Игровая концепция культуры Й.Хейзинги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:01, реферат

Описание работы

Хейзинга Йохан (1827 - 1945) - нидерландский историк, философ, теоретик культуры, автор игровой концепции культуры. Й. Хейзинга и его гуманистические идеи были близки творчеству известных философов, культурологов, писателей, таких как Герман Гессе, Хосе Ортега-и-Гассет, Томас Манн, работавших в "черные годы Европы", в годы наступления фашистских режимов. Труды Й. Хейзинги пришли в Россию с большим опозданием, но сразу получили признание среди специалистов разных отраслей знания. В 1988 г. было издано в русском переводе фундаментальное исследование "Осень Средневековья", а в 1992 г. Homo Ludens ("Человек Играющий") и "В тени завтрашнего дня". Это только часть теоретического наследия, опубликованного в Европе в 9 томах.
Была ли у Хейзинги четкая методология? На этот вопрос мы попытаемся ответить в рамках данной работы, цель которой заключается в изучении методологических основ научного наследия Й. Хейзинги.
Задачи таковы:
1) обозначить характер и значение игры как явление культуры;
2) проанализировать формирование взглядов и оформление основ методологии Й. Хейзинги;
3) выяснить взаимосвязь культуры и игры;
4) рассмотреть игру как функцию формирования культуры в контексте опыта определения игрового элемента культуры.
Работа состоит из четырех глав, структурно соответствуя поставленным задачам.
В данной работе я опиралась прежде всего на работы Йохана Хейзинги «Осень Средневековья» [8] и «Homo ludens (Человек играющий)» [7]. Первая работа посвящена анализу последнего этапа существования средневековой культуры, который изучен ученым с точки зрения ментальности эпохи. Второй труд, «Homo ludens», посвящен всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Эти труды отмечены высокой научной ценностью, ясностью и убедительностью изложения, яркостью и разнообразием фактического материала, широтой охвата, несомненными художественными достоинствами.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
1. Формирование взглядов и оформление основ методологии
Й. Хейзинги …………………………………………………… 4
2. Характер и значение игры как явления культуры ……….. 6
3. Взаимосвязь культуры и игры ……………………………… 10
4. Изучение исторической ментальности как основа
методологии Й. Хейзинги…………………………………..... 16
Заключение…………………………………………………….. 20
Список литературы. …………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

готовый реферат по культурологии.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

    Труды Й. Хейзинги намного опередили время, но в наше время они заслужили  всеобщее признание, а методология, имеющая в своей основе изучение ментальности прошедших эпох, широко используется современными исследователями.

    Еще одна важная черта методологии Й. Хейзинги - отношение к культуре как к игре. Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ. Культура все еще хочет в известном смысле играться - по обоюдному соглашению относительно определенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте, а честная игра есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности. Нарушитель правил игры разрушает и культуру.

   Для того чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим  культуру, оно должно быть чистым. Оно не должно состоять в ослепление или отступничестве от норм, предписанных разумом, человечностью или верой. Оно не должно быть сиянием, которым маскируется намерение осуществить определенные цели с помощью специально взращенных игровых форм. Подлинная игра исключает всякую пропаганду . Она содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера - радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность. Сегодня пропаганда, которая хочет завладеть каждым участником жизни, действует средствами, ведущими к истеричным реакциям масс, и поэтому, даже когда она принимает игровые формы, не может рассматриваться как современное выражение духа игры, но только как его фальсификация.

   При этом важно подчеркнуть, что в исследовании игры Хейзинга старался как можно дольше придерживаться понятия игры, которое исходит из положительных и общепризнанных признаков игры. Иными словами, он брал игру в её понятном повседневном значении и хотел избежать "короткого замыкания" ума, которое всё объясняло бы только с позиции игры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     

  1. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. - Кемерово, 1992 
  2. Гуревич П.С. Культурология. - М.. 1998.
 
  1. Богомолова  Н.Н., "Ситуационно – ролевая  игра, как активный метод 
    социально – психологической подготовки // Теоретические и 
    методологические проблемы социальной психологии". М.,1977
 
  1. Сапронов  П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. -СПб., 1998. 
  2. Столович Л.Н., Искусство и игра / Эстетика. М., 1987 
  3. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997
 
  1. Хейзинга  Й., "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992
 
  1. Хейзинга  Й. Осень средневековья. М., 1988
 
  1. Островский  В. Йохан Хейзинга - Homo Istorikus // ХХ век. 2004. №3
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Информация о работе Игровая концепция культуры Й.Хейзинги