Глагол как самостоятеная часть речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:46, реферат

Описание работы

Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:
Перемещение, движение или положения в пространстве ( плыть, плавать, сидеть, ходить)
Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.
Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая ( сопоставлять, задуматься, прорешать, сказать, вообразить)
Эмоционально-техническая деятельность ( тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)
Физические и прочие состояния человека ( спать, болеть, выздоравливать )
Состояние (или его изменение) природы ( вечереет, подмораживает, светает )

Содержание

Что такое глагол.
Определение глагола.
Виды глагола. Способ глагольного действия.
Отношение форм.
Продуктивные классы глаголов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

  Все остальные  типы соотношений основ принято  относить к непродуктивным классам.  Легко видеть, что все представленные традиционные пять глагольных классов реализуют оба общих типа соотношения глагольных основ: усечение конечного гласного в основе инфинитива или наращение на основу дополнительного согласного. Усечение представлено 4-ым и 5-ым классами. Наращение согласного представлено в 1,2,3 классах. Строго говоря, в 3-ем классе представлено не только наращение. Будь там только наращение, основа настоящего времени оканчивалась бы на –оваj. Иными словами, кроме наращения j, представлено еще и чередование ова/у. Не только усечение, но и чередование согласного представлено в форме 1-ого лица ед. числа настоящего времени у глаголов 4-ого класса: носить, ношу и носишь: любить, люблю и любишь. Таким образом, преобразование основы инфинитива путем усечения или наращения отражает лишь одну сторону преобразований в глагольной основе.

  Другая сторона  этих преобразований касается  морфологических чередований внутри  меньшей по протяженности основы. Эти чередования уже нельзя  объяснить только исходя из  требования завершать основу настоящего времени согласным. В инфинитивных основах плакать, глодать, ходить, пустить, например, в процессе преобразования в основу настоящего времени происходит не только усечение конечного гласног основы, но и чередование конечного согласного. У первых двух глаголов это чередование затрагивает все формы с основой настоящего времени (плачу-плачешь; гложу-гложешь). У двух других это чередование представлено лишь в первом лице единственного лица (хожу-ходишь; пущу-пустишь).

  Глаголы так называемых непродуктивных классов характеризуются чередованием конечного согласного основы.Так, например, глаголы традиционного1-ого непродуктивного класса характеризуются тем, что при образовании основы настоящего времени усекается конечный гласный основы и происходит чередование согласного: плакать и плачу, писать и пишу. Специфика ряда русских глаголов состоит в том, что они образуют основу настоящего времени от инфинитивной двумя способами: наращиванием j (как у 1,2,3-его продуктивных классов) и усечением конечного гласного с чередованием конечного согласного (1-ый непродуктивный класс). Так, например, от инфинитива полоскать можно образовать основу настоящего времени полоскают и основу настоящего времени полощут. Такие вариантные формы основы настоящего времени используются часто как стилистическое противопоставление: махают и машут, клеплет и клепает. В других случаях между вариантами основы настоящего времени устанавливаются синтаксические и некоторые номинативные различия (Слово горами движет и Больной едва двигает левой ногой; Слезы брызжут и Брызгают водой на кого-то т.д. 

Список  используемой литературы. 
 

  1. “Морфологические категории современного русского языка” И. Г. Милославский.М.” Просвещение”1981г.
  2. “О транспозиции временных форм глагола в русском языке.” К. А. Тимофеев.М. Е. Дворникова. М. 1961г.
  3. “Очерки по стилистике русского языка.” А. Н. Гвоздев.Спб. 1999г.
  4. “Кое что о глаголах.” Сергей Диденко.С.пб.1998г.
  5. “Русский глагол”  Бондарко.2001г.

Информация о работе Глагол как самостоятеная часть речи