.Н. Афанасьев). В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» применительно к общему образованию отмечается, что необходимо формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции», а также подчеркивается необходимость освоения компьютерной техники и информационных технологий.

Информация о работе Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений