Духовные традиции русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Традиции разнообразны. У каждого народа в зависимости от природных и климатических условий, своеобразия исторического развития, национальных особенностей сложились свои обычаи, привычки, обряды, символы, формы общения, знаковая система. И конечно, язык - главный носитель культурной памяти и традиций каждого народа .

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность понятий духовности и духовных традиций……………….4
2. Духовно-творческая традиция в русской культуре…………………..9
3. Религия в системе духовных традиций русской культуры…………21
Заключение…………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по культурологии - Духовные традиции русской культуры.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Заключение 

     Нужно ли списывать плачевное состояние  нашей духовной и культурной жизни на то, что недодано нам из нищей казны, оправдывания «остаточным принципом» прикармливания «мастеров культуры»? Не прислушаться ли вновь к голосу поэтов и художников, проникновенных мыслителей, оставивших нам непритворные свидетельства о духовно-творческой призванности искусства9?

     Не  будь на Руси Серафима Саровского - не знала бы Россия ни Пушкина, ни Достоевского. Не знала бы Россия Оптиной пустыни - не услышала бы она и всей плеяды русских поэтических гениев второй половины XIX и начала XX столетий.

     Прославление  великого во святых Серафима состоялось в Сарове в 1903 г. и событие это  имело значение не только для Русской  православной церкви. На него откликнулись, зная о духовном подвиге святого  или принимая в себя весть о  нем, многие известные ныне лица из мира культуры.

     Не  пропустил его и чуткий до всех волновавших поместные умы событий  Бердяев, поступившись в данном случае своим обычным противостоянием  новым «московским правоверам». Видимо, и для него было ясно, что  открывшееся вместе с прославлением святого, касается глубинных пластов русского духовного бытия.

     Вот эпический почти зачин из главы  «Творчество и аскетизм. Гениальность и святость»:

     «В  начале XIX века жил величайший русский  гений - Пушкин и величайший русский  святой - Серафим Саровский. Пушкин и св. Серафим жили в разных мирах, не знали друг друга, никогда ни в чем не соприкасались. … Русская душа одинаково может гордиться и гением Пушкина, и святостью Серафима. И одинаково обеднела бы она и то того, что у нее отняли бы Пушкина, и от того, что отняли бы Серафима.

     Далее, как часто у Бердяева, драматизация через противопоставление: «Святой  творит самого себя, иное, более совершенное  в себе бытие. Гений творит великие  произведения, совершает великие  дела в мире. Лишь творчество самого себя спасает. Творчество великих ценностей может губить. Святой Серафим ничего не творил, кроме самого себя, и этим лишь преображал мир. Пушкин творил великое, безмерно ценное для всего мира, но себя не творил. В творчестве гения есть как бы жертва собой. Делание святого есть прежде всего самоустроение. Пушкин как бы губил свою душу в своем гениально-творческом исхождении из себя. Серафим спасал свою душу духовным деланием в себе»10.

     Служения  поэтов или художников, по самосознанию, духовно-творческому опыту и созданным произведениям относящихся к традиции о творчестве, именуются в терминах церковных служений символически. Некоторые из них, как просвещение или пророчество, давно вошли в общекультурный обиход (утратив память о своей отнесенности к церковной заботе о введении во Храм, об освобождении из пут обыденной жизни). Некоторые, как освобождение, часто обращаются против церковного сознания нерасторжимости веры и свободы. Судьба других не более завидна.

     Конечно, Церковь наша слишком долго была отсечена от общественной жизни и участия в делах культуры. Если возвращение к ним и происходит, то какое-то медленное, неуверенное. Много еще недоумений и осторожного недоверия с обеих сторон - и у церковного люда, и у творческого. Бог даст, эти заторы преодолеются в общем деле - молитвенном, творческом и гражданском. Но стоит помнить с непритворной ясностью: духовно-творческого устроения жизни, выявления в ней общечеловеческих начал мы не достигнем до той поры, пока не найдем хотя частичного, предварительного взаимопонимания в вопросе о духовной природе творчества, об оправданности творческого служения (в миру ли, в церковной ли ограде); пока глухи будем к свидетельствам о гениальности и святости, жизни в культуре и в Церкви, сохраненным для нас русской духовно-творческой традицией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры // Социально-гуманитарные знания, 2007, №2. – с. 52-67
  2. Гершензон М.О. Кризис современной культуры. Минувшее: исторический альманах. – М.; СПб, 1992. – с. 232-248
  3. Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы. – Киев: Наукова Думка, 1980. – 379 с.
  4. Культурология: Учебник для вузов / Б.А.  Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е.А. Ботвинник и др.; под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 480 с.
  5. Культурология: Учебник / под ред. Золкина. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 498 с.
  6. Материалы с сайта http://www.polit.ru/

Информация о работе Духовные традиции русской культуры