Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:19, реферат
Традиции разнообразны. У каждого народа в зависимости от природных и климатических условий, своеобразия исторического развития, национальных особенностей сложились свои обычаи, привычки, обряды, символы, формы общения, знаковая система. И конечно, язык - главный носитель культурной памяти и традиций каждого народа .
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность понятий духовности и духовных традиций……………….4
2. Духовно-творческая традиция в русской культуре…………………..9
3. Религия в системе духовных традиций русской культуры…………21
Заключение…………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………29
Заключение
Нужно ли списывать плачевное состояние нашей духовной и культурной жизни на то, что недодано нам из нищей казны, оправдывания «остаточным принципом» прикармливания «мастеров культуры»? Не прислушаться ли вновь к голосу поэтов и художников, проникновенных мыслителей, оставивших нам непритворные свидетельства о духовно-творческой призванности искусства9?
Не будь на Руси Серафима Саровского - не знала бы Россия ни Пушкина, ни Достоевского. Не знала бы Россия Оптиной пустыни - не услышала бы она и всей плеяды русских поэтических гениев второй половины XIX и начала XX столетий.
Прославление великого во святых Серафима состоялось в Сарове в 1903 г. и событие это имело значение не только для Русской православной церкви. На него откликнулись, зная о духовном подвиге святого или принимая в себя весть о нем, многие известные ныне лица из мира культуры.
Не
пропустил его и чуткий до всех
волновавших поместные умы
Вот эпический почти зачин из главы «Творчество и аскетизм. Гениальность и святость»:
«В начале XIX века жил величайший русский гений - Пушкин и величайший русский святой - Серафим Саровский. Пушкин и св. Серафим жили в разных мирах, не знали друг друга, никогда ни в чем не соприкасались. … Русская душа одинаково может гордиться и гением Пушкина, и святостью Серафима. И одинаково обеднела бы она и то того, что у нее отняли бы Пушкина, и от того, что отняли бы Серафима.
Далее, как часто у Бердяева, драматизация через противопоставление: «Святой творит самого себя, иное, более совершенное в себе бытие. Гений творит великие произведения, совершает великие дела в мире. Лишь творчество самого себя спасает. Творчество великих ценностей может губить. Святой Серафим ничего не творил, кроме самого себя, и этим лишь преображал мир. Пушкин творил великое, безмерно ценное для всего мира, но себя не творил. В творчестве гения есть как бы жертва собой. Делание святого есть прежде всего самоустроение. Пушкин как бы губил свою душу в своем гениально-творческом исхождении из себя. Серафим спасал свою душу духовным деланием в себе»10.
Служения поэтов или художников, по самосознанию, духовно-творческому опыту и созданным произведениям относящихся к традиции о творчестве, именуются в терминах церковных служений символически. Некоторые из них, как просвещение или пророчество, давно вошли в общекультурный обиход (утратив память о своей отнесенности к церковной заботе о введении во Храм, об освобождении из пут обыденной жизни). Некоторые, как освобождение, часто обращаются против церковного сознания нерасторжимости веры и свободы. Судьба других не более завидна.
Конечно,
Церковь наша слишком долго была
отсечена от общественной жизни и участия
в делах культуры. Если возвращение к ним
и происходит, то какое-то медленное, неуверенное.
Много еще недоумений и осторожного недоверия
с обеих сторон - и у церковного люда, и
у творческого. Бог даст, эти заторы преодолеются
в общем деле - молитвенном, творческом
и гражданском. Но стоит помнить с непритворной
ясностью: духовно-творческого устроения
жизни, выявления в ней общечеловеческих
начал мы не достигнем до той поры, пока
не найдем хотя частичного, предварительного
взаимопонимания в вопросе о духовной
природе творчества, об оправданности
творческого служения (в миру ли, в церковной
ли ограде); пока глухи будем к свидетельствам
о гениальности и святости, жизни в культуре
и в Церкви, сохраненным для нас русской
духовно-творческой традицией.
Список
использованной литературы