Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:01, реферат
Хейзинга Йохан (1827 - 1945) - нидерландский историк, философ, теоретик культуры, автор игровой концепции культуры. Й. Хейзинга и его гуманистические идеи были близки творчеству известных философов, культурологов, писателей, таких как Герман Гессе, Хосе Ортега-и-Гассет, Томас Манн, работавших в "черные годы Европы", в годы наступления фашистских режимов. Труды Й. Хейзинги пришли в Россию с большим опозданием, но сразу получили признание среди специалистов разных отраслей знания. В 1988 г. было издано в русском переводе фундаментальное исследование "Осень Средневековья", а в 1992 г. Homo Ludens ("Человек Играющий") и "В тени завтрашнего дня". Это только часть теоретического наследия, опубликованного в Европе в 9 томах.
Была ли у Хейзинги четкая методология? На этот вопрос мы попытаемся ответить в рамках данной работы, цель которой заключается в изучении методологических основ научного наследия Й. Хейзинги.
Задачи таковы:
1) обозначить характер и значение игры как явление культуры;
2) проанализировать формирование взглядов и оформление основ методологии Й. Хейзинги;
3) выяснить взаимосвязь культуры и игры;
4) рассмотреть игру как функцию формирования культуры в контексте опыта определения игрового элемента культуры.
Работа состоит из четырех глав, структурно соответствуя поставленным задачам.
В данной работе я опиралась прежде всего на работы Йохана Хейзинги «Осень Средневековья» [8] и «Homo ludens (Человек играющий)» [7]. Первая работа посвящена анализу последнего этапа существования средневековой культуры, который изучен ученым с точки зрения ментальности эпохи. Второй труд, «Homo ludens», посвящен всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Эти труды отмечены высокой научной ценностью, ясностью и убедительностью изложения, яркостью и разнообразием фактического материала, широтой охвата, несомненными художественными достоинствами.
Введение……………………………………………………….. 3
1. Формирование взглядов и оформление основ методологии
Й. Хейзинги …………………………………………………… 4
2. Характер и значение игры как явления культуры ……….. 6
3. Взаимосвязь культуры и игры ……………………………… 10
4. Изучение исторической ментальности как основа
методологии Й. Хейзинги…………………………………..... 16
Заключение…………………………………………………….. 20
Список литературы. …………………………………………… 22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
1. Формирование взглядов и оформление основ методологии
Й. Хейзинги …………………………………………………… 4
2. Характер и значение игры как явления культуры ……….. 6
3. Взаимосвязь культуры и игры ……………………………… 10
4. Изучение исторической ментальности как основа
методологии Й. Хейзинги…………………………………..... 16
Заключение……………………………………………………
Список литературы.
……………………………………………
22
ВВЕДЕНИЕ
Хейзинга Йохан (1827 - 1945) - нидерландский историк, философ, теоретик культуры, автор игровой концепции культуры. Й. Хейзинга и его гуманистические идеи были близки творчеству известных философов, культурологов, писателей, таких как Герман Гессе, Хосе Ортега-и-Гассет, Томас Манн, работавших в "черные годы Европы", в годы наступления фашистских режимов. Труды Й. Хейзинги пришли в Россию с большим опозданием, но сразу получили признание среди специалистов разных отраслей знания. В 1988 г. было издано в русском переводе фундаментальное исследование "Осень Средневековья", а в 1992 г. Homo Ludens ("Человек Играющий") и "В тени завтрашнего дня". Это только часть теоретического наследия, опубликованного в Европе в 9 томах.
Была ли у Хейзинги четкая методология? На этот вопрос мы попытаемся ответить в рамках данной работы, цель которой заключается в изучении методологических основ научного наследия Й. Хейзинги.
Задачи таковы:
1) обозначить характер и значение игры как явление культуры;
2) проанализировать формирование взглядов и оформление основ методологии Й. Хейзинги;
3) выяснить взаимосвязь культуры и игры;
4) рассмотреть игру как функцию формирования культуры в контексте опыта определения игрового элемента культуры.
Работа состоит из четырех глав, структурно соответствуя поставленным задачам.
В
данной работе я опиралась прежде всего
на работы Йохана Хейзинги «Осень Средневековья»
[8] и «Homo ludens (Человек играющий)» [7]. Первая
работа посвящена анализу последнего
этапа существования средневековой культуры,
который изучен ученым с точки зрения
ментальности эпохи. Второй труд, «Homo ludens»,
посвящен всеобъемлющей сущности феномена
игры и универсальному значению ее в человеческой
цивилизации. Эти труды отмечены высокой
научной ценностью, ясностью и убедительностью
изложения, яркостью и разнообразием фактического
материала, широтой охвата, несомненными
художественными достоинствами.
ФОРМИРОВАНИЕ
ВЗГЛЯДОВ И ОФОРМЛЕНИЕ
ОСНОВ МЕТОДОЛОГИИ Й.
ХЕЙЗИНГИ
Жизненный путь и судьба теоретического наследия Й. Хейзинги были полны драматическими событиями.
С
юности за Хейзингой закрепилась
слава человека, который рано встает
и все успевает. Хотя его любимым
занятием были просто одинокие прогулки,
во время которых так хорошо думается.
Он ценил свои мысли и старался просто
понять то, что парит в воздухе.
У семьи Хейзинги не хватило денег, чтобы
послать сына в Лейденский университет,
где он смог бы продолжить изучение семитских
языков. Пришлось ограничиться университетом
в Гронингене, где была специальность
«Голландская филология». Почему-то в
эту филологию было включено изучение
санскрита.
Юный Хейзинга был подчеркнуто аполитичен. Даже не читал никаких газет. Настоящая жизнь, полагал он, пребывает в душе человека. Искусство Хейзинга почитал выше жизни, точнее - ее высшей ступенью. [ 9 ]
После
Гронингена он продолжил обучение в
Лейпциге, где изучал славянские языки,
а также литовский и
После защиты диссертации он не нашел работы по специальности, и ему пришлось пойти обычным гимназическим учителем истории в Харлеме. Он по-настоящему занялся историей, лишь начав ее рассказывать
Когда освободилось место на кафедре истории в Гронингене, он подал документы и был, вопреки сопротивлению университетской общественности, но по настоянию своего учителя, зачислен на кафедру без единой публикации по истории. За время преподавания с 1904 по 1915 годы он практически не опубликовал ничего. С точки зрения классических университетских традиций - почти нонсенс. Зато он удачно женился на дочери одного из почтенных гронингенских бюргеров, занимавшего одновременно высокий пост в местном самоуправлении.
Потом Хейзинга признавался, что в эти годы в его сознании произошел разрыв с Востоком. И сближение с европейской историей. Прежде всего, с поздним Средневековьем. Он сам рассказал, что во время одной из прогулок его осенила идея: позднее Средневековье - не провозвестие будущего, а отмирание уходящего в прошлое. Уходила в прошлое история, начавшаяся от республиканского Рима.
Благодаря Хейзинге читатель впервые мог понять чувства и мысли других, уходящих, людей, людей давно минувшей эпохи. Потом начнут искать определение ментальности как связи между временем и пространством в восприятии отдельного индивидуума, а также кодов и знаков этой связи. А в начале 20-х гг. это был новый поворот.
В это время он уже переехал из Гронингена и стал преподавать в Амстердамском университете. На деньги голландского правительства он едет в США, где пишет книгу об этой стране. Ему предлагали остаться там, но он вернулся на родину. Общественное признание росло. Он был даже одним из свидетелей на свадьбе принцессы Юлианы и немецкого финансиста Бернарда, ставшего нидерландским принцем.
В 1938 году еще одна интеллектуальная новация - книга "Homo Ludens" - "Человек играющий". В сущности, это была первая в гуманитарном знании полноценная книга той сферы, что потом стала именоваться "культурологией". Хйзинга показал, как через культуру, точнее, через ее малую часть - через игру, можно увидеть мир и войну, политику и поэзию, флирт и спорт - да что угодно.
Его первая жена скончалась, он женился вторично. Интеллектуальный статус Хейзинги в Европе был необычайно высок, хотя и в достаточно узких кругах. Тем не менее, для своей страны он был одним из интеллектуальных и моральных лидеров. В Европе же и в Америке его идеи расходились как горячие пирожки. Причем слишком многие не только не ссылались на Хейзингу как на первоисточник своих упражнений, а, скорее, стремились побольнее уколоть его как пусть и блистательного, но непрофессионала. Он не обижался и никому не отвечал на упреки.
Началась Вторая мировая война. Страна была оккупирована почти без боя. Но Гитлер каким-то странным образом по-своему уважал голландцев. Он даже говорил, что если бы немцы обладали качествами голландцев, то они были бы непобедимы. Вероятно, имея в виду потрясающую жизнестойкость жителей "нижних земель. Хейзинга не участвовал в сопротивлении, но оставался гуманистом, не желающим сдавать своих позиций. И таким он был для всех антинацистов. В конце концов, Лейденский университет, где к тому времени (с 1932 года) ректорствовал Хейзинга, был закрыт, а сам он оказался в лагере для интернированных в качестве заложника. Но он оставался историком, и 3 октября 1942 года он выступил перед интернированными с лекцией. Это случилось в годовщину снятия осады Лейдена испанцами, состоявшегося в 1574 году. Он говорил о свободе, мужестве, стойкости. А в конечном итоге - о доброте и мудрости.
Немецкие
ученые, равно как и оставшиеся
на свободе ученые-гуманитарии
Он
был уже немолод. Он прекратил
принимать пищу и умер от истощения
1 февраля 1945 года. Возможно, он просто
не хотел никого собой обременять.
[ 9 ]
ХАРАКТЕР
И ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ КАК
ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Раскрытие игровой
концепции культуры, сформулированной
Й. Хейзингом предполагает прежде всего
определить, что автор вкладывает в понятие
игры, в чем видит её характер и значение
как явления культуры.
В первую очередь
надо сказать, что игра, с точки зрения
исследователя,
гораздо старше культуры, так как понятие
культуры предполагает
человеческое сообщество. [ 7 - с.21]
Игра переходит границы чисто биологической
или чисто физической
деятельности, так как уже в наипростейших
формах, в том числе и в жизни
животных, игра есть нечто большее, чем
чисто физиологическое явление,
либо физиологически обусловленное психическая
реакция. Исследователь
указывает, что в игре есть нечто, выходящее
за пределы непосредственного
стремления к поддержанию жизни. Как бы
это не называлось, в любом
случае, эта целенаправленность игры являет
на свет некоторую
нематериальную стихию, включенную в сущность
игры.
К определению основных
функций игры неоднократно обращались
ученые различных специализаций (физиологи,
психологи, философы, педагоги).
Синтез этих теорий
позволяет выделить следующие положения:
игра - высвобождение избыточной жизненной
силы;
игра - инстинкт подражания;
игра - удовлетворение потребностей в
разрядке;
игра - упражнение
на пороге серьезной деятельности;
игра учит себя ограничивать;
игра поддерживает собственную индивидуальность.
Однако, Й. Хейзинга
находит неудовлетворительными эти объяснения,
так как, по мнению исследователя, можно
было бы принять эти положения, но в том
случае, если бы хотя бы одно из них было
исчерпывающим, оно
исключило бы все остальные либо, как некое
“высшее единство охватывало
их и вбирало в себя” [ 7 – с.22]
Й. Хейзинга доказывает,
что игра относится к области иррационального,
так как игра простирается на животных
и на человеческий мир, она не
может быть обоснована никакими рационалистическими
связями. Ведь
укоренённость в рассудке означало бы,
что её пределы - человеческий мир.
Существование игры не связано ни с какой-либо
ступенью культуры, ни с
какой-либо формой мировоззрения “Игра,
какова бы ни была её сущность, не
есть нечто материальное”. [7 – с.23] Даже
у животных она вырывается за
границы физического существования.
Существование игры
утверждает сверхлогический характер
положения в
космосе: животные могут играть, следовательно,
они нечто большее, чем
механизмы; человек играет и знает, что
он играет, следовательно, он
нечто большее, нежели разумное существо,
так как игра неразумна.
“Очищая” понятие игры
от игры в жизни животных и в жизни детей,
рассматривая её там, где биология и психология
её не затрагивают, Й.
Хейзинга дает понятие игры в культуре
следующим образом: игра предстает
как некая заданная величина, предшествующая
самой культуре,
сопровождающая и пронизывающая её от
истоков, вплоть до той фазы
культуры, которую в данный момент переживает
сам наблюдатель [ 7- с.24].
Так, наиболее заметные первоначальные
проявления общественной
деятельности человека уже пронизаны
игрою: например, язык, это первейшее
и высшее орудие, которое человек формирует,
чтобы иметь возможность
сообщать, обучать, править. С помощью
языка человек возвышает вещи
до сферы духа. Поэтому “всякое абстрактное
выражение есть речевой образ,
всякий речевой образ есть ни что иное
как игра слов” [ 7 –с.24]. Пронизан
игрою и миф, который тоже “есть образное
претворение бытия, только более
подробно разработанное, чем отдельное
слово” [ 7 –с. 24]. Так же и культ:
ведь ранние общества совершали свои священнодействия
в ходе чистой игры.
Далее Хейзинга делает
немаловажный вывод: в мифе и культуре
зачинаются великие движущие силы культурно
жизни - право и порядок, общение и предпринимательство,
ремесло и искусство, поэзии, ученость,
наука; таким образом, все они уходят
в ту же почву игровых действий.
Всесторонне изучение
феномена игры позволило Й. Хейзинге выделить
следующие её признаки:
игра - свободное действие:
игра по принуждению не может оставаться
игрой;
игра не есть “обыденная”
или “настоящая” жизнь. Игра - это выход
из
такой жизни в преходящую сферу деятельности
с её собственными
устремлениями. Всякая игра способна во
все времена полностью захватывает
тех, кто в ней принимает участие. Поэтому
противопоставление игра -
серьезность всегда подвержена колебаниям.
Недооценка игры граничит с
переоценкой серьезности. Характер игры
не обусловлен посторонними
интересами: не будучи обыденной жизнью,
она стоит вне процесса
непосредственного удовлетворения нужд
и страстей. Она прерывает этот
процесс, и располагается в сфере более
возвышенной, нежели строго
биологическая сфера процесса пропитания
- спаривания - самозащиты;
третий, отличительный
признак игры - замкнутость, ограниченность.
Она
“разыгрывается” в определенных границах
места и времени. Её течение и
смысл заключены в ней самой;
игра устанавливает
порядок, она сама есть порядок - и этот
порядок
непреложен. Эта глубокая связь с идеей
порядка есть причина того, почему
игра в столь значительной мере лежит
в области эстетического. Игра
склонна быть красивой.