Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:14, автореферат
Объект исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность личности.
Предмет исследования – информационно-коммуникативная компе-тентность российских государственных служащих.
Цель диссертационного исследования – раскрыть содержание по-нятия информационно-коммуникативной компетентности государствен-ных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения ин-формацией и знаниями в условиях современных социокультурных
изменений.
Во втором параграфе «Информационно-коммуникативная компетентность личности: сущность и структура» диссертант концептуализирует данное понятие, раскрывает специфику категории «информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих» и выделяет ее структурные компоненты.
Современная научная разработка проблемы компетентности дает возможность выделить два среза – индивидуальное и социальное – в данном понятии; позволяет конкретизировать его, рассматривая, во-первых, в качестве индивидуальных способностей личности к эффективной реализации на практике специальных профессиональных знаний; во-вторых, как результат целесообразной и рациональной деятельности общества по разработке определенных требований и регламентаций в сфере деловой культуры.
Таким образом, компетентность – это доскональное постижение сути своего дела, основ выполняемой работы; способность понимания внутренней логики функционирования и развития различных систем, связей и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей, как обладание глубокими профессиональными и сопутствующими им знаниями (Л.И. Пономарев). Компетентность предполагает не только сформированные умения, но и постоянное обновление знаний, а также мобильность и готовность применить эти знания в конкретных ситуациях для того, чтобы успешно функционировать в обществе.
Ряд исследователей считают, что компетентность представляет собой сумму двух слагаемых: компетенции и личных и деловых качеств человека (А.И. Ионова). Автор разделяет данную точку зрения и считает, что компетентность – это обладание человеком соответствующими компетенциями, включающими и его личностное отношение к предмету деятельности. Однако в теоретическом знании термины «компетентность» и «компетенция» еще не устоявшиеся, поэтому зачастую используются как синонимы.
Диссертант рассматривает информационно-коммуникативную компетентность личности как одну из основных составляющих информационной культуры. В то же время это понятие близко, но не тождественно понятию социокультурной компетентности. В качестве общих характеристик выступают:
а) путь достижения (социализация, инкультурация и т.д.);
б) результат и показатели (способность человека адаптироваться в социуме: идентификация и самоидентификация и т.д.).
В новом типе общества проблема овладения человеком информационно-коммуникативной компетентностью является одной из наиболее важных. Диссертант считает, что, говоря об информационно-коммуникативной компетентности личности, нельзя не учитывать определенных аспектов семиотического подхода в культурологических исследованиях (А.П. Садохин, Д.Б. Гудков). С точки зрения семиотики, культура – это некий объем знаний (информации), которую вырабатывает человечество для адекватной интерпретации того, что говорят и делают люди. При этом данная информация проявляет себя в артефактах, репрезентирующих определенные формы и модели данной интерпретации. В свою очередь, сумма артефактов образует знаковую систему, функционирование которой внутри культуры и за ее пределами приводит к обмену информацией. Что касается лингвокультурологических исследований (В.Т. Клоков, М.А. Кравченко, В.В. Красных), опирающихся на семиотический подход, то в них, с одной стороны, раскрывается понимание того, что представляет собой данная информация, т.е. те модели, с помощью которых осуществляется контакт общества с миром, а с другой – как данная информация материализуется, иначе говоря, фиксируется и получает способность к тому, чтобы быть переданной и полученной членами общества.
Информационно-коммуникативная компетентность личности предполагает не только освоение традиций культуры, образцов и стилей поведения, мира символов, идей и ценностей, но и формирование у человека знаний, дающих видение вещей в определенной форме и смысловом контексте. Такое концептуальное знание выступает конструктивно-организующим началом, формирующим информационно-коммуникативную компетентность индивида, благодаря которой возможно становление личности в конкретном социуме.
Вследствие возникающих кооперативных эффектов в сложных антропо-социо-культурных системах (М.С. Каган) от человека требуется понимание специфики современных социальных моделей, умение ориентироваться в полифонических дискурсах (Интернет-среда, медиа-пространство и т.п.), возникающих в эпоху совершенствования информационно-коммуникативных технологий, возрастания степени их воздействия на человека. Исходя из этого, информационно-коммуникативная компетентность предполагает одновременно и творческое усвоение личностью социокультурного опыта и традиций, и открытость личности инновациям.
Проведенный анализ позволяет диссертанту сделать вывод о том, информационно-коммуникативная компетентность зависит не только от объективных характеристик – объема знаний и умений создания и использования информационных продуктов, овладения новыми коммуникативными практиками и пр., но и от личностных характеристик – когнитивных и социальных установок, интересов и ценностей каждой личности.
В структуре категории «информационно-коммуникативная компетентность» автор выделяет следующие компоненты:
– когнитивный (готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);
– мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);
– коммуникативный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);
– рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности);
– технологический (понимание принципов работы и возможностей информационных технологий).
В работе показывается, что основные тенденции, связанные с развитием глобального информационного общества, оказывают влияние на информационную культуру государственных служащих в двух основных направлениях: происходит глобализация индивидуального сознания личности и вследствие этого – рост требований к уровню информационно-коммуникативной компетентности государственного служащего в условиях трансформации современного общества.
Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих Российской Федерации является сформированной человеком способностью использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения создания, сохранения и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности в системе российской государственной службы.
Диссертантом подчеркивается, что уровень информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих проявляется в следующем:
– знание источников информационных ресурсов, необходимых для профессиональной деятельности, особенностей информационных потоков, новых информационных технологий, способов взаимодействия человека в социуме;
– умение работать с различными видами информации; извлекать ее из различных источников; воспринимать, понимать, оценивать полученную информацию;
– конкретные навыки по использованию компьютерных информационных технологий.
В периоды социокультурных изменений динамика численности государственных служащих, информационно–коммуникативно–
Соответственно, возрастает значение системы образования как интегрирующего социокультурного института, который формирует картину мира, передает не только основы логико-рациональной деятельности, но и способствует выстраиванию новых ценностно-смысловых порядков. Достигнутая в процессе обучения информационно-коммуникативная компетентность государственного служащего может свидетельствовать о становлении личности, способной к успешной самореализации в системе государственного управления.
Третий параграф «Информатизация и компьютеризация социокультурной среды как условия становления информационно-коммуникативной компетентности личности» посвящен рассмотрению процесса информатизации культуры под влиянием новейших информационных технологий в современных условиях и становлению информационно-коммуникативной компетентности личности как результата трансформаций, происходящих в обществе.
Согласно предложенной Ю.М. Лотманом типологии культур, процесс смены типа коммуникации влечет за собой изменение культурных типов в истории. Современный период характеризуется наступлением нового этапа развития культуры, связанного с внедрением новейших информационных технологий. В работе показывается, что трансформации, происходящие в информационно-коммуникативном поле современной культуры, свидетельствуют о закреплении в обществе различных форм нового типа культуры. На их основе выстраивается новая организация антропо-социо-культурных систем (М.С. Каган), формирующая под влиянием процессов информатизации иную культурную парадигму в обществе.
Диссертант более подробно останавливается на рассмотрении одной из форм информационного типа культуры – экранной культуры (иначе – «компьютерная культура», «электронная культура», «видеокультура»). На основании проведенного им анализа автор трактует понятие «экранная культура» как формирующийся тип культуры эпохи постиндустриальной цивилизации, связанный с развитием коммуникационных технологий и использованием электронных технических средств создания, передачи, восприятия и генерирования информации, обуславливающий трансформацию структуры мышления, воздействующий на ментальные уровни сознания, способы бытия человека в культуре. Появление и распространение экранной культуры приводит к изменению картины мира.
Возможность дистанционной трансляции информации, меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с потребителем информации – характерные черты экранной культуры. Она способствует диверсификации и мультипликации источников образования.
Очевидно, что образование в условиях господства экранной культуры перестает быть средством усвоения готовых знаний, становясь способом информационного обмена личности с окружающими людьми. На эффективность восприятия информации влияют способность личности воспринимать данную информацию, ее социальные и культурные установки.
В условиях развития информационных технологий происходит синтезирование информации в единстве ее вербальной, визуальной и звуковой составляющих. В результате формируется другой тип информационных ресурсов – мультимедиа. Автор подчеркивает, что мультимедиа, как и каждый новый феномен культуры, создает наряду с перспективами, ряд определенных проблем. Так, при его несомненных преимуществах – как интерактивного средства обучения (возможность сочетания логического и образного способов освоения информации; активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности и т.п.) – нельзя не отметить факты усиления мозаичности современной культуры; проявления эклектичности в сфере научного познания в противовес системному мировоззрению; ориентации на репродуцирование вместо творческого подхода; снижения интереса к книжной культуре и т.д. (Н.Б. Кириллова, О.В. Шлыкова).
По мнению диссертанта, новизна ситуации проявляется в том, что в современной культуре одновременно сосуществуют два противоречивых процесса: с одной стороны, информатизация культуры закладывает основы для формирования глобально мыслящего субъекта, расширения его информационно-коммуникативной компетентности; с другой – в результате действия множества разнообразных процессов возрастает фрагментарность, «информативность» личности. Человек подвергается угрозе «культурного шока» в пространстве, казалось бы, собственной культуры – это проявляется в ускорении темпов жизни, нестабильности, мимолетности, фрагментарности коммуникаций.
Противоречия выражаются и в том, что глобальное информационное пространство открывает широкие просторы для развития человека, использующего информационные ресурсы посредством различных технических форм. Компьютерная грамотность раздвигает рамки доступа индивидов к любой информации, обнаруживает новые перспективы для глобализации образования, постижения разных видов и форм информационной культуры, позволяет человеку достойно отвечать на исторические вызовы времени, обусловленные динамизмом современных процессов. Нельзя не принимать во внимание сложность и неоднозначность формирующихся с помощью технических средств медиа-пространств, компьютерных информационно-коммуникативных сред (в том числе компьютерной виртуальной реальности). В связи с этим их подлинная роль и объемы в контексте культуры, степень влияния на человека, возможность сохранения целостной личности остаются не до конца ясными.
Таким образом, в работе делаются выводы о том, что новые глобальные информационные технологии не только открывают невиданные до того возможности для развития человека, его информационно-коммуникативной компетентности, но одновременно ставят перед ним и культурой сложнейшие проблемы общефилософского характера, связанные с дегуманизацией культуры, рационализацией мышления, технологичностью жизни.
Изменения, связанные с процессами информатизации, технологизации, виртуализации и медиатизации культурного пространства, расширяя способы передачи социокультурного опыта, одновременно исключают ряд традиционных для становления личности социокультурных технологий. Это направляет поиск в новое русло и ведет не только к решению задачи адаптации человека к иным жизненным ситуациям, но и к новому пониманию мира, выстраиванию собственных перспектив творческой самореализации в контексте происходящих трансформаций, в первую очередь, путем формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности.
Во второй главе «Тенденции и перспективы развития информационно-коммуникативной компетентности в системе государственной службы Российской Федерации» внимание автора сосредоточено на проблеме совершенствования и дальнейшего динамичного развития информационной культуры и информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих.
Первый параграф «Формирование информационной культуры в системе образования государственных служащих» посвящен вопросам информационной подготовки государственных служащих в современном обществе.
Диссертант приходит к заключению, что необходимость включения компетентностного подхода в систему образования определяется происходящей в последние десятилетия сменой образовательной парадигмы («в условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений»[1]), а также неуклонно нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования» (А.Н. Афанасьев). В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» применительно к общему образованию отмечается, что необходимо формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции», а также подчеркивается необходимость освоения компьютерной техники и информационных технологий.