Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:19, реферат
Традиции разнообразны. У каждого народа в зависимости от природных и климатических условий, своеобразия исторического развития, национальных особенностей сложились свои обычаи, привычки, обряды, символы, формы общения, знаковая система. И конечно, язык - главный носитель культурной памяти и традиций каждого народа .
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность понятий духовности и духовных традиций……………….4
2. Духовно-творческая традиция в русской культуре…………………..9
3. Религия в системе духовных традиций русской культуры…………21
Заключение…………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………29
Отношение к святости и святым есть мерило верности религиозного мыслителя нашей народной религиозной стихии. Для человека западной обмирщенной образованности лучший свет человечества - гений, для русского народа - святой. Если отвлечься от назойливого вопроса о России и Западе, то смысл приведенных слов ясен: святость самоценна для русской духовной и культурной традиции, все ценности в ней обретают свою цену ровно настолько, насколько они «отнесены» к самоценной святости, обеспечены ее золотым запасом; и оправданы также не сами по себе, а праведным к святости отношением. И далее: «гениальная душа в своем росте в мгновения пробуждающейся в ней творческой воли ... делается восприимчивою к воздействию на нее незримых деятелей духовного мира, какими, прежде всего, являются, по своем конечном освобождении от всех уз отрицательного самооопределения личности, те великие и воистину Христа вместившие души, коих Церковь чтит под именем святых» (Иванов 1917, с.18)2.
Все
своеобразие русской духовно-
Согласно Г.П.Федотову, можно выделить следующие ступени боговдохновенности человеческого творчества:
- на самой вершине - человеческое творчество направлено на самого Св. Духа и формой, воспреемлющей Его, является человеческий дух. Этот процесс протекает вне культуры - это творчество святых.
- ниже стоит творческое вдохновение, исполняющее жизнь Церкви: ее литургию, ее искусство, ее умозрение. Здесь творчество направлено на богочеловеческий мир откровения и святости. Оно объективируется не в человеческом духе, а в вещности. Это творчество святое, творчество святого, хотя и не всегда творчество святых.
- спускаясь ниже, мы вступаем в христианское творчество, обращенное к миру и душе человека. Оно всегда сложное - чистое с греховным - не святое, но освящающееся и освещающее.
- еще ниже - мы вступаем в секуляризованное, оторванное от Церкви творчество, которое отличается от христианского отсутствием признанного критерия. И оно должно быть судимо Крестом.
- наконец, творчество языческого человека, не знающего Христа, но и не предающего Его, тоже причастное божественным энергиям.
И нигде, - заключает Г.П.Федотов свое перечисление, - ни на одной ступени творчества человека не оставлено вдохновением Святого Духа.
В целях философского рассмотрения, основанного на понятии духовно-творческой синергии, различают три уровня.
Во-первых, уровень восприятия энергий благодати Духа Святого, стяжаемой святыми подвижниками равноапостольного духовного опыта (мистико-аскетическая синергия).
Во-вторых, уровень восприятия духовно-творческих энергий творящим лицом - в состоянии гениального творчества - при посредстве стяжателей благодати Духа Святого, живых или уже усопших, святых подвижников (собственно духовно-творческая синергия).
В-третьих,
уровень восприятия энергий, проецируемых
в поэтический мир через
Г.П.Федотов писал, что в опыте таинства, молитвы и духовной жизни подаются силы и для прямого культурного творчества. Не художник своими собственными волевыми усилиями создает святое искусство, а в момент наивысшего творческого подъема он может приблизиться к состоянию святости под воздействием благодатной энергии, посылаемой в мир стяжателями Духа Святого - святыми.
Конечно, «приблизиться к состоянию святости» в наивысшем творческом подъеме, во вдохновении отнюдь не означает стать святым, оставаясь творящим. Состояние гениального творчества виртуально, свободно в своей событийной неуловимости. В нем происходит мгновенное претворение залученной духовно-творческой энергии, не имеющей массы покоя, в творимый поэтический мир. Такие события можно помнить, можно ожидать, быть готовым - в пределах отпущенного творческого времени - к претворению их, но энергию эту нельзя присвоить. Тут все в соответствующей направленности, открытости сердца и ума, в личном самообразе, обеспечивающей причастность к традиции свободного гениального творчества.
«Есть у человека врожденное вдохновение, происходящее от движения чувств сердечных. Истина, - писал Игнатий Брянчанинов, - отвергает это вдохновение, как смешанное, умерщвляет его, чтобы Дух, пришедши, воскресил его в обновленном состоянии. Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать из себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не просто добро, но добро смешанное со злом более или менее»3.
Духовно-творческая
синергия в состоянии гениального
творчества существенно диалогична.
Умерщвление и воскресение
Благодатный дар, принятый чистым сердцем, есть вопрошание и вызов; свободное ответное и ответственное жертвенное служение; и благодарственное претворение даров в со-творенное, произведенное разумом и сердцем творящего из непорочного круга дарений и жертв - в жизнь, жаждущую света.
Диалогическая синергия - как внутреннее качество духовнотворческой традиции определенно проявляется в присущей ей направленности оценок произведений культуры.
Павел Флоренский со свойственной ему отточенностью суждений настаивал на том, что в пределах самой культуры нет критериев выбора, например, между покаянным каноном Андрея Критского и произведениями маркиза де Сада, между духовнозначимым и по сути бесценным и тем, что никакого отношения к духу животворящему не имеет. Установка сознания на культуре, то есть на самих себе, ведет к буквальному признанию потребностей как таковых. Но потребности бывают всякие. Не имея критерия, различающего потребности, не имеем самопринуждения человекобога; а затем, не по личным недостаткам, а с роковой необходимостью, по законам аскетики, хранящей знание о духовных связях нашего существа. Поэтому-то для расценки ценностей нужно непременно выйти за пределы культуры и до конца перестать отождествлять себя, как деятелей культуры.
Ощутимый во всем творчестве Павла Флоренского критерий, позволивший ему недвусмысленно заявить: «Аскетизм для меня есть синоним культуры», был позднее назван Г.П.Федотовым критерием Креста.
Сколько бы соблазнов не таила в себе неустранимая из действия Духа Святого свобода, а законом, нравственной или общественной нормой нельзя судить откровения художника, мыслителя, поэта. Все творчески новое, все пророческое нарушает норму: другие, высшие нормы вырастут из новых откровений. Хотя, разумеется, не всякая аномия духовна, не всякая духовность свята. Критерий Креста требует, чтобы в ней (то есть в духовности) были распяты стихии.
Упоминание о стихийных силах души, искажающих источники вдохновения, обращают нас к третьему, мифопоэтическому уровню духовно-творческой синергии. И здесь для всех, кто не чужд агиологического взгляда на творчество, возникает вопрос: в чем, например, состоит различие сообщительности поэтов со святыми подвижниками (в историческом или жизнесметном времени) и с музами в собственно поэтическом времени?
Б.Эйхенбаум писал о глубинном поэтическом мире у А.Ахматовой, в котором Муза вновь становится живым поэтическим образом. «Как часто и много говорит она о Музе! И она сумела сделать так, что это звучит не как стилизация ... Это придает ее лирике мифологическую основу - ту, которая нужна для подлинной, высокой лирики ... Лирика превращается в миф ... Избранничество, «бремя» творчества, колдовская сила»4.
Реальности мифопоэтического уровня синергии принадлежат собственно душе, погруженной в пространство родового, народного целого.
Поэзия А.Ахматовой, - продолжает Б.Эйхенбаум, - «на границе личных переживаний, на границе безответной откровенности. В этом или за этим - ощущение своей личной жизни как жизни ... народной, в которой все значительно и общезначимо. Отсюда - выход в историю, в жизнь народа, отсюда - особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества»; применительно к такой поэзии нужно говорить о ее исторических силах и стимулах. Сохранить силу жизни можно личным усилием, сохранить творческую силу невозможно»5.
Мифика Музы - ветхая, языческая мифика, древнейшее поэтическое самосознание. В какой связи состоит она с благой вестью Нового Завета?
Когда А.Ахматова с уверенностью произносила: «я никогда не улетала и не уползала из Поэзии», она настаивала не на самозамкнутости поэтического мира, не на закрытости его для благодатных внушений, а на своеобразии поэтического служения, избранничестве и ответственности участия в домостроительстве слова.
«Веленью божию, о муза, будь послушна» - таков пушкинский завет поэтического служения, просьба или повеление, призыв, который, - в диалогической синергии - может быть услышан Музою.
Что касается колдования, волшебства, магии творчества и его, порою столь далекой от аскетизма, мистики, то имеет смысл понимать их в духе мифопоэтического реализма, не опускаясь до сыскной подозрительности в ересях. Родовые сознание и воля такие же реальности жизни, как и личностная, избранническая их заостренность. Душа, эта живая основа сознания и воли, по природе вплетена в родовую жизнь человека. Чистота, благочестивость поэтического служения достигается не отрывом от родовых стихий человеческой природы, а их преображением, «обличением» в личностное бытие.
О.Мандельштам так сформулировал одну из аксиом мифопоэтической антропологии: «Самое удобное и правильное - рассматривать слово как образ, то есть словесное представление ... Данность продуктов нашего сознания сближает их с предметами внешнего мира и позволяет рассматривать представления как нечто объективное ... Представления можно рассматривать не только как объективную данность сознания, но и как органы человека, совершенно так же точно, как печень, сердце»6.
Образы
внешнего и внутреннего миров, и
ценности, в них представленные,
суть органы творящего лица. Но также
и персонажи поэтической
В
мифопоэтическом горизонте
Сказанное о трех уровнях духовно-поэтической синергии имело целью подчеркнуть, что традиции о творчестве свойственно особое устроение: с одной стороны, ступенчатость, прерывность восприятия благодатных энергий и их претворения, а с другой, непрерывность, преемственность их усвоения.
Впрочем,
существенная для интуиции духовно-творческого
бытия антиномия прерывности/
Вспомнив еще раз о прикровенности духовной традиции, оговоримся, что суть приведенных соображений не в возможности привнесенной извне философской или богословской рефлексии над сообщительностью гениальности и святости. Эскурс о синаксии, синергии, синиконии и синархии имеет целью еще раз подчеркнуть органическую связанность и виртуальную событийность всего, что происходит в духовно-творческом делании. Ибо ими как раз и обосновывается радикальный реализм творческого домостроительства, понимание его как свидетельского и исповеднического выговаривания неизреченного, иного - творческого и спасительного - бытия, нездешнего, изначального Слова.