Функции конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, способностей, личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических и других процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентации; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие конфликта………………………………………………………...4
Понятие «конфликт»…………………………………………………………….4
Типология конфликтов………………………………………………………….9
Динамика развития конфликта………………………………………………..15
Глава 2. Функции конфликта……………………………………………………...18
2.1 Понятие функции конфликта………………………………………………….18
2.2 Явные и скрытые функции конфликта………………………………………..18
2.3 Оценка функции конфликта…………………………………………………...20
2.4 Конструктивные функции конфликта………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 65.44 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка функции  конфликта

С точки зрения функций, конфликт — достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут  добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые  за этим последуют. При этом последствия  могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные  отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей пели, например, выплаты компенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим может последовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенного сотрудника это скорее всего будет латентная функция конфликта и при этом отрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная латентная функция конфликта. В таком случае часто говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Таким образом, и явные  и латентные функции конфликта  могут быть как отрицательными, так  и положительными, то есть они могут  иметь двойственный характер. Если функция конфликта положительная  для его участников, говорят о  функциональном конфликте, в противном  случае это дисфункциональный конфликт, результаты которого являются негативными для его участников и на которые они не рассчитывали.

Несмотря на всю релятивность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно  разделить на две группы: конструктивные (положительные) функции конфликта; деструктивные (отрицательные) функции  конфликта.

 

 

 

 

2.4 Конструктивные  функции конфликта

Все конструктивные (как  впрочем, и отрицательные) функции  конфликта, с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала, можно разделить  на: общие функции конфликта —  имеют место на различных уровнях  социальной системы; функции конфликта  на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственного  на личность. Они выражаются в следующих  последствиях.

Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует  о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет  информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и  чужих интересов в противоборстве. Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и  просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.

Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять  накопившуюся напряженность. Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед  лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения  и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения  возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта  вырабатываются взаимопонимание и  чувство причастности к решению  общей задачи.

Разрешение конфликта  приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности. Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился. Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.

Конфликт может служить  средством выяснения соотношения  сил социальных групп или общностей  и тем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов. Конфликт может служить  средством для возникновения  новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием  старые нормы.

При конструктивных функциях конфликта на личностном уровне происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности. Конфликт может  выполнять познавательную функцию  по отношению к людям, которые  принимают в нем участие. Именно в трудных критических (экзистенциальных) ситуациях и проявляются подлинный  характер, ценности и мотивы поведения  людей; не случайно говорят «друг  познается в беде». С познавательной функцией связана и возможность  диагностики силы противника.

Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известные стороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать появлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п. Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п. Конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта.

Конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте  люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В выводе можно сказать, что  структура конфликта – это  совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность  самому себе, отличие от других явлений  социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная  система и процесс. Конфликтная  ситуация представляет собой систему  взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов объективного и субъективного  уровня, отражающих актуальное противоречие. Она включает в себя участников конфликта (оппоненты, группы поддержки, другие участники), предмет и объект конфликта, элементы микро – и макросреды, связанные  с конфликтом. Психологические компоненты конфликта составляют актуальная мотивация  сторон, их стратегии и тактики  поведения, а также информационные модели конфликта.

Особенность восприятия конфликтной  ситуации – его искаженность. наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

Влияние конфликта на его  участников и социальное окружение  имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что  отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных  конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта  может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для  кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.

Среди конструктивных функций  конфликта можно выделить: устранение противоречия в функционировании коллектива; более глубокое познание участниками  конфликта друг друга; ослабление психической  напряженности; способствование развитию личности; улучшение качества деятельности; повышение авторитета участника  в случае его победы. Негативное воздействие конфликта заключается  в том, что он: значительно ухудшает настроение; приводит к насилию и гибели людей; разрушает межличностные отношения, вызывает болезни; может ухудшать качество индивидуальной деятельности; способствует закреплению социальной пассивности личности.

Положительное влияние конфликта  на социальное окружение заключается  в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические  ценности, может способствовать сплочению  группы перед внешней опасностью и др. Негативное влияние конфликта  заключается в нарушении системы  отношений, ухудшении социально-психологического климата, качества совместной деятельности, снижении сплоченности группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Амурский Государственный Университет. Конфликтология. Хрестоматия (для студентов гуманитарных отделений и факультетов университетов). Составитель В.Н. Кологривов. Благовещенск. 2001. – 487 с.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000 – 551 с.
  3. Гришина Н.В. и другие: общение в трудовом коллективе. М., 1990 – 341 с.
  4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
  5. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1976 – 149 с.
  6. Кайдалов Д. П., СуименкоЕ. И. Единоначалие и коллегиальность. М., 1979 – 177 с.
  7. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с.
  8. Ковалев А.Г. Коллектив и социально психологические проблемы руководства. М., 1975 – 211 с.
  9. Коряк Н.М., Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. М., 1989 – 514 с.
  10. Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы. WWW.I-U.RU - 162 с.
  11. Скот Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991 – 96 с.
  12. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.

 

1 Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2000. С.49

2 Ершов А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Л., 1976. С.64

3 Гришина Н. В. и другие: общение в трудовом коллективе. М., 1990. С. 28.

4 Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Единоначалие и коллегиальность. М., 1979. С. 54

5 Ковалев А.Г. Коллектив и социально психологические проблемы руководства. М., 1975. С. 96

6 Скот Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991. С. 13.

7 Корякин Н. М., Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт. М., 1996. С. 152.

8 Смирнов Г. С. Советский человек. М., 1973. С.37.

 


Информация о работе Функции конфликта