Внутриличностные конфликты,
связанные с работой в организации, могут
принимать различные формы. Одна из наиболее
распространенных форм – это ролевой
конфликт, когда различные роли человека
предъявляют к нему противоречивые требования.
Например, будучи хорошим семьянином (роль
отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек
должен вечера проводить дома, а положение
руководителя может обязать его задержаться
на работе. Или: начальник цеха дал мастеру
указание выпустить определенное количество
деталей, а технический руководитель в
то же самое время – произвести технический
осмотр оборудования. Причиной первого
конфликта является рассогласование личных
потребностей и требований производства,
а второго - нарушение принципа единоначалия.
Внутренние конфликты могут возникать
на производстве вследствие перегруженности
работой или, напротив, отсутствия работы
при необходимости находиться на рабочем
месте.
Межличностный конфликт
Это самый распространенный
тип конфликта. В организациях он
проявляется по-разному. Многие руководители
считают, что единственной его причиной
является несходство характеров. Действительно,
встречаются люди, которым из-за
различий в характерах, взглядах, манере
поведения очень непросто ладить
друг с другом. Однако более глубокий анализ
показывает, что в основе таких конфликтов,
как правило, лежат объективные причины.
Чаще всего – это борьба за ограниченные
ресурсы: материальные средства, производственные
площади, время использования оборудования,
рабочую силу и т. д. Каждый считает, что
в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликты возникают между руководителем
и подчиненным, например, когда подчиненный
убежден, что руководитель предъявляет
к нему непомерные требования, а руководитель
считает, что подчиненный не желает работать
в полную силу.
Конфликт между личностью и
группой
Неформальные группы устанавливают
свои нормы поведения, общения. Каждый
член такой группы должен их соблюдать.
Отступление от принятых норм группа
рассматривает как негативное явление,
возникает конфликт между личностью
и группой. Другой распространенный
конфликт этого типа – конфликт между
группой и руководителем. Наиболее тяжело
такие конфликты протекают при авторитарном
стиле руководства.
Межгрупповой конфликт
Организация состоит из
множества формальных и неформальных
групп, между которыми могут возникать
конфликты. Например, между руководством
и исполнителями, между работниками
различных подразделений, между
неформальными группами внутри подразделений,
между администрацией и профсоюзом.
К сожалению, частым примером
межгруппового конфликта служат
разногласия между высшим и более
низким уровнями управления, т. е. между
линейным и штабным персоналом. Это
яркий пример дисфункционального конфликта.
Межгрупповые конфликты
обусловлены несовместимостью целей
в борьбе за ограниченные ресурсы (власть,
богатство, территория, материальные ресурсы
и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции,
а также возникновением социальной конкуренции.
Межгрупповые конфликты
сопровождаются:
проявлениями «деиндивидуализации», т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам;
проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые» и т. п.), т. е. «групповой фаворитизм». Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе; тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события». Объяснение причин событий резко различается для своей и чужой группы: 1) так положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины; 2) негативное поведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними обстоятельствами. Так, нападения своей группы объясняют внешними причинами, а нападения противников объясняют внутренними причинами. Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают, как внешне обусловленные или порой воспринимаются как подвох. Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями «чужой группы»8.
Социальный конфликт - это ситуация, когда
стороны взаимодействия преследуют какие-то
свои цели, которые противоречат или взаимно
исключают друг друга. Но несмотря на разницу
подходов, в имеющихся определениях конфликта
можно выделить по крайней мере три ключевых
момента:
1. Это предельный случай
обострения социальных противоречий,
явное или скрытое состояние
противоборства, а также ситуация
взаимодействия;
2. Социальный конфликт
выражается в столкновении различных
социальных общностей – классов, наций,
государств, социальных институтов, социальных
субъектов;
3. Противодействующие
стороны преследуют свои различные,
противоположные цели, интересы
и тенденции развития, которые,
как правило, противоречат или взаимоисключают
друг друга.
Таким образом, социальный
конфликт – это сложное явление, включающее
несколько аспектов. Но именно наличие
противоборствующих сторон со своими
потребностями, интересами и целями является
основой конфликта, его осевой линией.
Этот момент тесно связан
с выяснением причин и природы
конфликта, а также определением
его границ: пространственных, временных,
внутрисистемных. Пространственные границы
конфликта определяются местоположением
его участников (квартира, улица, дом, работа,
регион и т.д. и т.п.). Временные параметры
конфликта связаны с его продолжительностью,
включая начало и конец.
Динамика развития конфликта
В процессе своего развития
конфликт проходит несколько стадий,
которые не являются обязательными. По-разному
складывается и продолжительность стадий.
Но последовательность их в любом конфликте
одна и та же.
Всякий реальный конфликт
представляет собой процесс. Рассмотрение
конфликта в динамике предполагает
вычленение стадий конфликта. К их числу
можно отнести следующие: а) возникновение
объективной конфликтной ситуации;
б) осознание объективной конфликтной
ситуации; в) переход к конфликтному
поведению; г) разрешение конфликта.
Возникновение объективной конфликтной
ситуации
В большинстве случаев конфликт
порождается определенной конфликтной
ситуацией. Существо последней в общем
и схематичном виде можно представить
следующим образом. Стороны А и Б оказываются
участниками объективной конфликтной
ситуации, если стремление стороны А к
достижению некоторого желаемого для
нее ее состояния С объективно препятствует
достижению стороной Б желаемого для нее
состояния Д. И наоборот. В частных случаях
С и Д могут совпадать. Какое-то время объективная
конфликтная ситуация не осознается сторонами.
Эту стадию можно назвать стадией потенциального
конфликта, ибо подлинным конфликтом он
становится лишь после восприятия, осознания
объективной ситуации ее участниками.
Осознание объективной конфликтной
ситуации
Чтобы конфликт стал реальным,
участники его должны осознать сложившуюся
ситуацию как конфликтную. Именно восприятие,
понимание реальности как конфликтной
порождает конфликтное поведение. Обычно
понимание ситуации в качестве конфликтной
является результатом осмысления реально
сложившегося объективного противоречия
интересов, стремлений. Однако нередко
конфликтность образов возникает в случае,
когда объективная основа конфликта отсутствует.
Более детально возможны следующие варианты
отношений между идеальными картинами
и реальностью.
Объективная конфликтная
ситуация существует, и стороны считают,
что структура их целей, интересов
конфликтна и правильно понимают
существо реального конфликта, т.е.
правильно оценивают себя, друг друга
и ситуацию в целом. В этом случае
перед нами адекватно понятый
конфликт.
Объективная конфликтная
ситуация существует, и стороны воспринимают
ситуацию как конфликтную, однако с
теми или иными существенными отклонениями
от действительности. Это случай неадекватно
понятого конфликта.
Объективная конфликтная
ситуация существует, но она не осознается
сторонами. В этом случае мы по сути не
имеем дело с конфликтом как социально
- психологическим явлением, поскольку
психологически он не существует для сторон,
и они конфликтным образом не взаимодействуют.
Объективная конфликтная
ситуация отсутствует, но тем не менее
отношения сторон ошибочно воспринимаются
ими как конфликтные. В этом случае мы
имеем дело с так называемым ложным конфликтом.
Конфликтность отсутствует
и объективно, и на уровне осознания.
Осознание ситуации как
конфликтной всегда сопровождается
эмоциональным окрашиванием. Возникающие
эмоциональные ситуации оказываются
включенными в динамику любого конфликта,
активно влияя на его течение и исход.
Переход к конфликтному поведению
Помимо эмоционального
окрашивания, осознание конфликтной
ситуации может сопровождаться переходом
к конфликтному поведению сторон.
Конфликтное поведение можно
определить действия, направленные на
то, чтобы прямо или косвенно блокировать
достижение противостоящей стороной ее
целей, намерений и так далее.
Конфликтные действия резко обостряют
эмоциональный фон протекания конфликты,
эмоции же, в свою очередь, стимулируют
конфликтное поведение. Нередко конфликт
отождествляют со стадией конфликтного
поведения. Такое отождествление представляется
ошибочным: конфликт - значительно более
сложное, многогранное явление. Однако
справедливо, что переход к конфликтному
поведению означает вступление конфликта
в свою открытую явную и обычно наиболее
острую стадию. И поэтому, естественно,
что первую очередь на устранение конфликтного
поведения бывают направлены различные
способы разрешения конфликта.
Разрешение конфликта
Разрешение - заключительная
стадия эволюции конфликта. Разрешение
конфликта возможно, во-первых, за счет
преобразования самой объективной конфликтной
ситуации и, во-вторых, за счет преобразования
образов ситуации, имеющихся у сторон.
Вместе с тем, и в том, и в другом случаях
возможно двоякое разрешение конфликта:
частичное, когда исключается только конфликтное
поведение, но не исключается внутреннее
сдерживаемое побуждение к конфликту
у сторон, и полное, когда конфликт устраняется
и на уровне фактического поведения, и
на внутреннем уровне.
Заключая рассмотрение
динамики конфликта, уместно отметить
следующее. Во-первых, все сказанное
выше относительно динамики конфликта
не следует понимать в том смысле,
что всякий конфликт непременно проходит
каждую из перечисленных стадий. Во-вторых,
важным моментом динамики конфликта
являются его возможные переходы
из одних форм в другие. Диапазон
таких переходов весьма широк.
Глава 2. Функции конфликта
В представлениях многих
людей конфликты ассоциируются
с сугубо отрицательными явлениями: войнами
и революциями, междоусобицами и скандалами.
Поэтому, как правило, конфликт представляется
как явление нежелательное и вредное.
На самом же деле это не всегда так. Последствия
конфликта могут быть как отрицательными,
так и положительными.
2.1 Понятие функции
конфликта
Для объяснения функций социального
конфликта следует обратиться прежде
всего к самому понятию «функция». В общественных
науках функция (от лат. functio — совершение,
исполнение) означает значение и роль,
которую определенный социальный институт
или частный социальный процесс выполняет
относительно потребностей социальной
системы более высокого уровня организации
или интересов составляющих ее общностей,
социальных групп и индивидов. В соответствии
с этим под функцией конфликта мы будем
понимать ту роль, которую выполняет конфликт
по отношению к обществу и его различным
структурным образованиям: социальным
группам, организациям и индивидам.
2.2 Явные и скрытые
функции конфликта
Явные функции конфликта
характеризуются тем, что его
последствия совпадают с целями,
которые провозглашали и преследовали
оппоненты конфликта. Например, если
правительство России, начиная военные
действия с чеченскими бандитскими
формированиями, заявило об их ликвидации
и на самом деле добилось этого. Явная
функция конфликта — это также
победа шахтеров в их конфликте с
администрацией, если они преследовали
именно эту цель.
Скрытые (латентные) функции
конфликта — такие, когда его
последствия обнаруживаются лишь с
течением времени и которые в
определенной степени отличаются от
намерений, ранее провозглашенных
участниками конфликта. Латентные
функции могут выражаться также
в том, что его последствия вообще могут
оказаться неожиданными и не отвечающими
целям участников конфликта. Так, никто
из участников Чеченского конфликта не
предполагал, что в ходе его будут уничтожены
установки по переработке нефти, которых
в республике было большое количество,
и в результате возникнет опасность экологической
катастрофы не только в Чечне, но и за ее
пределами. Бастующие шахтеры, выступавшие
с требованиями к правительству страны
в конце 80-х — начале 90-х годов отменить
госзаказ и дать им возможность свободно
распоряжаться прибылью, очень много сделали
для реформирования общества, но они и
не предполагали, что уже в конце 90-х годов
будут требовать вернуть госзаказ.